Iftt УРАЛирбитский мотоцикла Ирбитском мотоциклетном заводе испытан и подготовлен к производству мотоцикл «Урал» (модель М-62), который должен сменить устаревший М-72 и переходную модель М-61, выпускавшуюся в 1960 году. При разработке основных параметров нового мотоцикла мы стремились предусмотреть как возможность эксплуатации его в разнообразных дорожных и климатических условиях, так и унификацию со спортивными моделями. В чем же заключаются основные особенности «Урала»? А. ИСАЕВ, заместитель главного конструктораНСовершенствование двигателя позволило снять с единицы рабочего объема большую мощность, повысить тяговые и динамические качества мотоцикла. Кроме того, снижение литража двигателя в значительной степени уменьшило «металлоемкость» конструкции и, следовательно, вес мотоцикла.Силовая передача. Сцепление нового мотоцикла — сухое двухдисковое. Ведомые диски армированы новым фрикционным материалом КФ-3, имеющим высокий коэффициент трения, большую износостойкость и температуростойкость. Новый резиновый сальник штока Двигатель. Мотоцикл снабжен двухцисцепления, примененный взамен фетролиндровым, верхнеклапанным, карбюравого, ликвидировал течь масла. торным двигателем с рабочим объемом 650 см', развивающим мощность не меНа мотоцикле «Урал» установлена нее 28 л. с. Оппозитное расположение принципиально новая коробка передач с цилиндров в горизонтальной плоскости мелкошлицевым включением, что в зна(диаметр цилиндра — 78 мм, ход поршчительной мере устранило дефекты ня — 68 мм) обеспечивает их хорошее коробки передач М-72. В дальнейохлаждение и уравновешенность всего шем в нее будет введен и закрытый мекривошипно-шатунного механизма. ханизм ножного переключения передач. Цилиндры двигателя взаимозаменяемы и отлиты из высоколегированного чугуна Задняя передача с карданным валом в оболочковых формах. Алюминиевые также претерпела ряд изменений. Пресголовки цилиндров с полусферическими совое соединение карданного вала с камерами сгорания снабжены двумя поддиском заменено шлицевым, а вместо весными клапанами. Каждый из них подбронзовых вкладышей установлен игольвешен на двух спиральных пружинах, чатый подшипник. значительно увеличивающих надежность Ходовая часть. Трубчатая, двойная, заработы механизма газораспределения. крытого типа рама новой модели облаМеталлокерамические направляющие в дает большой жесткостью за счет проголовках цилиндров обеспечивают рабостранственного расположения труб. Гряту клапанного механизма без заедания зевые щитки глубокого профиля обес• предохраняют от преждевременного и печивают хорошую проходимость мотоизноса. цикла и предохраняют водителя от воды Усиленные поршни имеют по четыре и грязи. кольца: два компрессионных и два Ход передней телескопической и задмаслосъемных. Пористое хромирование ней вилок увеличен, что в сочетании с верхних компрессионных колец позвоболее совершенной гидравлической ляет получить лучшую смазку зеркал амортизацией значительно улучшает цилиндров и, следовательно, уменьшает комфортабельность мотоцикла при езде *знос их. Установка резинового сальнипо бездорожью. ка маховика взамен фетрового и хороВведение нового сальникового уплотшая герметизация цилиндров снизили нения и удлинение (в два раза) направрасход масла до 0,1 л на 100 км ляющих втулок позволило устранить течь пути. масла и повысить долговечность передДвухискровая катушка зажигания и ней вилки. прерыватель с центробежным автоматом На «Урале» установлены усиленные опережения устанавливают независимо от водителя оптимальные режимы рабоколеса с увеличенной тормозной поты двигателя, что улучшает динамичеверхностью и лабиринтным уплотнеские и экономические качества мотоцикнием, препятствующим попаданию на ла и увеличивает долговечность двиганее грязи и песка. Это увеличивает срок теля. службы тормозов и их надежность. Новый мотоцикл имеет одноместную Этому способствует также новая конструкция инерционного масляно-контактоблегченную коляску с ветровым щитного воздухофильтра, обладающего поком и багажным отделением. Кузов ко ­ вышенным коэффициентом очистки. ляски подрессорен, а колесо оборудова3*но стальным торсионом. Дополнительные ребра жесткости (профилировки) кузова обеспечивают при одновременном снижении веса большую прочность и долговечность его. Чтобы улучшить посадку водителя, мы изменили форму руля и снабдили седло упругим резиновым элементом. С введением двухтросовой цепной ручки «газа», новых рычагов переднего тормоза и сцепления стали более удобными и механизмы управления мотоцикла. На новом дорожном мотоцикле, кроме того, установлено зеркало заднего вида, фара с лучшими оптическими данными и новым спидометром, габаритные фонари. Все это улучшило условия эксплуатации его. Приведем некоторые сравнительные данные по мотоциклам М-72 и «Урал».Основные параметры Рабочий объем двигателя, смЗ Максимальная мощность двигателя, л. с. Число оборотов, об/мин Максимальный крутящий момент, кгм Удельный расход топлива, г/л. с. час. Максимальная скорость с коляской, км/час Расход топлива на 100 им пути, л Расход масла на 100 км пути, л Вес мотоцикла с коляской (сухой), к г Вес на 1 л. с. мощности, кгМ-72 «Урал»746226492846004,0 3008548004,5 2609575,8-60,1 3200,2536016,411,4Завершая подготовку к производству новой модели, мы одновременно продолжаем поиски более удачных конструктивных решений, в частности, по усилению шатунных подшипников, снижению шума двигателя. Сейчас разрабатывается конструкция ходовой части мотоцикла с маятниковой подвеской колеса и различными упругими элементами, что приблизит нас к созданию унифицированной модели тяжелого мотоцикла (см. «За рулем», № 12, 1960 год). Конечная цель всех этих работ — создать долговечный, экономичный мотоцикл с хорошей динамикой, полностью удовлетворяющий наших потребителей.15