Рисунки Г. Возлинского-iU|/7« да «"'^"' с "W ' Что означают эти два слова? Мотелями (сочетание слов мотор и отель) называют гостиницы, специально предназначенные для автотуристов. Кемпинги — это лагери для путешествующих на автомобилях. Разбивают их в теплое время года на лоне природы. Мотели строятся на магистральных автомобильных дорогах. Кемпинги, наоборот, сооружаются в отдалении от них: в лесу, у реки, озера, моря. В нашей стране уже создано несколько мотелей — под Ленинградом, Москвой. Кемпинги можно встретить вблизи Минска, Ростова-на-Дону, Новгорода, Смоленска, Курска, Киева, Винницы, Орла, Харькова, Запорожья, Ялты, Кишинева, Одессы, Львова, Черновиц и ряда других городов. С каждым годом их становится все больше. В 1961 году должны быть построены четыре мотеля в окрестностях Москвы и Ленинграда, а также несколько мотелей вблизи Пскова, Пятигорска, Владимира. В Украинской республике предполагается ввести в строй мотель и кемпинг вблизи Одессы и мотель в районе Киева. Ленинградский филиал института «Гипроавтотранс» разработал типовые проекты мотеля и кемпинга (авторы — архитекторы Л. Н. Семенова, В. В. Брагин иФ . А. Родченко). Они утверждены Госстроем СССР. Строительство этих сооружений в нашей стране — сравнительно новое дело. Поэтому разработке проектов предшествовало изучение зарубежного опыта. Критический анализ его позволил определить основные параметры мотелей и кемпингов для наших условий. Типовой проект мотеля предусматривает размещение в нем 100 туристов. В комплекс его входят: гостиница, ресторан на 100 мест, станция технического обслуживания автомобилей, автозаправочная станция, теплый гараж для 5 автомобилей, стоянка под навесом для 20 и открытая стоянка для 25 автомобилей, восьмиквартирный жилой дом и общежитие для обслуживающего персонала. Основным зданием является гостиничный корпус, сблокированный с рестораном. Соединены они между собой общим большим холлом. В двухэтажной части — 50 номеров. Каждый из них имеет площадь 11,3 м2и рассчитан на двух человек. При каждом номере оборудуется санитарный узел (душ, умывальник, туалет). Здание мотеля будет иметь современную простую архитектурную форму. Проектом предусмотрено максимальное использование сборных железобетонных конструкций. Зона мотеля четко выделена. В нее входят гостиничная часть, удаленная от дороги, гараж и стоянка автомобилей. Сюда ведет один проезд, являющийся как бы воротами в зону, которой пользуются только живущие в гостинице. Площадка перед главным фасадом здания предназначена для автомобилей туристов, заезжающих на короткое время.miК услугам их туалетные комнаты в холле, а также ванные с душами в коридоре гостиницы. Станция технического обслуживания автомобилей и заправочная станция имеют независимые подъезды, и для того, чтобы попасть к ним, не надо заезжать в зону мотеля. Автомобили туристов, остановившихся в гостинице, могут попасть на станцию обслуживания непосредственно со стоянки. Станция технического обслуживания автомобилей имеет 3 машино-места. Она оснащена оборудованием для мойки, смазки, крепежны < работ, регулировки приборов и механизмов, устранения мелких неисправностей, вулканизации камер и зарядки аккумуляторных батарей. Автозаправочная станция состоит из четырех постов с масло- и водовоздухораздаточными колонками. Под землей размещаются резервуары общей емкостью 150 м3 . Типовой проект кемпинга рассчитан на одновременное пребывание в нем 200 туристов. Их быт здесь основан на самообслуживании. Для жилья предоставляются лишь участки земли размером 15X20 м, из расчета, что в среднем на одном автомобиле приедет три человека. На территории кемпинга предусмотрено 70 таких участков. Каждый из них четко фиксируется кустарником, посаженным по его границам. Делается это для того, чтобы соседи по возможности меньше мешали друг другу. На своем участке турист разобьет одну или две палатки, привезенные с собой или взятые на прокат тут же, в кемпинге. Автомобиль он будет ставить около палатки. Схема генерального плана кемпинга показана на рисунке. Это условная типовая схема. На ней изображено лишь наиболее целесообразное размещение участков жилья и подсобных сооружений, их положение по отношению друг к другу ик подъездной дороге. Практически схема генерального плана будет решаться в зависимости от конкретных условий и конфигурации территории, отведенной для кемпинга. В соответствиис типовой схемой участки для жилья должны располагаться так, чтобы движение автомобилей по территории как можно меньше мешало отдыху туристов. К услугам живущих в кемпинге два павильона, где можно самостоятельно приготовить горячую пищу. В продовольственном магазине, оборудованном холодильными установками, к услугам туристов различные продукты, в частности полуфабрикаты. Предусмотрен также павильон, где можно постирать и погладить белье, два санитарно-гигиенических павильона с душами, умывальниками и уборными; есть пункт проката палаток, постельного белья и различных предметов домашнего обихода. Учитывая, что у туристов не всегда найдется время и желание самим готовить пищу, проектировщики включили в состав кемпинга столовую на 50 мест, где можно получить завтрак, обед и ужин. В душевые, умывальные, прачечную и столовую вода будет подаваться централизованно, от водогрейной установки. Все санитарные устройства оборудуются новейшими приборами городского типа. Для канализации применены простые и экономичные подземные очистные устройства. Проектом предусмотрена междугородная телефонная и радиотрансляционная связь. На двух эстакадах можно помыть автомобиль, осмотреть его и устранить мелкие неисправности. Площадка для обслуживания автомобиля, покрытая асфальтобетоном, размещается в изолированном от территории кемпинга месте. При проектировании зданий мы исходили из необходимости применять наиболее доступные строительные материалы. Для покрытия использованы железобетонные изделия. Павильоны, выполненные в современных легких архитектурных формах, имеют террасы, защищенные навесами, и большие плоскости сплошного остекления. Ю. ГОЛЬДЕНБЕРГ, главный инженер проектов. г. Ленинград.