ПРИНЦИПЫФОРСИРОВНИПОДВЕСНОГО МОТОРАВсего полгода прошло с тех пор, как зеленые ракеты, взвившиеся над водоемами страны, возвестили о начале массовых водно-моторных соревнований Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. За это время водно-моторный спорт сделал огромный шаг вперед. Построены новые спортивные суда, показаны высокие достижения, но главный успех Спартакиады заключается в массовости, в небывалом росте рядов водно. моторников. За последнее время в первичных организациях ДОСААФ родилось много новых водно-моторных секций, появились самодеятельные водно-моторные нлубы. Для молодых водномоторников предназначается помещаемая ниже статья автора книги «Подвесные моторы»» ннж, А. Агатова, в которой освещаются вопросы, связанные с форсировкой и доводкой двигателя. В дальнейшем редакция намечает напечатать ряд материалов ведущих спортсменов-водномоторников об опыте подготовки двигателя к соревнованиям. ерийные подвесные моторы обычно не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к спортивным двигателям. Поэтому их, как правило, приходится форсировать. Но прежде чем приступить к этой работе, необходимо тщательно изучить все технические данные подвесного мотора (в особенности полученного с завода). В первую очередь знакомятся с технической документацией, а затем обкатывают двигатель на богатых смесях. Для этого главный жиклер заменяют более производительным (примерно на 30 проц. по сравнению с заводским). Обкатку начинают при малых оборотах и неполностью открытом дросселе с нагрузкой, равной вначале 25—30 проц., затем 50 и 75 проц. и, наконец, при полной нагрузке. Если при этом двигатель работает без перегрева и стуков, а сгорание рабочей смеси происходит без дыма, обкатку можно считать оконченной. Следующий этап — выявление дальнейших возможностей двигателя. Для этого форсируют его работу, т. е. стремятся достичь максимально-предельной мощности без каких-либо переделок конструкции. При появлении стука или перегреве двигателя — немедленно приостанавливают форсировку и выясняют причину неполадок. Результаты наблюдений за работой двигателя в процессе обкатки и пробега заносят в формуляр или дневник испытаний. На основании этих данных затем решают, для каких видов соревнований целесообразно использовать двигатель, и намечают план его форсировки. Мощность двигателя повышается, как известно, главным образом за счет увеличения числа оборотов. Это достигается путем повышения степени сжатия, подбора соответствующего вида топлива, применения наддува и т. д. Анализ этих факторов и должен помочь гонщику определить, за счет чего можно получить наибольшую мощность двигателя. Универсального способа форсировки нет и быть не может, так как каждый двигатель, даже серийный, имеет свои особенности. Кроме того, большую роль играет и назначение подвесного мотора. Для соревнований на короткую дистанцию основное значение приобретают быстрый запуск и приемистость. В гонках на длинные дистанции более важно обеспечить бесперебойную работу двигателя, т. е. достаточное охлаждениеты (метиловый, этиловый, бутиловый) или их топливные смеси. В таблице приводятся несколько распространенных рецептов топливных смесей, обеспечивающих при высокой форсировке двигателей бездетонационную работу.Содержится в проц. 6 ев. н аояЯ гг о о.ч £й°невС Ойя gc 1£ о 30 30л я5 о. S сsК о123456S230 40 80 865°И ь,— —45 90— —< — 3 0 — 10 — — — " 15 — 10 5 — — — — 10 10i • — 9 4 — 1 -\ 2 3 — — 25 25 — — — 10 — —«сз К0 со Я соевSi оа Xя го Sюев Во со Я1е -О иДля современных двухтактных подвесных моторов без наддува можно получить литровые мощности (в л. с/л.), приведенные в таблице. Степень форсировки двигателя следует выбирать обоснованно, исходя, как уже указывалось, из технических данных, а также прочностного расчета. Какие же существуют практические пути для достижения максимальной мощности? Увеличение числа оборот евс учетом всех изменений в кокет-125 смз250 Степень сжатиясмз Лит. мощность350 смз Степень сжатия Лит. м ощ ­ ностьССтепень форсировкиСтепень сжатияЛит. м ощ ­ ностьБез форсировки Умеренная Высокая5-6*,5 6.5—10 Свыше 1050 — 70 70—80 80—1005—6 6—8 Свыше 845 — 60 60 — 70 70 — 8 55—6 6—7.5 Свыше 7,540—55 55 — 6 5 65 — 75стенок цилиндра и поршня, умеренную нагрузку на подшипники, хорошую смазку поршня и всех движущихся деталей, а также надежное зажигание. Все детали без наддува по степени их форсировки, определяемой обычно литровой мощностью ^ = -тг^ (rflJ? ^ * — литровая мощность в л. с./л, Me — эффективная мощность в л. с. и тл — рабочий объем цилиндра), можно разделить на три категории: нормальные, работающие на обычном топливе (автобензин А-66, А-72, А-74 и крекинг-бензины), с числом оборотов 4000—5000 в мин.; с умеренным форсированием, работающие при несколько повышенных степенях сжатия и оборотах на улучшенном топливе (этилированные бензины 1 сорта и авиабензины Б-70, Б-91/115, Б-93/130, Б-95/130), с числом оборотов 5000—6000 в мин.; высокофорсированные, работающие на специальном топливе при высоких степенях сжатия (Е = 7,5—9,0) и максимально-возможных оборотах (до 9000 об/мин). К специальному топливу относятся смеси бензина с бензолом, толуолом, ксилолом и другими присадками, в том 1'исле и антидетонаторами, а также спир22рукции (например, увеличение времясечений впускных, выпускных и продувочных окон, замена отдельных перенапряженных деталей и узлов и др.). Снижение гидравлических сопротивлений в двиг.эгеле за счет уменьшения потерь: на грение в карбюраторе, газопроводе и геродувочных окнах; при завихрениях потока горючей смеси и отработавших газов, при резком сужении или расширении газопровода. На гидравлические сопротивления сильно влияет шероховатость внутренних стенок газопровода, поэтому их следует не только шлифовать, но и полировать, прибегая в некоторых случаях к специальным инструментам. Снижение тепловых пот ерь , например, вследствие охлаждения стенок цилиндра или плохого сгорания газов. Следует помнить, что при чрезмерном увеличении высоты продувочных окон также могут произойти большие теплопотери. Подбор топлива , соответствующего конструкции двигателя. С нижениепотерь на трение движущимся деталей. Это достигается шлифовкой и полировкой сопряженных (Продолжение см. на стр. 25)