МЫСЕ РЕДНЯЧКИ„...до лучших организаций нам еще далеко, но ив плохих не числимся..."Такие рассуждения нам не раз приходилось слышать от работников ДОСААФ Кировской области. Повторил их в общем и председатель обкома Общества В. А. Чепрасоа. У сотрудников областного ГАИ на этот счет свое мнение. — Действительно, — замечает начальник ГАИ И. М. Царьков, — «по валу», если можно употребить этот производственный термин, все как будто бы благополучно. А вот о качестве судите сам и : средний балл выпускников курсов ДОСААФ колеблется от 3,2 до 3,6, а госэкзамены с первого раза в прошлом го ­ ду сдали всего 41 , а в нынешнем — 56 процентов курсантов. Почему же лишь половина обучаемых сдает экзамены с первого захода, а остальным приходится делать несколько попыток, почему так низок итоговый балл выпускников? Ответ на эти вопросы могло дать только детальное изучение учебно-методической работы в автомотоклубах и на курсах первичных организаций ДОСААФ области.«ВАЛ» И БАЛЛ Начали мы, естественно, с областного автомотоклуба — своего рода центра подготовки водительских кадров. Учатся здесь городские жители и приезжие из районов. Большинство окончило 79 классов, Занимаются курс.анты с интересом, хотя учиться и одновременно работать — нелегко. Это знают все, все понимают. Однако далеко не везде задумываются над тем, как создать для курсантов более или менее благоприятные условия. Правильно поступают там, где постоянно поддерживают связь с предприятиями, добиваются, чтобы будущие шоферы работали в вечерние смены, а утро отдавали учебе. К сожалению, об этом еще не задумывались руководители Кировского областного АМК . Клуб — это в основном три небольших учебных класса в. полуподвальном помещении — узких, темных. В них после трудового дня будущие шоферы проводят по нескольку часов — слушают объяснения преподавателей, составляют конспекты. Тесное помещение не -позволяет полностью использовать наглядные пособия на уроках, сгруппировать их по темам для самостоятельной работы курсантов. Большие неудобства вызывает также отдаленность клуба от учебных мастерских и гаража. В процессе занятий курсантов приходится перевозить из одного места в другое на учебных автомобилях. В классах, где учащиеся приобретают практические навыки, имеется необходимый слесарный инструмент, станки, узлы и агрегаты автомобилей. Однако и проведению сборочно-разборочных и слесарных работ мешают малые размеры помещения.То, что сказано об областном АМК , целиком относится ик районным автомотоклубам. Нельзя утверждать, что руководители областной организации ДОСААФ не стараются выправить положение. По их инициативе в областном комитете КПСС рассматривался вопрос о подготовке технических специалистов для народного хозяйства и оказании помощи организациям ДОСААФв создании и расширении учебно-материальной базы. Были приняты важные решения. Нужно настойчивее добиваться их осуществления, и тогда проблема размещения учебных организаций ДОСААФ перестанет быть тормозом повышения качества подготовки водителей в области. В СОБСТВЕННОМ СОКУ Кировский автомотоклуб полностью укомплектован инструкторско-преподавательским составом, имеющим, как правило, специальное техническое образование и опыт преподавательской деятельности. Учебной частью клуба руко ­ водит Григорий Иванович Веретюк. Еще в 1939 году он окончил автотракторный техникум ис тех пор не расстается с любимым делом. Аккуратный, подтянутый, требовательный, Григорий Иванович пользуется глубоким уважением преподавателей и курсантов. В образцовом порядке у него учебная документация. Четко .спланирована работа каждого преподавателя и инструктора. Разработаны технологические карты сборочно-разборочных работ. Всесторонне продумано использование автомобильного парка. Десятки лет готовит шоферов старейшая преподавательница клуба Любовь Дмитриевна Крестьянинова. М м побывали на ее уроках. Это было в самом начале учебного года, когда в группах еще не сложился дружный коллектив и преподавателю работать было особенно трудно. Приятно было наблюдать, как легко овладевает Л . Д . Крестьянинова классом. Вероятно, причина этого в максимальной простоте, доходчивости изложения. Объяснения, опрос, снова объяснения. Весь урок шел на приглушенных, мы бы сказали «интимных» нотах. И тем не менее, даже людям, искушенным в автоделе было бы интересно заново услышать ее объяснения процессов сгорания топлива, наблюдать за демонстрацией образования горючей смеси на разборном стенде-макете простейшего карбюратора. Совсем иные приемы у молодого преподавателя Александра Андреевича Афанасьева. Его урок проходит как бы в непрерывной беседе с курсантами. Обращения к аудитории в ходе объяснения, четкие рисунки на доске, которые быстро набрасывает преподаватель, помогли ему обойтись без использования наглядных пособий. В скобках заметим, что класс, в котором шел урок по правилам уличного движения, к началу учебного года оказался совершенно необорудованным из-за задержки с ремонтом. Квалифицированно ведут уроки преподаватели ив других группах. В то время, когда в классах идут занятия; по городу осторожно двигаются автомобили с предостерегающей надписью «учебная». Ими управляют курсанты АМК . У каждого инструктора по вождению есть фотосхемы маршрута, где отмечено, в каком месте курсант должен отрабатывать то или иное упражнение. Воспитанники клубов уже знают, где притормозить автомобиль, где перейти на прямую передачу, где остановиться. Это помогает экономить время, направлять все внимание на выполнение отрабатываемого упражнения. Наличие строго спланированных маршрутов дает возможность руководителям АМК контролировать работу инструкторского состава. На занятиях по сборочно-разборочным работам каждому курсанту выдается технологическая карта. Она помогает ориентироваться в последовательности разборки и сборки двигателя, заднего моста и других агрегатов. Организация сборочно-разборочных работ с использованием карт полностью себя оправдала. Такие карты разрабатываются сейчас во многих автомотоклубах ДОСААФ , — где лучше, где хуже. Возникает вопрос: не пора ли учебному отделу Управления технической подготовки ЦК ДОСААФ на основании проделанной в клубах работы подготовить к печати типовые технологические карты? Но не только технологическими картам ми могут оказать помощь работникам периферии сотрудники этого отдела. Как бы ни были опытны преподаватели, как бы хорошо они ни владели методикой, но и им необходимо постоянно учиться, совершенствовать свои знания и навыки. В каждом клубе по-своему ста-г раются восполнить этот пробел. В Кировском АМК составлен подробный план методической работы. Перед началом учебного года проводятся семинары преподавателей и инструкторов. Методическая работа идет ив течение ecei4 го цикла обучения. С этой целью проводятся показательные и открытые уроки. Показательные уроки проводят заведующий учебной частью и лучшие преподаватели, открытые — в порядке очередности — весь педагогический коллектив. Достоинства и недостатки этих уроков тщательно анализируются на ме ­ тодических совещаниях. — И все-таки наша методическая работа не приносит полного удовлетворения, — говорят преподаватели. — А происходит это потому, что мы как бы варимся в собственном соку. Ведь что греха таить, мы не знаем, как налажен учебно-воспитательный процесс в лучших клубах страны. А знать нам' это необходимо, так как общеобразовательный уровень курсантов с каждым годом возрастает, естественно, повышаются и их требования. С этим мнением нельзя не согласиться. Разве не полезно было бы хоть изредка проводить зональные и кустовые совещания по обмену опытом, где слово предоставлялось бы лучшим преподавателям, заведующим учебной частью, работникам Управления технической подготовки ЦК ДОСААФ ! Для преподавателей общеобразовательных школ, техникумов и институтов организованы методические кабинеты, преподавательский состав этих учебных заведений периодически повышает свою квалификацию. В нашем же Обществе это не практикуется. Больше того, когдато существовавший учебный отдел Центрального автомотоклуба сейчас вообще упразднен. Преподавательский состав городских, областных и республиканских автомотоклубов хорошо ли, плохо ли, но все-таки учится. А как же повышают свои методические навыки преподаватели кур ­ сов шоферов при первичных организациях ДОСААФ? Нештатные инструкторы и преподаватели в Кировской области (да только ли в ней?) полностью предоставлены сами себе. Мы предвидим возражение. Мол, сейчас к преподавательско-инструкторской работе допускаются только лица, имеющие специальное техническое образование, опыт практической работы и сдавшие экзамены в Госавтоинспекции. Но ведь каждому понятно, что одно дело самому знать правила уличного движения, устройство автомобиля, умело управлять им, другое — логично и доходчиво излагать материал слушателям, добиться, чтобы все курсанты успешно отвечали на вопросы членов квалификационной комиссии, без переэкзаменовок получали удостоверения водителей. Есть и еще одна проблема, которая тревожит работников автомотоклубов. Казалось бы, штаты укомплектованы полностью, преподаватели подобраны знающие, и нет оснований для тревоги. Однако вот любопытное наблюдение: только двое из преподавателей областного АМК работают здесь по нескольку лет. Остальные пришли вДОСААФв первой половине нынешнего года. И у руководителей клуба нет уверенности, что пробудут они здесь долго. Причина проста, и мы должны назвать ее открыто. В учебных заведениях министерств и ведомств, где готовят кадры шоферов, ставки преподавательско-инструкторского состава выше, чем в учебных заведениях добровольного Общества, хотя обучение проходит по одной и той же программе. Такое несоответствие в окладах ведет кАктивист добровольного Общества И. М. Котов развешивает афиши в первичной организации вагонного депо.Ш офер В. Лапунов имеет второй спортивныйразряд по автомобильному спорту. Он лучше всех на соревнованиях выполнил упражнения по фигурному вождению автомобиля.Фото К. ВАТЛЕЦОВА.Большой интерес вызвалау жителей поселка Белая Холуница встреча мотоциклистов. Успешно преодолел все препятствия на мотоцикле К-125 А. Широнин.Спортсмен первичной организации ДОСААФ Кировского кожно-обувного комбината М. Арисланов первенствовал в соревнованиях по фигурному вождению мотоциклов. текучести кадров и, следовательно, такж е отрицательно сказывается на качестве подготовки курсантов. НЕТ, ЭТО ЕЩЕ НЕ АВТОМОТОКЛУБЫ! Обычно АМК группируют вокруг себя сотни автолюбителей, ведут пропаганду технических знаний среди членов Общества, спортивную работу с молодежью. Клубы Кировской области, к сожалению, еще не стали клубами. Правильнее было бы назвать их курсами по подготовке шоферов. Вызвано это тем, что в своей повседневной работе клубы не опираются на общественность. В большинстве из них даже не созданы советы клуба, а там, где они есть, — они не работают. Нет совета, не слышно голоса общественности, например, в Слободском автомотоклубе. Редко сюда заходят владельцы автомобилей, мотоциклов. Да, попросту говоря, их здесь и не ждут. Как бы оправдываясь, начальник клуба ссылается на то, что в области еще мало автомобилей индивидуального пользования. Но разве членами АМК не могут стать сотни шоферов-профессионалов, тысячи мотоциклистов? Разве им не интересно было бы послушать содержательную лекцию о новинках советской автомобильной и мотоциклетной промышленности, беседы о различных ав-5