й:СИЖНАЯ ПОЛКАПо страницам зарубежныхжурналов...А ошибки старыевведением в действие единых Правил движения транспорта появились и новые учебные пособия. Только в прошлом году они были выпущены в Москве, Ленинграде, Одессе, Ростове-наДону, Харькове. Факт сам по себе отрадный. Огорчает одно: в некоторых книгах, выпущенных, кстати, многотысячными тиражами, имеются крупные недостатки, дезориентирующие порой учащихся и преподавателей. В ряде этих изданий встречаются противоречивые данные, сомнительные рекомендации. Далеко не свободно от серьезных погрешностей и недавно вышедшее «Пособие по правилам движения транспорта по улицам и дорогам СССР» А. Манзона и Г. Нагулы *. По непонятным причинам пособие составлено на основе устаревшей программы 1958 года. Авторы книги не могли не знагь, что в январе 1961 года Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР и Госавтоинспекцией ГУМ МВД РСФСР была утверждена новая программа предмета «Правила уличного движения». Однако А. Манзон и Г. Нагула пренебрегли этой программой. Иначе, чем объяснить, что последовательность изложения материала в пособии во многом отличается от рекомендуемого новой программой? Так, правила движения транспорта на регулируемых пересечениях изложены в главе VI, а расположение транспорта при движении и перестроение перед перекрестком даются лишь в главе VIII, а повороты и развороты — в главе IX. Не лучше ли вынести раздел «Порядок движения транспортных средств» вперед и поставить перед темой «Сигналы светофора и регулировщика»? Методически это было бы правильнее. По этим же причинам такие темы, как «Остановка и стоянка транспорта», «Скорость движения транспортных средств» и «Начало движения» следовало рассмотреть раньше изучения правил проезда регулируемых перекрестков. Значительные погрешности допущены ив изложении самого учебного материала. Например, в разделе «Обязанности водителя транспорта» ничего не сказано о.«талоне предупреждений» к удостоверению водителя, не приведена его форма и перечень нарушений, хотя несколькими страницами ниже авторы говорят о компостерной просечке талона. Книга умалчивает о порядке оформления путевого (маршрутного) листа при выезде на линию или смене в пути, а ведь пособие предназначено для подготовки шоферовпрофессионалов, которые обязаны хорошо знать все эти вопросы. Рассматривая вопросы безопасности встречных разъездов автомобилей, авторы не указывают определенное Правилами расстояние, на котором водители обязаны подать световой сигнал; не объясняют, когда, при каких разъездах могут * А. М анзон , Г. Н агула . «Пособие по правилам движения транспорта по улицам и дорогам СССР», Гостехиздат, УССР. г. Киев. 1961 г. быть включены подфарники, а когда шофер может перейти на ближний свет фар. Вызывает удивление отсутствие в пособии классификации улиц по числу рядов движущегося транспорта, а также правил определения главной улицы или дороги. Немало смысловых ошибок в главе о дорожных сигнальных знаках. Известно, что предупреждающие знаки не имеют зон действия, хотя и устанавливаются на определенном расстоянии от опасного места. Однако авторы почему-то многократно повторяют такие выражения: «Обгон в зоне действия такого знака («Ремонтные работы») производить нельзя» или «...зона знака («Прочие опасности») от места установки знака и до опасного места». При этом авторы допускают здесь и вторую ошибку: правилами запрещено производить обгон лишь в опасных местах, перед которыми установлены предупреждающие знаки, а это совсем не то, о чем пишется в пособии. Странно звучит фраза о том, что цифры на знаке «Грузовое движение запрещено» показывают ограничение веса, а не грузоподъемности автомобиля. Кстати, при рассмотрении знака «Ограничение нагрузки на ось» ничего не говорится о распределении ее у многоосных автомобилей. И таких описок, «огрехов» в книге слишком много. Авторы проявляют недостаточную осведомленность в ряде вопросов. Спорно, например, их утверждение, будто центр перекрестка при поворотах налево должен всегда оставаться справа от водителя. А украшают ли пособие многочисленные неряшливости редакторской работы? Может быть, такие перлы, как: «...водитель обязан вызвать карету (!) скорой медицинской помощи», «при проезде мимо этого знака водитель должен снизить скорость», «мятые крылья и кузов», «битые стекла» — нравятся редактору книги В. Кудрявцеву, но вряд ли они понравятся читателю. Наконец, еще одно замечание. Авторы сообщают в предисловии: «Пособие предназначено для лиц, изучающих правила движения на курсах водителей автомобилей, троллейбусов, трамваев». Однако никаких материалов по электрическому транспорту в книге нет. Вот и думаешь: пособие, вроде бы, новое, дата выпуска недавняя, а ошибки старые, «закоренелые», о которых уже много раз говорилось. Не пора ли, уважаемые авторы, добросовестнее относиться к своей работе? И, наконец, приходится еще и еще раз говорить о необходимости более квалифицированного рецензирования и редактирования книг по правилам движения? Без этого трудно рассчитывать на выпуск хороших пособий для подготовки специалистов автомобильного транспорта. Г. БЕРЕСТИНСКИЙ, зам. директора автошколы. г. Рязань.«СМОГ» И БОРЬБА С НИМА мериканская автомобильная про- i " мышленность была недавно подвергнута резкой критике с трибуны конгресса США, причем ей было предъявлено обвинение чуть ли не в «отравлении нации», — сообщает нью-йоркский журнал «Бизнес уик» в большой статье, посвященной проблемам так называемого «смога», который становится все более ощутимым на дорогах нв населенных пунктах страны. Речь идет о загрязнении воздуха выхлопными газами автомобильных двигателей. Термин «смог» возник как словообразование от Smoke (дым) и Fog (туман), он обозначает концентрацию в воздухе вредных химических соединений, образующихся в результате взаимодействия выхлопных газов с дорожной пылью и атмосферными осадками, особенно под влиянием солнечных лучей, и состоящих частично из мелкораспыленной сажи, углеводородов и окиси азота. Природа образования «смога» и даже его химический состав еще недостаточно изучены, но вредное его воздействие на растения и человеческий организм можно считать вполне доказанным. В районах, пораженных «смогом», наблюдается значительный рост легочных и бронхиальных заболеваний, население жалуется на повышенную слезоточивость, сухой кашель, снижение аппетита. Со «смогом» связывают также в отдельных случаях возникновение рака, что было экспериментально доказано многочисленными опытами на мышах. И, наконец, установлено, что под воздействием «смога» быстро гибнут растения, вянет и жухнет 2 крона деревьев, высаженных у шоссе. Атаки на автомобильную промышленность по поводу «смога» начались еще в конце 1961 года, когда министр здравоохранения США А. Рибиков предъявил автомобильным концернам своеобразный ультиматум — не позднее 1964 года обеспечить оборудование всех выпускаемых в стране автомобилей устройством. обезвреживающим выхлопные газы. Затем последовал ряд других критических выступлений. В этой обстановке автомобильные концерны сочли за лучшее не возражать и сообщили, что не только в 1964, но уже в 1963 году все модели выпускаемых автомобилей будут снабжаться прибором, который обеспечивает возвращение" значительной части выпускаемых газов в двигатель с помощью специального адаптера, размещенного под карбюратором. Более того, пытаясь превратить грехи в добродетель, автомобильные концерны начали усиленно рекламировать этот прибор, подчеркивая, что стоимость его при массовом производстве не будет превышать 5—6 долларов, а применение даст даже некоторую экономию топлива. Американские автомобильные журналы были полны описаниями нового прибора. Однако, как выяснилось, новый прибор практически способен поглощать лишь 30 процентов содержащихся в выхлопе углеводородов. Другого же. более совершенного прибора так до сих пор и не создано. Из 13 рефератов, подготовленных к специально созванной в марте этого года сессии Общества американских инженеров, ни один не содержал сколько-нибудь удовлетворительных сведений о создании действительно эффективного «антисмогового» устройства. «Для того, чтобы построить антисмоговую аппаратуру, — пишет «Бизнес уик», — нужно прежде всего гораздо больше знать о химическом составе и природе возникновения «смога». чем это известно в настоящее время». Иными словами, необходима большая научная работа,, а отнюдь не только успокоительные заявления и широковещательная реклама малоэффективных антисмоговых средств.31