каждым годом улучшается оборудование проезжей части улиц и дорог страны. Для создания условий безаварийного движения только в Москве уже построены и строятся десятки эстакад и подземных пешеходных переходов, на улицах и дорогах нанесены линии безопасности, улучшается освещение. Однако основным средством регулирования движения транспорта и пеше-Сторые позволяли беспрепятственно осуществлять левый поворот за счет включения зеленого сигнала только с одной стороны. С остальных трех сторон в это время включался красный свет. Такие светофоры не оправдали себя. Дело в том, что водитель, подъезжая к ним, никогда не знал, включен ли зеленый сигнал только в его сторону или же в обоих встречных направлениях. С тех пор проблема безопасногоедиными «Правилами движения по улицам и дорогам Союза ССР». Принцип работы таких светофоров показан на рис. 2. На нем изображен перекресток, оборудованный четырьмя светофорами на колонках, с сигналами, обращенными только в одну сторону, и с дополнительными боковыми секциями для регулирования поворотов. В положении I включен зеленый сигнал в направлении улицы А—А и красный сиг-СВЕТОФОР"Наши консультацииРис. 1.ПЕРЕКРЕСТКЕходов по-прежнему остаются светофоры. Почти за сорок лет со дня появления у нас в СССР они получили очень широкое распространение во всех крупных городах. Чаще всего на автомобильных трассах можно встретить простейшие трехцветные светофоры. Их применение дает ряд преимуществ по сравнению с организацией движения регулировщиком. Сигналы электроламп гораздо лучше видны, особенно в темное время суток или в ненастную погоду. Автоматическая работа большинства светофоров позволяет экономить немалые средства. Однако у простейшего светофора есть и существенные недостатки: движение с поворотом налево не регулируется, и транспорт, которому нужно совершить этот поворот, может выполнить его лишь при отсутствии встречного транспорта, т. е. практически лишь при желтом сигнале; безопасность пешеходов не обеспечивается полностью, так как путь пешехода, переходящего улицу при зеленом сигнале, пересекается поворачивающим транспортом. Попытки запретить правые повороты при каком-либо из сигналов светофора ни к чему не привели бы, так как в одном случае поворачивающий транспорт мешал бы пешеходу при начале его движения (например, на переходе 2 через улицу Б—Б, в случае поворота транспорта при зеленом сигнале; положение I, рис. 1), а в другом случае — в конце (при красном сигнале). Небезынтересно вспомнить о том, как пытались преодолеть эти недостатки. В середине тридцатых годов появились комбинированные светофоры, копроезда регулируемых перекрестков решалась в различных городах по-разному. Например, в городе Ростове-на-Дону еще в 1944 году применялись светофоры, у которых для пропуска транспорта влево включались одновременно зеленый и красный сигналы. Позднее аналогичная система была применена в Ленинграде, с той разницей, что одновременно включались зеленый и желтый сигналы. Такие светофоры были очень удобны для местных водителей. Однако для иногородних шоферов они только служили источником невольных ошибок и нарушений местных Правил движения, так как водитель не мог по внешнему виду светофора определить, простой он или же комбинированный. Несколько более удачно эта задача была разрешена в Москве путем применения светофоров с дополнительной, четвертой секцией. Подъезжая к такому светофору, водитель уже заранее знал, что он комбинированный, и поворачивал налево только при включении двух зеленых сигналов одновременно. Однако если вопрос о безопасности при движении налево в той или иной степени решался с помощью комбинированных светофоров, то безопасность пешеходов по-прежнему не обеспечивалась: ориентироваться на комбинированный светофор при переходе улицы гораздо труднее, потому что неизвестно, какой сигнал включен с невидимой стороны светофора. Обе проблемы были полностью разрешены в случаях применения светофоров со стрелками, предусмотренныхоРис. 2.( • •• )нал в направлении улицы Б—Б; сигналы «стрелка» в поворотных секциях не включены. В этом положении транспорт движется только в прямом направлении по улице А—А. В положении II вклю»20