КАЛЕНДАРЬЖара вредно действует и на аккумулятор. Высокая температура воздуха вызывает усиленное испарение электролита, часть которого конденсируется на поверхности батареи, стекая затем вниз. Так, в автомобиле М-21 по этой причине нередко подвергается коррозии панель кузова, расположенная под площадкой аккумулятора. Чтобы не подвергать ремонту панель кузова, лучше и проще заменить или отремонтировать площадку. Для этого отверстия в площадке закрывают резиновыми пробками или заваривают. Для уменьшения коррозии можно поверхность площадки покрывать смесью из двух частей парафина и одной части соды. Содержать в опрятном виде аккумулятор вам поможет легкосъемная крышка. В «Москвиче» можно использовать для этой цели фотографическую кюветку, как это описано в журнале «За рулем» № 5 за 1962 г. (стр. 18). Летом автолюбители часто совершают продолжительные поездки по шоссе, развивая большую скорость; при этом у водителя нередко притупляется ощущение быстроты. Вот почему необходимо приучить себя к постоянному наблюдению за показаниями спидометра и вовремя снижать скорость, особенно при въезде в города и населенные пункты. Большое значение имеет правильность показаний спидометра. Чаще всего он отрегулирован так, что показания его стрелки несколько превышают фактическую скорость. Хуже, когда показания! спидометра занижены. В этом случае его необходимо отрегулировать. На «Москвиче» это сделать довольно легко. Не отсоединяя троса и не нарушая пломбировки, демонтируем приборный щиток и, вынув патрон лампочки освещения шкалы спидометра, нащупываем в образовавшемся отверстии регулировочный рычажок. Пользуясь секундомером и ориентируясь на ровном участке дороги по километровым столбам, контролируем скорость движения автомобиля. Обычно 3—4 заездов (последовательно на скоростях 40, 60, 80 и 100 км) достаточно, чтобы выверить спидометр, поворачивая регулировочный рычажок вправо или влево. Регулировка спидометра «Волги» производится таким же образом, но демонтаж его связан с трудностями. И в заключение хотим напомнить здесь о таких необходимых а летнее время мерах, как заправка двигателя соответствующими сортами масел, промывка системы охлаждения, предохранение покрышек от повышенного износа. Эти меры хорошо известны из заводских инструкций, поэтому нет нужды говорить о них более подробно. Но повторить добрый совет никогда не лишне.ыи&летний месяц с саднем и короткой ночью. Нещадно палит солнце, плавится нагретый асфальт. Жарко! Водитель и пассажиры жаждут прохлады. Первое желание, которое возникает в таких случаях, — открыть все окна автомобиля (по всей вероятности, он у вас не снабжен установкой искусственного климата). Но стоит ли делать это всегда? Оказывается, нет. Ведь открытые окна — «зеленая улица» для дорожной пыли и газов из подкапотного пространства. Поэтому воспользуйтесь лучше вентиляционным люком (кран отопителя вы, конечно, давно уже закрыли). Поступающий через него свежий воздух создаст внутри кузова избыточное давление и избавит вас от упомянутых выше неприятностей. При движении с небольшой скоростью и на стоянках хорошую услугу окажет вентилятор отопителя. Многие автолюбители летом не поддерживают должным образом тепловой режим двигателя. Они полагают, что летом все в этом деле обстоит проще, чем зимой. А зря! Опытным путем установлено, что коррозия цилиндров возрастает, если температура охлаждающей жидкости поддерживается ниже 70—80°С (например, при температуре 50 е — в полтора раза, при 25° — в пять). Повышение же температуры до 80—90° не увеличивает износа. В то же время нельзя допускать излишнего перегрева двигателя, т. к. возникающая при этом детонация приводит к повышенному износу. Поэтому для поддержания оптимальной температуры водитель должен уметь правильно пользоваться жалюзи, по возможности чаще контролировать тепловой режим двигателя по термометру и следить за исправностью термостата. В настоящее время доказано, что можно удлинить срок службы двигателя, если обеспечить, чтобы он после пуска прогревался за наименьшее время. Поэтому минуты через 2—3 после пуска, проверив, закрыты ли жалюзи, надо начинать движение, по возможности быстпервый Июнь —длинным мым рее переходя на прямую передачу. В этом случае двигатель прогревается за меньшее число ходов поршня. Конечно, пока температура воды в системе охлаждения не достигнет оптимального значения (80—90°), нельзя давать двигателю полную нагрузку. Наконец, большое влияние на износ двигателя в летних условиях оказывает состояние воздухоочистителя. После поездки по пыльным дорогам полезно промыть его фильтрующий элемент и сменить масло; для этого можно использовать отработанное моторное масло, только надо дать ему предварительно отстояться. Помните, что во время сборки надо быть внимательным, чтобы не повредить прокладок. Большую помощь при контроле за поддержанием теплового режима двигателя оказывает лампочка контроля температуры воды, устанавливаемая на «Волге». Подобное устройство можно сделать и на «Москвиче». Датчик типа ММ-7 монтируется в резиновом шланге, соединяющем головку блока цилиндров с радиатором, а патрон контрольной лампочки типа ПД-20Е — в любом удобном месте. Следует помнить, что двигатель нельзя выключать сразу после работы на больших оборотах. Нужно дать ему поработать на малых оборотах, чтобы он несколько остыл. В то же время нежелательно, когда двигатель долгое время работает на малых оборотах, что обычно связано с постоянной эксплуатацией в городских условиях; в этом случае трудно избежать усиленного нагарообразования. Но достаточно 2—3 часов движения на повышенных скоростях (с использованием высококачественного бензина), чтобы добиться очищения головки цилиндров от нагара, При условии, что температура окружающего воздуха не ниже 4-20°, можно применить другой способ. Через свечные отверстия заливают в каждый цилиндр по 30—40 см 3 размягчающей смеси (25% автола, 25% керосина, 50% растворителя для нитрокрасок № 647). Нагар выжигается примерно через 10 км при движении на высокой скорости.Редакционная коллегия: В. В. БОГАТОВ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, М. И. КОЛПАКОВ, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам главного редактора], А. М. КОРМИЛИЦЫН, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, В. Я. СЕЛИФОНОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Художественно-технический редактор И. Г. Имшенник. Адрес редакции: Москва, И-51, Рахмановский пер., 4. Тел. К 5-52-24. Сдано в набор 28.04.62 г. Г-82275. Корректор Н. И. Питерцева. Время работы редакции — с 9.00 до 19.00. Подп. к печ. 29.05.62 г. Зак. 210.Бум. 60X92'/, 2,25 бум. л. - 4 печ. л. Тираж 360 000 экз. Цена 30 коп.3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.