из сильнейших гонщиков страны, обладателем двух золотых медалей ФИМ. Воронович внес много ценных предложений по усовершенствованию спортивной модели. Однако внедрение каждого из них наталкивалось на сопротивление главного конструктора. Дело кончилось тем, что лучший спортсмен вынужден был покинуть завод. Все это говорит о том, что руководители Минского завода относятся к спортивному мотоциклостроению как к делу третьестепенному, незаслуживающему внимания, не хотят понимать его роли в создании новых, более совершенных дорожных мотоциклов. По этой причине и модель М-1М, по существу, осталась почти в том же виде, в каком ее начал выпускать завод около десяти лет назад. О том, что руководители завода не проявляют интереса к спортивному мотоциклостроению свидетельствует и пренебрежительное отношение их к мотоспорту. На заводе есть сильные гонщики, которые с успехом могли бы постоять за спортивную честь своего предприятия. Но у них нет даже общественного тренера. Спортсмены предоставлены самим себе. Начальник цеха мелких серий Н. Гроховский чинит им всяческие препятствия. Руководители завода и, прежде всего, главный конструктор Г. Вейнер не поощряют развития мотоциклетного спорта. Мотоспорт — не только школа мужества, школа воспитания технически грамотных, волевых и отважных людей. Мотоспорт — это передний край борьбы за технический прогресс в мотоциклостроении. И не случайно, что заводы, выпускающие мотоциклы ИЖ, «Ковровец», М-61, ежегодно проводят состязания на приз заводской марки, участвуют во Всесоюзных шестидневных соревнованиях, где им представляются неограниченные возможности для проверки новых конструктивных решений. Не случайно заводские конструкторыПостоянные гости всех всесоюзных первенств. Здесь они черпают новые идеи, проверяют свои черновые наметки и сложившиеся решения. Печальное исключение составляют, пожалуй, только создатели мотоциклов М-201. Только в этом году они впервые провели кросс. И не потому ли воздерживались они от участия в больших состязаниях, что знали истинные качества, настоящую цену своих спортивных машин? У минских мотоциклостроителей есть все возможности выпускать спортивные мотоциклы, не уступающие лучшим отечественным и зарубежным моделям. Есть на заводе отличные кадры рабочих, есть спортсмены, способные оказать помощь конструкторам, есть хорошая производственная база. Следует только отрешиться от недооценки значения мотоспорта, вскрыть и устранить недостатки в организации производства спортивных мотоциклов, наладить контроль за их изготовлением, иными словами, начать борьбу за честь заводской марки. Надо полагать, что Белорусский совнархоз заинтересуется производством спортивных мотоциклов на заводе. В Минске — городе технического прогресса и замечательных новаторов, должны выпускаться высококачественные, совершенные мотоциклы. С. ГЛАДЫШЕВА. (Наш корр.).Рисунок В. Мошковича.Турсуной и ее ученицыз окна гостиницы хорошо видна оживленная московская улица, освещенная вечерними огнями. Глядя на прохожих, которых январский мороз заставил поднять воротники и заметно прибавить шагу, Турсуной зябко передергивает плечами и, уловив свое движение в зеркале, улыбается: ведь здесь, в номере большого столичного отеля, мороз совсем не чувствуется. Затем, став вновь серьезной, Турсуной склоняется над письменным столом, где лежит конспект ее выступления на завтрашнем заседании Пленума ЦК КПСС. Молодая женщина вновь и вновь обдумывает то, что скажет в Кремле. И, как это часто бывает со многими в такие ответственные минуты жизни, перед ней отчетливо возникают картины прошлого...ИВот маленькая школьница Турсуной возвращается с занятий. В руках у нее букетик маков. Остановившись на краю поля, она, как зачарованная, следит за трактором, обрабатывающим хлопковые междурядья. Могучей машиной ловко управляет загорелый черноглазый парень. Когда трактор подходит, к концу гона, Турсуной робко протягивает водителю цветы. Парень, не останавливая трактора, берет их и, сверкнув белозубойулыбкой, ведет машину дальше. А девочка еще долго стоит, глядя ему вслед. Вот Турсуной вместе со своими одноклассниками на экскурсии в Пахтинской МТС, обслуживавшей их родной колхоз. Внимательно слушает она объяснения экскурсовода, долго любуется хлопкоуборочным агрегатом, выкрашенным в голубой цвет. — А я смогу стать водителем такой машины? Учительница ответила, что, должно быть, ни одна женщина еще не управляла хлопкоуборочной машиной. В глазах Турсуной зажигаются упрямые огоньки: «Я буду этой первой женщиной-водителем». Ее решение окрепло, когда осенью 1954 года после окончания семи классов она впервые приняла участие в уборке хлопка. Шестнадцатилетняя девушка не отставала от своих старших подруг. Но сколько соберешь за день волокна руками, если заключенный в коробочке пушок весит всего 5—6 граммов? • Вечерами, после утомительного трудового дня, присев у костра, Турсуной думала: «Почему узбечки не могут овладеть хлопкоуборочной машиной? Ведь есть среди них и инженеры, и ученые, и врачи, и агрономы.,. Поеду в город на курсы механизаторов». Но когда поделилась своими думами, пришлось пережить немало горьких минут. «Птице не дано переносить тяжести,8 ж енщине не дано управлять машиной». «Женщина за рулем? Это немыслим о ! . . » . — Такие слова приходилось слышать ей не раз. Но недаром гласит восточная мудрость: «Трудности — точильный камень отваги». Вскоре Турсуной добилась своег о : правление колхоза послало ее на курсы механизаторов. За изучением устройства тракторовихлопкоуборочных машин незаметно пролетели полгода. Турсуной получила звание водителя-механика. И вот памятная осень 1955 года. Вернувшись домой по окончании курсов , Ахунова вывела хлопкоуборочную машину в поле. Она видела, что колхозники внимательно наблюдают за ней. И ни ­ когда Турсуной не забудет, как, вытерев рукой вдруг вспотевший лоб, она тро ­ нула агрегат с места. Хлопкоуборочная машина Х48-М, на которой начала работу Ахунова, представляла собой навесной агрегат, установленный на шасси колесного трактора. Несовершенная это была конструк ­ ция и управлял ею неопытный води ­ тель. Поэтому уборка началась с неприятности. Агрегат плавно прошел по полю несколько десятков метров. Турсуной включила высшую передачу. Машина рванулась вперед и... вышла из повиновения водителя. Тщетно девушка пыталась перейти на низшую передачу, заклинившиеся шестерни не слушались ее. Кое-как добравшись до конца гона, Турсуной выключила зажигание . Д о сам огопозднего вечера пыталась она устранить поломку . Ахунова мучилась со своей машиной до конца уборки — то возникали перебои в работе двигателя, то обрывались цепи механического привода, то забивало шпиндели барабанов. Ни разу не удалось ей выполнить дневнуюнорму . В один из страдных дней Турсуной встретила Азизу Тухтарову, вместе ско ­ торой училась на курсах. Азиза не стала работать водителем, а пошла на ручнуюуборку хлопка. Поравнявшись с Турсуной, А зиза насмешливо улыбнулась: — Я рукамисобираю почти столько же хлопка, с колько ты на машине. И вообще работать на ней — это все-таки мужской труд! Возражать было бесполезно, и Турсуной снова взялась за учебу. На курсах, организованных колхознымкомитетомДОСААФ , она получила квалификацию шофера-профессионала. Прочла десятки книг по автотракторному делу. Ездила к знатным хлопкоробамреспублики , изучала их опыт. С вою машину Х48-М Турсуной уже знала допоследнего винтика, знала все недостатки ее конструкции , научилась бы ­ стро устранять различные «капризы» двигателя. Немало неприятностей причиняли Турсуной антимеханизаторские настроения, бытовавшие в ту пору среди хлопкоро ­ бов. О днажды , когда она ранним утром приехала на участок девятой бригады убирать хлопок, поле оказалось затопленным водой. В те трудные дни в минуту раздумья Турсуной записала в дневнике, к оторый вела с окончания школы : «Неужели правы те, кто не верит, что женщинаможет овладеть машиной? Нет, н едаром отец говорил незадолго досмерти : п ередупорнымигоры голову склоняют. Не2 <3а рулем» . " 3 N9п ременно добьюсь своего. Ни партия, ни комсомол не учили нас останавливаться перед трудностями!» И трудности отступили перед девуш ­ кой. На колхозные поля вышли новые, более совершенные, хлопкоуборочные агрегаты СХС-1,2 и СХП-2,1, заменявшие труд 40 хлопководов . Благодаря использованию таких машин Турсуной смогла записать вдневнике : «Прямо не верится. Собрала 90 тонн». А скоров кишлак при ­ шла волнующая новость — за производ ­ ственные успехи правительство наградило ее орденом Трудового Красного Знамени. Было тогда Турсуной 18 лет.Ш лигоды . Турсуной Ахунова стала признаннымвожакомузбекских механизаторов. По ее примеру сотни узбекских , туркменских итаджикскихдевушек встали за штурвалы хлопкоуборочных машин. И когда вдекабре 1959 года с трибуны Пленума ЦК КПСС Герой Социалистического Труда Турсуной Ахунова обе ­ щала вырастить на полях своей бригады высокий урожай хлопка и собрать маши ­ ной 250 тонн «белого золота», никто не сомневался, что свое обязательство она выполнит. Но весна 1960 года спутала все расчеты Ахуновой иколхозников ее бригады. Не переставая хмурилось небо. Лили дожди. «К ак «Дела идут дела:» стоят!» • невесело шутили механизаторы. Но бригада упрямой Турсуной все же ухитрилась в хорошие сроки провести сев. Л етом механизаторы, не жалея сил, ухаживали за хлопчатником. А когда осень позолотила листву кленов и тополей, Турсуной первой вывела на поле свою машину. Руки опытного механизатора уверенно лежали на руле агрегата. К аждый день Турсуной собирала по 7 — 8 тонн хлопка. И когда окончилась страда, выяснилось что всего она собрала 322 тонны. Чтобы собрать столько рука ­ м и , потребовалось бы 160 опытных сбор ­ щиц! Накануне Нового года вдом Турсуной пришла большая радость. Никита Сер ­ геевич Хрущев прислал ей письмо, в ко ­ т ором поздравлял с трудовой победой , желал дальнейших успехов, з доровьяи счастья в личной жизни . И вот Турсуной снова вМоскве , где проходит очередной Пленум ЦК КПСС. Завтра ей предстоит выступить сего выс окой трибуны... Д о сих пор Турсуной слышит шум аплодисментов, к оторыми ее наградили участники Пленума, когда она взяла обя ­ зательство собрать в этом году своей машиной не менее 350 тонн хлопка.з аторомв ее бригаде, Турсуной сидит за учебниками по агротехнике. Давно уже спит дочка Мухабат, а Турсуной, оставив учебники, садится за ежедневную почту. Сегодня в ее адрес, как иобычно , пришли десятки писем. Больше всего пишут ее последовательницы и ученицы — д евушки , севшие за штурвалы машин. В Узбекистане их называют «турсунойчи». В прошломгодув республике женщин-водителей хлопкоуборочных машин насчитывалось 1200, а в этом го ­ ду будет не менее трех тысяч. Но «турсунойчи» появились не только вУзбеки ­ стане. Встают за штурвал девушки Таджикистана, Т уркмении , К иргизии , А зер ­ байджана — всюду, где возделывается хлопок. И всем им надо помочь советом, своим опытом , д ружескимсловом . Ответив на письма, Турсуной смотрит на часы исокрушенно качает головой. У же совсем поздно , а она так и не села за рукопись своей книги, которая долж ­ на выйти о издательстве «Молодая гвардия». «О том , что сердцу дорого » — так будет называться эта книга. О дну главу в ней Турсуной обязательно посвятит январскому Пленуму ЦК КПСС 1961 года. Она напишет, к ак слушала, затаив дыхание, выступление Ники ­ ты Сергеевича Хрущева о задачах ипер ­ спективах развития сельского хозяйства, как радостно восприняла она прозвучавшие на Пленуме слова отом , что в пустыни Средней Азии придет большая вода, чтобы оросить новые плантации «белого золота». Турсуной ясно видит эти бескрайние поля будущего , а на них голубые маши ­ ны, оставляющие за собой идеально ровные, т емныеполоски . Д умаяоб этом, Турсуной счастливо улыбается... В. БУХАРОВ. Одна из первых «туреунойчи» — Маму ра Рузматова из колхоза имени Сталина Ташкентской области. В минувшем году она собрала рекордное количество хлопка.Фото А. Геринаса....Сейчас в Узбекистане уже весна. Ярко светит солнце, в рощах неумолчно поют птицы. Не сегодня — завтра механизаторы бригады Турсуной Ахуновой выведут свои машины на поля. В эту по ­ ру нельзя пропустить ни одногопогоже ­ го дня , ведь от сроков сева зависит судьба будущегоурожая . А он должен быть никак не меньше, чем 50 центнеров хлопка с гектара — таково обязательство, к о ­ торое дала Турсуной вМоскве . Вечерами в ее домедопоздна не гаснет свет. Вместе со своим мужемСул ­ таном, к оторый также работает механи