ЛОДКУЧитатели предлагаютотоциклетный туризм в последнее время приобретает у нас все большую популярность. В различное время года, особенно летом, на магистралях и проселочных дорогах все чаще можно встретить мотоциклистов, совершающих многодневные туристические пробеги. Нередко маршрут их пролегает вдоль различных водоемов — рек и озер. В таких случаях мототурист обязательно вздохнет: «Эх, здесь бы лодку с мотором!» В самом деле, а нельзя ли захватить в пробег небольшую моторную лодку и транспортировать ее с помощью мотоцикла? Оказывается, можно. Для этого нужен только прицеп, конструкция которого показана на вкладке. Колеса для прицепа могут быть взяты от мотоколяски Серпуховского завода или мотороллера.МРама прицепа (рис. 1). Для рамы использованы водопроводные трубы диаметром 3/4 дюйма и пять поперечин (1) из углового железа 40X40. Две из них (последние) имеют длину 1680 мм и изогнуты по форме дна и бортов лодки «казанка». Перед изгибом поперечины пропиливают, как указано на рисунке, заполняют металлическими вставками и заваривают. Концы поперечин связаны между собой уголками (2), к торцевым частям которых для жесткости приварены накладки. На каждом уголке снизу имеются по два ушка (3) для установки гидравлических амортизаторов и сверху четыре — для крепления лодки (4). Средняя часть поперечин связана уголком (5), который обеспечивает необходимую жесткость конструкции. Подшипники подвески установлены на четырех кронштейнах (6). Подвеска. Ходовая часть прицепа имеет независимую подвеску колес маятникового типа (рис* 2). Она состоит из поперечных труб (1), полуосей (2), на концах которых имеется резьба под гайку (она шплинтуется), удерживающую колесо прицепа, и труб жесткости (3). В концы поперечной трубы запрессовывают и затем приваривают оси (4) под шариковые подшипники № 203. На каждую полуось привариваются кронштейны крепления подвески (5). Чтобы предохранить подшипники от грязи, устанавливают фетровый сальник. После смазки подшипников солидолом каждый кронштейн закрывается крышкой, которая прижимается четырьмя винтами. Полуоси подвешены на задних амортизаторах мотоцикла К-55 в паре с резиновыми амортизаторами длиной 70 мм, вставленными в трубы (диаметр их 40 мм, высота 35 мм). Для этих целей можно использовать также резиновые амортизаторы легкового автомобиля «Москвич-407». ГИДРОАМОРТИЗАТОР Сцепное устройство. В задней части кузова коляски устанавливается на кронштейне шаровой палец (рис. 3). Кронштейн тремя болтами крепит„ВЯТКИ" ся к левой стенке кузова коляски и двумя — к полосам жесткости багажника. С внутренней стороны багажника прокладывают железные полосы На заводе Кировского совнархоза разработан с отверстиями под болты. усовершенствованный гидроамортизатор передней Сцепное устройство (рис. 4) представляет собой отрезок трубы диамети задней подвесок «Вятки». Вместо резиновых колец он имеет сальниковое уплотнение с подпруром 80 мм, который приварен к скрещивающимся трубам рамы. Подвижжинивающим кольцом (см. рисунок), что значиный сухарик наконечника поджимается болтом, а неподвижный — привательно улучшило его герметичность. ривается к отрезку трубы. Кроме жесткого крепления, необходимо иметь Заводские испытания и всероссийские моторалеще гарантийное, в виде гибкого троса. ли, в которых приняли участие спортсмены на мотороллерах «Вятка», показали, что новые амортиДля того чтобы уменьшить нагрузку на рессоры коляски мотоцикла, заторы обладают высокими эксплуатационными следует на поперечной трубе рамы коляски закрепить два хомута, на кокачествами. торых приварены вставки (рис. 5) с винтообразной выточкой под пружину. В гндроамортизаторе упрощен процесс смены масла. Теперь для этого требуется лишь отвинтить На эти вставки навертываются две пружины от задней подвески мотоцикгайку корпуса сальника, несколько приподнять ее ла ИЖ-49. Пружины другим концом упираются в нижнюю часть кузова вместе со штоном и через отверстие, имеющееся коляски. в корпусе, залить новое масло. Полностью отвертывать корпус сальника, как это делалось раньше, Крепление лодки. Чтобы лодка плотно прилегала к раме прицепа нене надо. К этому прибегают только при осмотре обходимо к горизонтальной плоскости уголков приклеить (клей № 88) перепускной системы цилиндра или поршня аморполосы из губчатой резины. Корпус лодки крепится к прицепу хомутиками тизатора. в цвести местах. На транце лодки должно быть два габаритных фонаря. У нового сидроамортизатора клапан цилиндра одностороннего действия, обеспечивающий хороЛетом 1960 года мотоцикл М-72 с прицепом, на котором была установшую плавность хода. При встрече колеса с прелена лодка «казанка» с подвесным мотором «Москва» и груз весом 100 кг, пятствием корпус движется вниз (прямой ход) и совершил пробег протяженностью 6000 км по маршруту Москва—Астрав полости под поршнем образуется разряжение. Масло при этом поступает через два золотника в хань—Москва. Несмотря на различные покрытия дорог, пробег прошел поршне и клапан цилиндра, заполняя полость циотлично, и конструкция зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. линдра под поршнем (см. сплошные стрелки на Такой прицеп с успехом может буксировать и легковой автомобиль. рисунке). При возвращении корпуса (обратный ход) клапан перекрывается и масло переходит в полость под поршнем только через вторую пару Г. ЖЕМОЧКИН, золотников (см. пунктирные стрелки). Таким обИ. ЗОТОВ. разом, эта система воспринимает часть нагрузки и гасит колебания при обратном ходе пружины, что улучшает комфортабельность мотороллера «Вятка». Г. ХЛУПНОВ, инженер-конструктор. Рисунки И. Шапенкова.17