АТАКИ НА АБСОЛЮТНЫЙ РЕКОРД СКОРОСТИМ. Томсон — 639 км/час. Новый рекорд? — Нет! Заканчивающийся 1960 год ознаменовался целым рядом попыток побить абсолютный мировой рекорд скорости на автомобиле, установленный англичанином Джоном Коббом 16 сентября 1947 года на Соленом озере в Бонкевиле, в штате Юта (США). Как известно, Джон Кобб установил свой рекорд на автомобиле «РайльТон» с двумя V-образными 12 цилиндровыми двигателями (рабочий объем — по 24 л каждый), развивавшими общую мощность 2600 л. с. Он выбрал на Соленом озере участок длиной 23 км, в самой середине которого была мерная миля; для разгона использовалось 10 километров. Вторая передача включалась при скорости 225 км/час, третья — при скорости 385 км/час. К началу мерного участка на прямой передаче Кобб подходил со скоростью выше 620 км/час. Даже на самом мерном участке автомобиль продолжал ускоряться ик концу его скорость достигла 668 км/час- Официально • зарегистрированный ФИА мировой рекорд Джона Кобба (средний по заездам в обоих направлениях) равняется 634,4 км/час. С тех пор предпринимались лишь отдельные попытки развить подобную скорость; они оканчивались безрезультатно. Поэтому большое внимание всей специальной и спортивной печати привлекло то обстоятельство, что в 1960 году появились по крайней мере пять претендентов на побитие абсолютного рекорда. Первый из них. 36-летний механик Атол Грэхем построил рекордно-гоночный автомобиль собственной конструкции с двигателем, развивающим мощность 3000 л. с. Близкую ему по общим данным (мощности и весу) машину создал американский инженер Арт Арфонс. Довольно известный в США ученый, физик д-р Натан Остич из Лос-Анжелоса построил для побития абсолютного рекорда автомобиль с турбинным двигателем и воздушным тормозом, а молодой американец Микки Томсон — рекордный автомобиль «Челенджер-1» с четырьмя V-образными восьмицилиндровыми двигателями «Понтиак», имеющими компрессоры для наддува и систему впрыска топлива в цилиндры. И. наконец. англичанин Дональд Кэмпбелл подготовил свою «СинюЮ птицу» с газотурбинным двигателем мощностью более 4000 л. с. (см. «За рулем» N° 8 за 1960 г.) Попытка Атола Грэхема побить абсолютный рекорд закончилась трагично. Достигнув скорости 480 км/час. он перевернулся, машина была разбита, а гонщик поплатился жизнью. Вскоре на Соленых озерах Бонневиля появился Натан Остич со своим «турбинным чудом», как его называли американские газеты. Здесь все окончилось более благополучно; не успел автомобиль пройти 1,5 километра, как Остичу пришлось воспользоваться парашютными тормозами: оба впускных воздухоподвода к турбине получили такие повреждения, что для ремонта их потребовалось более месяца. Повторять же свою попытку Натан Остич, а также и не успевший стартовать Арт Арфонс, не сочли целесообразным в связи с появлением на Соленом озере нашумевшей «Синей птицы» Дональда Кэмпбелла, который является обладателем абсолютного мирового рекорда скорости на воде (411 км/час). Действительно, этот автомобиль и его водитель имели явно больше шансов, чем другие. Расчеты американцев сводились к тому. что Кэмпбелл не успеет подготовить свою машину и перевезти ее из Англии. Когда выяснилось, что эти надежды не состоятельны, реакция у каждого из претендентов была разная. Если Остич и Арфонс предпочли ретироваться, то Микки Томсон, наоборот, заспешил с подготовкой автомобиля, надеясь хоть на несколько дней или часов, но все-таки поставить рекорд и вписать свое имя в список мировых рекордсменов. Надо сказать, что со времен Кобба никто еще так близко не был к заветной цели, как Микки Томсон. Уже на первых порах он сумел развить скорость до 600 км/час, но все же вынужден был прекратить дальнейшие попытки в ожидании того, когда соленая трасса Бонневиля еще более подсохнет. Появление «Синей птицы» подстегнуло Томсона, и его «Челенджер-1» снова вышел на старт. В течение 13 часов Томсон дежурил на старте, пока анемометр не показал полного безветрия.' Первый заезд на дистанцию 1 миля со стартом с хода прошел блестяще — со скоростью 658 км/час. В обратном направлении «Челенджер-1» продвигался не столь быстро и развил скорость «всего лишь» 624 км/час. Но по сумме двух заездов получился результат 639 км/час, превышающий результат Кобба. Новый рекорд? Увы, нет, поскольку правила Международной Автомобильной Федерации (ФИА) для побития старого рекорда требуют превзойти его не менее чем на 1 процент. В данном случае для официальной регистрации рекорда требовалось, чтобы Томсон показал скорость, не меньшую, чем 640,7 км/час, а он не «дотянул» каких-нибудь сотых долей секунды. И все же досадная неудача Микки Томсона, о которой многие газеты писали в сенсационном духе, называя ее «чертовским невезением», «самым несправедливым судом неба» н т. д. оказалась наиболее безобидной по сравнению с другими попытками низвергнуть застоявшийся рекорд. Дональд Кэмпбелл, приурочивший свои планы к «круглой дате» 16 сентября (т. е. к тринадцатой годовщине со дня установления рекорда) стартовал неудачно и потерпел тяжелую аварию, не достигнув скорости 500 км/час. Любопытно, что «Синяя птица» перевернулась на той же скорости (480 км/час), как и рекордный автомобиль Грэхема, но для Кэмпбелла «сальто-мортале» с четырьмя тоннами веса на такой скорости окончилось более благополучно — он был доставлен в госпиталь с ранениями, не способными его удержать от намерения возобновитьпопытку побить рекорд. Так, по крайней мере, Д. Кэмпбелл заявил представителям печати. Сейчас, после катастрофических неудач Грэхема и Кэмпбелла. расчеты на побитие абсолютного рекорда могут быть практически связаны либо с «Челенджером-1» Томсона, либо с новой машиной, строящейся по проекту немецкого инженера Леопольда Шмида, который работает на заводе Порше (ФРГ). Не без основания считая в «Синей птице» наиболее уязвимым местом шины, Шмнд спроектировал бесшинные колеса (<=беговые кольца») из профилированного алюминия. Машина Шмида будет более компактна, чем «Синяя птица» (короче на 2,5 метра), а вес ее составит меньше половины веса «Синей птицы» (1950 кг). Турбинный двигатель мощностью 8000 л. с. должен по расчетам обеспечить автомобилю максимальную скорость порядка 1000 км/час.ПЕРВЕНСТВО ЕВРОПЫ ПО РАЛЛИПредпоследний этап розыгрыша первенства Европы по ралли — соревнования в Западной Германии под названием «Ралли Германия» — явился одним из самых трудных испытаний для претендентов на звание чемпионов Европы. Дистанция соревнований была не очень велика (2500 км), но изобиловала труднопроходимыми участками; достаточно сказать, что участникам предстояло преодолеть 50 горных перевалов. Из 93 стартовавших экипажей лишь 52 дошли до финиша. Единственным экипажем, закончившим соревнование без единого штрафного очка, был шведский экипаж автомобиля «Вольво» в составе Гуннара Андерссона и Вальтера Карлссона, которые благодаря этому стали победителями не только в своем классе, но ив общем (абсолютном) зачете. Всего лишь на 0,4 очка отстали от них французы Траутман и Огье, выступавшие на «Ситроене». Однако этот успех не приблизил к званию чемпионов Европы ни шведов, ни французов, поскольку и лидеры чемпионата, немецкие раллисты Вальтер Шок и Рольф Молль, тоже хорошо прошли дистанцию, победив в своем класе («Мерседес») и заняв высокое четвертое место в общем зачете. Этот результат практически гарантирует В. Шоку и Р. Моллю звание чемпионов Европы, поскольку разрывв очках с ближайшими конкурентами довольно велик.ПЕРВЕНСТВО ЕВРОПЫ ПО ГОРНЫМ ГОНКАМРозыгрыш Большого Горного приза Швейцарии явился одновременно четвертым этапом чемпионата Европы по горным гонкам. Соревнования проходили на горе Виллар и, несмотря на очень плохую погоду, привлекли много зрителей. Этому особенно способствовало и то. что в горной гонке впервые в своей жизни участвовал чемпион мира по кольцевым гонкам на гоночных автомобилях 1 формулы австралиец Брэбхем. Несмотря на то, что лучшее время дня • (4.52,7) показал на спортивном автомобиле «Порше» немец Эдгар Барт, общая победа по сумме двух заездов (в обоих направлениях) была присуждена швейцарскому спортсмену Хейни Вальтеру, являющемуся, как известно, лидером чемпионата. Этой победой Вальтер не только укрепил свое лидирующее положение, но стал практически недосягаем для других претендентов на звание чемпиона Европы по горным гонкам. Чемпион мира Джек Брэбхем выступал для дебюта весьма удачно и показал третье время дня (вслед за Бартом и Вальтером, имеющими большой опыт в горных гонках). Специалисты считают, однако, что Брэбхем, выступавший на спортивном «Купере», слишком рискованно проходил повороты и «нуждается в консультации». После победы Вальтера в Швейцарии горные гонки на горе Ганс в Австрии (пятый, заключительный этап первенства Европы) прошли менее заметно, поскольку спортивный интерес представляло уже лишь распределение последующих призовых мест (тем не менее. Вальтер выступал в соревнованиях). Однако борьба за второе место предстояла упорная, так каку трех гонщиков — немца 3. Грегера, швейцарца Г. Цвейфеля и итальянца М. Боффа было почти равное количество очков; к тому же все три претендента на звание «вице-чемпиона» Европы выступали на спортивных автомобилях разных марок — «Порше», «Купер» и «Мазерати». Заслуженную победу в гонке одержал Грегер, показавший также и лучшее время дня. Завоеванные им 8 очков могли бы оказаться недостаточными для занятия второго места в чемпионате, если бы Цвейфель. либо Боффа сумели занять второе место (т. е. получить 6 очков). Однако «выручил» Грегера сам чемпион Европы Вальтер, который занял в гонках на горе Гаис второе место. Третьим был Цвейфель.Редакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ (главный редактор), В. В. БОГАТОВ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора), М. И. КОЛПАКОВ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, В. Я. СЕЛИФОНОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Художественно-технический редактор Л. В. Терентьева. Корректор М. М. Островская. Адрес редакции: Москва, И-92, Сретенка, 26/1. Тел. К 5-52-24, К 4-60-02. Рунописи не возвращаются. Сдано в набор 2.XI.60 г. Г-64827 Бум. 60 X 92'/« 2,25 бум. п. — 4 печ. л. Т ираж 300 000 экз. Цена 3 руб. (с 1/1-1901 г. — 30 коп ) . , Подп. к печ. 9/ХП - 60 г. Зак. 1903.3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.