28
29
АВТОМОБИЛЬ «ФЛАВИЯ»В Турине (Италия) на заводах фирмы -«Лянчия» начато производство автомобилей новой модели «Флавия», в которой .осуществлен ряд необычных конструктивных решений. Автомобиль «Флавия» имеет несущий шестиместный кузов, снабженный передней вспомогательной рамой, на которой монтируется как силовой блок (двигатель, сцепление, коробка передач и главная передача), так и подвеска колес, рулевое управление и тормоза. Рама эта представляет собой прямоугольную ферму (см. рис.), усиленную двумя поперечинами и портальным ярмом с двумя вертикальными подпорами из легкометаллического сплава и лежащей над ними траверсой.. изготовленной из стального листа. Весь атрегат выполнен очень жестким; он связан с несущим кузовом шестью эластичными креплениями, которые обеспечивают почти полное поглощение вибраций и шумов. Силовой блок, в свою очередь, крепится на вспомогательной раме с помощью трех эластичных подушек. Задняя трубчатая жесткая ось соединяет ступицы задних колес и опирается на продольные листовые рессоры, резиновые накладки и серьги которых способствуют гашению колебаний и шумов. Кроме того, рессора имеет резиновый ограничитель хода. На всех колесах установлены дисковые тормоза с двухкруговой раздельной системой привода, усиливаемого вакуумным сервоприбором; если привод одного тормоза выходит из строя, то второй сохраняет полную работоспособность. Ручной тормоз действует непосредственно на цанги задних дисковых тормозов. Диаметр тормозных дисков равен 280 мм. Рулевой механизм (глобоидальный червяк с двойным роликом) крепится на вспомогательной раме. Поперечная рулевая тяга состоит из трех частей, что обеспечивает наиболее правильную геометрию рулевой трапеции. На нижнем конце рулевой колонки имеется набор эластичных дисков. В связи с передним расположением двигателя надобность в обычной карданной передаче и ее трубе, проходящей в поле кузова, полностью отпала. В целях улучшения сцепления передних колес с дорогой двигатель вынесен вперед и размещен перед ведущей осью; за осью остается лишь коробка передач. Двигатель четырехцилиндровый, с оппозитными поршнями, короткоходный. Рабочий объем цилиндров — 1489 смЗ (диаметр цилиндра — 82 мм, ход поршня — 71 мм). Степень сжатия 8.3 : 1. Максимальная мощность двигателя 78 л. с. при 5200 об/мин. что свидетельствует о высоком удельном показателе литровой мощности (52 л. с/л). Максимальный крутящий момент (11,3 кгм) достигается при 3500 об/мин, т. е. на диапазоне 2/з оборотов максимальной мощности; это говорит об известной спортивной направленности конструкции двигателя. Картер двигателя состоит из двух алюминиевых частей и отличается высокой прочностью при весьма тонких стенках (3 мм). В цилиндрах предусмотрены «мокрые» (т. е. омываемые водой системы охлаждения) гильзы, выполненные и? хромистой стали. Каждый блок цилиндров имеет свою алюминиевую головку с полусферическими камерами сгорания. Коленчатый вал вращается на трех подшипниках. Подвесные клапаны, расположенные под углом. симметричным углу наклона коленчатого вала, приводятся через систему толкателей и коромысел двумя распределительными валами (по одному на блок цилиндров). Привод распределительных валовосуществляется от коленчатого вала с помощью цепи, имеющей гидравлическое натяншое приспособление. Хотя двигатель со сцеплением, коробкой передач и дифференциалом объединен в силовой блок, каждый из этих агрегатов может быть демонтирован отдельно, без отсоединения всего силового блока. Сухое однодисковое сцепление имеет эластичную втулку, позволяющую производить регулировку сцепления снаружи блока. Коробка передач и дифференциал размещены в алюминиевых картерах. Коробка четырехступенчатая, с косозубыми шестернями и синхронизаторами на всех передачах. Главная передача имеет гипоидное зацепление, причем уровень масла в картере дифференциала автоматически поддерживается масляным насосом. предусмотренным в картере коробки передач. Обе ведущие оси передних колес имеют на своих концах шаровые сочленения. Сухой вес автомобиля — 1160 кг. Габаритные размеры: длина — 45S0 мм, ширина — 1610 мм, высота — 1510 мм. Колесная база равна 2650 мм. ширина колеи передних колес — 1300 мм, задних — 1280 мм. По данным испытаний опытных образцов. автомобиль «Лянчия — Флавия» развивает скорость до 148 км/час и преодолевает на первой передаче с полной нагрузкой (шесть пассажиров и 60 кг багажа) подъем до 31 проц. Эксплуатационный расход топлива составляет 9,9 лна 100 км пробега.ПРИБОР ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЭКОНОМИЧНОСТИВажными условиями экономичноговождения автомобиля является своевременное переключение передач и обеспечение двигателю нормального количества топлива, т. е. такого, которое ему требуется в каждый данный момент. Неопытные водители обычно нажимают при управлении автомобилем на педаль газа «немного больше», чем следует и переключают на низшую передачу «чутьчуть» позже, чем можно, а в результате получается довольно существенный перерасход топлива. Весьма полезным помощником в этом случае может стать специальный прибор, выпущенный недавно одним из народных предприятий в ГДР. Прибор этот сигнализирует водителю, когда тот забывает об элементарных условиях экономичного вождения. Прибор основан на использовании взаимозависимости давления во впускном трубопроводе, мощности двигателя и расхода топлива. Положение указателя-стрелки прибора определяется разряжением во впускном коллекторе двигателя. Взглянув на трехцветную шкалу прибора, водитель в каждый данный момент может видеть, какую мощность развивает двигатель и, главное, остается ли расход топлива в границах нормы. Достигается это соответствующей юстировкой прибора. Прибор может быть установлен на любом автомобиле. На машинах, имеющих вакуум-корректор момента зажигания, он может подключаться к вакуумному трубопроводу распределителя; на всех других машинах — к выпускному трубопроводу.Подвеска колес как передних, так и задних осуществлена на листовых рессорах; на обеих осях имеются торсионные стабилизаторы, а на каждом колесе телескопический амортизатор с газовой подушкой. Передние колеса подвешены на двух треугольных направляющих, центры вращения которых лежат на алюминиевых вертикальных подпорах вспомогательной рамы автомобиля. Опирающаяся на траверсу этой рамы поперечная листовая рессора выполняет лишь свои прямые функции и не воспринимает толкающих и тормозных усилий. Своими обоими концами она связана, при помощи резиновых подушек, с верхними поперечными рычагами передних колес. Все подшипники передней подвески снабжены долгодействующей смазкой и не нуждаются в уходе.Слева вверху.Вспомогательная рама.Силовой агрегат автомобиля «Флавия>.Ввиду значительно различающихся ус. ловий давления в четырехтактных и двухтактных двигателях для них требуется изготовление отдельных приборов; однако различие состоит лишь в соответствующей юстировке. Как видно из фотографии, прибор достаточно мал и может быть легко размещен на щитке приборов. «ШКОДА» С КОМБИНИРОВАННЫМ КУЗОВОМВ 1961 году в Чехословакии начато серийное производство новой модели автомобиля «Шкода» с комбинированным кузовом; модель эта создана на базе известного читателям «За рулем» автомобиля «Шкода» модель «Октавия». Новый кузов представляет собой зрелую и интересную конструкцию, обеспечивающую универсальное использование автомобиля как для перевозки малых грузов, так ив качестве пассажирского; автомобиль может быть использован как двухместный с большой грузовой площадкой и как четырехместный с багажником несколько большего размера, чем у обычной «Октавии». Спинки обоих передних сидений откидываются вперед. чтобы облегчить пассажирам вход на задние сиденья. Спинка заднего сиденья может переставляться так. чтобы своей обратной стороной удлинять площадь пола, становящегося грузовой платформой. Задние дверцы кузова имеют разъем в горизонтальной плоскости, причем нижняя дверца при откидывании образует дополнительную погрузочную площадь, существенно удлиняя грузовую платформу. В этом положении нижняя дверца удерживается двумя надежными тягами. Верхняя половинка дверцы имеет широкое стекло с управляемыми жалюзи и удерживается в открытом положении самозапирающейся опорой. Установка нового кузона повлекла за собой лишь некоторые изменения в конструкции шасси автомобиля «Октавия». Практически потребовалось лишь усилить подвеску задних колес; на машине устанавливаются также шины, рассчитанные на увеличившуюся нагрузку. Среди изменений, касающихся самого кузова, следует упомянуть использование решетки радиатора от спортивного автомобиля «Шкода-Фелиция», а также весьма рациональное размещение запасной канистры с топливом и крыле левого заднего колеса; образуемая здесь ниша для канистры закрывается легкосъемной крышкой, представляющей собой часть задней дверпы. Запасное колесо размещается под днищем багажника и защищено откидывающейся крышкой. Иначе, чем в обычных автомобилях модели «Октавия», расположен и топливный бак с наполнительной горловиной; последняя расположена с правой стороны, причем откидывающаяся над ней крышка в заднем крыле имеет запор изнутри. Самый бак соответственно расположен за правым задним крылом. На автомобиле устанавливается стандартный двигатель «Шкода-Октавия» с рабочим объемом цилиндров 1221 смЗ; он развивает мощность 46—47 л. с. Ниже приводятся некоторые основные сведения о размерах и весе нового автомобиля. Габаритные размеры: длина — 4065 мм, ширина — 1600 мм, высота — 1430 мм. Колесная база — 2390 мм. колея передних колес — 1200 мм, колея задних колес — 1250 мм. Сухой вес автомобиля — 925 кг. Максимальная нагрузка — 400 кг. Максимальная длина поТрузочной площадки при закрытой двери составляет 1500 мм. при открытой нижней створке задней двери — 2000 мм. Автомобиль развивает максимальную скорость 120 км/час. Нормальный эксплуатационный расход топлива составляет 8,5 л на 100 км пробега.*^££^МОПЕДВ Чехословакии создана новая модель мопеда «Яветта» (см. снимок вверху). Мопед обращает на себя внимание прежде всего своими современными формами и стальной штампованной рамой, которая одновременно образует заднее крыло и обшивку, защищающую от пыли и грязи голени водителя, двигатель и часть узлов трансмиссии. Брусья передней вилки сварены из стальных штамповок и переходят в верхней своей части в картер фары, состоящий из двух половин. Подвеска осуществляется на коротких маятниках с пружинным амортизатором: качающийся рычаг задней подвески опирается на один болт, приводная цепь помещается в закрытом со всех сторон картере; смазка подшипника рычага подвески осуществляется автоматически маслом из этого картера, подводимого через специально просверленные отверстия. Весьма ценным в эксплуатации достоинством конструкции «Яветты» является возможность перестановки колес. Заднее колесо может быть легко снято, без демонтажа цепи, и заменено передним колесом, причем выточка поводка переднего колеса может быть использована для привода спидометра. На мопеде горизонтально устанавливается одноцилиндровый двухтактный двигатель модель 3 551 с рабочим объемом цилиндра 49.8 см ; в основу его положена конструкция известного двигателя, устанавливаемого на мотороллере «Пио«ЯВЕТТА»нер», но габаритные размеры и вес двигателя значительно уменьшены; в отличие от мотороллера, он сочленен здесь с двухступенчатой коробкой передач; сцепление монтируется на коленчатом валу. Существенно отличается и система питания двигателя; в частности, здесь применен карбюратор с падающим потоком ис горизонтально расположенной дроссельной заслонкой, связанной с глушителем шумов всасывания. Для облегчения запуска двигателя в головке цилиндра предусмотрен декомпрессионный клапан. Двигатель развивает мощность 1,5 л. с. Переключение передач осуществляется поворотом рукоятки. Общий вес мопеда «Яветта» в стандартном исполнении составляет 42 кг. Максимальная нагрузка — 100 кг. Мопед развивает скорость до 45 км/час, расходует 1.6 л топлива на 100 км пробега. На базе стандартной «Яветты» выпускается также и ее «спортивная» модификация. В этом случае несколько изменяется руль мопеда (он делается уже) и на него монтируется короткий ветровик; вместо пружинного седла устанавливается встроенное губчатое, которое, по желанию покупателя, может быть также удлинено. На спортивную модель мопеда устанавливается топливный бак емкостью 5 л, почти вдвое больше, чем стандартный. Двигатель и основные агрегаты спортивной модели не отличаются от стандартных.МОТОРОЛЛЕР «ТИГРЕС»Три известные английские мотоциклетные фирмы БСА. «Санбим» и «Триумф» совместно разработали конструкцию нового мотороллера «Тигрес». который бу. дет выпускаться в двух модификациях — с двухтактным двигателем рабочим объемом 175 см 3и четырехтактным двигателем 250 смЗ. В конструкции мотороллера имеются некоторые новые черты. Подвеска колес — односторонняя; переднее колесо имеет телескопическую вилку, в задней трубе которой размещена пружина, а в передней — гидравлический амортизатор. Кожух вилки — алюминиевый, маятником для заднего колеса служит закрытый картер цепной передачи; в систему подвески заднего колеса входит также спиральная рессора с центрально расположенным гидравлическим амортизатором. Двойная цепь, размещенная в масляной ванне закрытого картера, не требует никакого ухода. Наряду с педалями тормоза и переключения передач предусмотрен также и ножной привод включения холостого хода. Двигатели обеих модификаций выполнены с принудительным воздушным охлаждением. Четырехтактный двигатель снабжен стартером, ведущая шестерня которого приводится в зацепление с венцом маховика. Приводим краткие сведения о двигателях. Одноцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объемом 173 смЗ (диаметр цилиндра — 61.5 мм, ход поршня—58 мм) имеет степень сжатия 7.5 : 1 и развивает мощность 7,5 л. с. при 5000 об/мин: на нем установлено 6-вольтовое электрооборудование мощностью 30 вт, зажигание от маховичного магдино, масло для смазки поступает в смеси с топливом. Двухцилиндровый четырехтактный двигатель с рабочим объемом цилиндров 249 смЗ (диаметр цилиндра 56 мм, ход поршня 50,6 мм) имеет степень сжатия 6,5 : 1 и развивает мощность 10 л. с. при 5500 об/мин; на нем установлено 12-вольтовое электрооборудование; система смазки под давлением. Вес мотороллера с двигателем 175 см 3 равен 100 кг, а с двигателем 250 смЗ — 110 кг. Габаритная длина мотороллера —1828 мм. база колес — 1219 мм, ширина — 610 мм, высота сиденья — 1219 мм. Размер шин 3,50—10. Бензобак вмещает 8 литров.ТЯГАЧ-САМОСВАЛАмериканская фирма Бартлейт-Трейлер устанавливает на выпускаемые ею тягачи опорно-сцепное устройство седельного типа, имеющее гидравлический подъемный механизм, благодаря чему любой обычный полуприцеп превращается в самосвал. Седло устройства установлено на рычагах, которые поднимаются посредством двух гидравлических цилиндров с ходом штока 610 мм. Угол наклона полуприцепа зависит от его длины. Все управление системой подъема н опускания полуприцепа выполняется водителем из кабины тягача. Жидкость подается гидравлическим насосом, который приводится валом отбора мощности от коробки передач.29