<25erfbtiUSje a&b&ttfe,HE УСТАРЕЛА ЛИ ПРОГРАММА?нализ существующих программ по подготовке шоферов приводит к выводу, что в отрасли хозяйства. где используются наиболее совершенные машины, существует наиболее примитивная, много лет не изменявшаяся система подготовки и переподготовки водителей. При рассмотрении этой системы становится очевидным «техминимумовский» подход к построению учебных планов и программ обучения шоферов III класса и повышения их квалификации на II иI классы. В чем состоят недостатки такого подхода? Прежде всего в отсутствии четкой связи и преемственности в обучении водителей. Объем знаний, требуемый при подготовке шоферов III класса, очень незначительно повышается в программах обучения шоферов II, а затем иI класса по всем дисциплинам. Разница заключается в том, что при подготовке шоферов III класса ограничиваются изучением конструкции автомобиля М-21, ГАЗ-51 и ЗИЛ-164, а для шоферов II иI класса добавляется ознакомление с конструкциями автомобилей МЗМА-407, МАЗ-209, ЯАЗ-210, ЗИЛ-158 и ЗИЛ-127. Повышение квалификации и получение высшего класса, как правило, не отражается на производительности труда водителей, изменяется лишь величина надбавки к зарплате. Это объясняется тем, что водитель автомобиля, по существу, выполняет одну и ту же работу независимо от того, какой класс ему присвоенIII или I. Правильно ли это? На наш взгляд, критериями повышения квалификации могут быть только уровень знаний о научных основах автомобильной техники и уровень навыков по отдельным ее отраслям. Во всех других отраслях производства уже давно приняты эти критерии оценки квалификации работников. Настала пора ввести их и на автомобильном транспорте. Почему устаревшая система подготовки кадров уживается здесь? По одной простой причине: она не помогает, но и не мешает жизни автотранспортных предприятий. Ее терпят, хотя и понимают ее никчемность. Представьте себе токаря, который три года подряд изучал бы одно и то же: устройство станка. Его разряд повысился с5 до 7, хотя существенно его умения и знания не возросли. На производстве забьют тревогу, так как токарь 7 разряда должен стоять на голову выше токаря 5 разряда, выполнять задания, требующие более высокой квалификации. И только при обучении водителей снова и снова штудируется примитивный описательный курс устройства автомобилей, часто не имеющий отношения к производственной работе. Ведь не секрет, что иной раз шофер-любитель умеет водить автомобиль лучше шофера I класса! Недостатки в существующей системе подготовки особенно ярко сказываютсяАв тех случаях, когда водитель сталкивается с необходимостью выявить неполадки в работе автомобиля, проанализировать их причины и устранить неисправности, когда перед водителем стоят задачи повышения производительности труда, улучшения транспортного процесса. Мы считаем, что задача методистов и преподавателей состоит в том, чтобы вооружить шофера такой системой знаний и навыков, которая помогала бы ему ориентироваться в различных по сложности условиях работы. Для этого нужно, чтобы главным направлением в работе методистов было определение необходимых этапов в подготовке водителей. В связи с этим вызывает сомнение существующая система трех классов. Может быть, было бы целесообразно иметь две категории водительской квалификации (шофер-профессионал и шофер I класса) и несколько категорий шоферов-механиков с различными уклонами (по двигателям, по электрооборудованию, по системам питания дизелей), так как универсальная подготовка на автотранспорте уже становится невозможной. Такое дифференцирование в системе подготовки позволит получить достаточное количество шоферов для вождения автомобилей на массовых перевозках и необходимое их число для вождения автобусов, санитарных, пожарных машин, требующих от водителя более высокой квалификации, а также специалистов по отраслям автомобильно-ремонтного производства, необходимых в укрупненных автохозяйствах. В подготовке шоферов-профессионалов основное место должно занимать изучение общих принципов устройства и действия автомобильных механизмов, а главное приобретение практических навыков по вождению автомобиля. Вместе с изучением устройства автомобилей водителей-профессионалов необходимо вооружить системой технических знаний, научить читать чертежи и схемы, а также пользоваться технической литеПо следим неопубликованных писем КУРСАНТЫ ПОЛУЧАЮТ ПРАВА Группа досаафовцев из Верхне-Ма- . монского района Воронежской области написала в редакцию о плохой подготовке шоферов в первичных организациях района. В ответ на запрос редакции председатель Воронежского обкома ДОСААФ тов. Буравченко сообщил, что факты, приведенные в письме, обсуждены президиумом областного комитета оборонного Общества. Президиум отметил, что в Верхне-Мамонском районе без разрешения обкома было организовано шесть курсов по подготовке шоферов третьего класса. При их создании председателем районного комитета ДОСААФ тов. Борщовым были допущены серьезные ошибки, в результате которых курсанты не получили знаний в полном объеме учебной программы. Президиум обязал тов. Борщозз создать для работы курсов нормальные условия с тем, чтобы программа обучения шоферов была полностью занончена в i960 году.ратурой и документацией. Это создаст известные предпосылки к дальнейшему повышению их общеобразовательного и профессионального уровня. На заключительном этапе подготовки шофера-профессионала должны быть' изучены основные сведения об эксплуатации автомобилей, включая техническое. обслуживание, текущий ремонт и правила безопасного вождения. Водитель-профессионал, имеющий определенный производственный стаж и общеобразовательную подготовку, может повысить свою квалификацию и получить специальность шофера I класса. В содержание подготовки шофера I класса должно входить главным образом изучение элементов теории. Это создаст необходимые условия для предвидения поведения автомобиля в усложненной обстановке и предпосылки безопасной работы водителя на автомобилях, требующих высокой квалификации. Другим, существенным элементом в подготовке водителей I, класса должно быть изучение особенностей конструкции как специальных автомобилей, так и их новых моделей. Завершением курса может явиться изучение производительных методов организации перевозок грузов и пассажиров, а также рациональных методов проведения технического обслуживания, текущего и среднего ремонта. Шофер I класса может продолжать повышение своей производственной квалификации, получая последовательно специальности автомеханика по различным отраслям автомобильного ремонтного производства. Уровень знаний автомеханика должен определяться исчерпывающими сведениями по конструкции, техническому обслуживанию и ремонту (включая капитальный) определенной группы механизмов и приборов автомобиля (питание, электрооборудование, двигатель, силовая передача, ходовая часть и т. д.). Автомеханик, кроме того, должен знать экономику работы автохозяйства и уметь руководить работой отдельных его служб и бригад. Шофер I класса, желающий получить специальность автомеханика, должен иметь высокий общеобразовательный уровень и соответствующий производственный стаж. В предлагаемой системе подготовки водителей может быть предусмотрена также организация периодических краткосрочных курсов для ознакомления водителей с новыми моделями машин, марками эксплуатационных материалов, методами использования производственного оборудования и т. п. Мы надеемся, что творческая дискуссия по высказанным выше соображениям позволит найти наилучшие решения. В. БЕСПАПЬКО, кандидат педагогических наук; Б. ГЕЛЬБУРТ, инженер НИИ производственного обучения,7