Н аступила пора летних отпуснов. Мотоциклисты и автомобилисты отправляются в дальний путь. Не отстают от них и любители путешествий по голубым дорогам. Отпуск, проведенный на воде, — это же замечательно! Поездка на моторной лодке или катере знакомит с достопримечательностями края, дает возможность закалиться и окрепнуть. Для водномоторников, отправляющихся в путешествие, и предназначена эта статья. Какой маршрут лучше! Любой дальний поход, в том числе и водный, долж ен быть целенаправленным. Цель похода может быть различной: проведение агитационно-массовой работы среди населения, пропаганда водно-моторного спорта, краеведение, изучение маршрута с целью его описания, создание любительских кинофильмов или фотоальбомов и т. д. В зависимости от целей комплектуйте походную группу. При этом имейте в виду, что все члены экипажа должнынекоторые из них срубают две косынки креплений транца, что сильно ослабляет кормуи даже может разрушить ее. Поэтому крепить двигатели к транцу не следует, их лучше установить на выносном кронштейне. Это исключает ослабление транца, увеличивает полезную площадь лодки и, главное, создает хорошие условия для одновременной работы двух гребных винтов.вая, что от этого зависит бесперебойная работа двигателя. Рекомендуем применять свечи с калильным числом 195—240, Они обеспечивают устойчивую работу на всех режимах. У мотора, который находился в длительной эксплуатации, советуем перед походом сменить резиновую крыльчатку помпы охлаждения. Замена крыльчатки в пути вызывает большие трудно-уметь плавать, а судоводители, к роме того, знать правила плавания по внутренним водным путям СССР и иметь удостоверение на право управления судном. Выбор маршрута также зависит главным образом от цели похода. Маршрут намечают предварительно по карте, изучают по литературным источникам. Если потребуются более подробные сведения, запросите их в местных морских клубах, туристских базах, краеведческих музеях, расположенных по пути следования. На случай штормовой погоды (при плавании по большим водоемам) отметьте в маршруте места расположения укрытий и бухт, а также места расположения бензоколонок. Особое внимание обратите на сложные участки пути. После уточнения маршрута, укомплектования группы и выбора командира составьте календарный план подготовки похода. Двигатель должен быть исправным. Путешествовать по рекам можно почти на любом спортивно-туристском судне, оснастив его подвесным или стационарным мотором. Если у вас нет своего судна, возьмите на прокатной станции. Хорошо путешествовать на дюралевой лодке «Казанка» с подвесным мотором «Москва». Для увеличения скорости многие судоводители устанавливают два мотора непосредственно на транец. При этомЧтобы тщательно подготовить мотор, надо испытать и отрегулировать его на различных режимах. Прежде всего проверяют карбюратор, так как от правильной его регулировки зависят мощность двигателя и расход топлива. Обратите особое внимание на состав смеси. Надо помнить, что при работе двигателя на максимальных оборотах смесь должна быть такой, какой обычно пользуются при обкатке нового двигателя, например на моторах «Москва» — 1 : 1 0 (в связи с тем, что наибольшее распространение у нас получили моторы «Москва», в дальнейшем все рекомендации даны применительно к двигателю этой марки). Правильность работы и мощность мо ­ тора в большой степени зависят от исправности и правильной регулировки клапанной системы. Надо промыть клапаны чистым бензином и после этого проверить плотность прилегания клапанов к перегородке. Если на пластинах обнаружите хотя бы незначительные разрушения, замените клапаны. Многие судоводители (особенно мо ­ лодые) не придают значения правильному подбору запальных свечей, забыКронштейн длякреплениядвух моторов на «Казанке»: 1 -— д юралевыенакладки (3 штуки): 2 — т ранец лодки; 3 — г айка М8 (36 штук); 4 — д юралевыенакладки (3 штуки); 5 — с варнойкронштейн (3 штуки); 6 — буковая доска; 7 — болты М8 с подтянутой головкой (36 штук); 8 — места крепления моторов.Кранец из шланга .сти: приходится разбирать мотор. В пути двигатель также требует наблюдения и ухода, причем важно заранее знать его наиболее уязвимые места. Например, при длительной работе карбюратора изнашивается ушко поплавка. В результате начинается течь горючей смеси через суфлирующее отверстие. Этот дефект устраняют, подгибая ушко поплавка на 1,5 мм . У магнето, как правило, срабатываются контакты прерывателей, что снижает мощность двигателя и затрудняет запуск его. Чтобы этого избежать, периодически зачищайте контакты и регулируйте магнето. Регулярно смазывайте пружину и собачку стартера. Особенно тщательно следите за смазкой редуктора. Лучше пользоваться гипоидной смазкой, сменять которую следует через 30—40 часов. Для бесперебойной работы двигателя нужно систематически промывать отстойник бензонасоса и сетку фильтра. Очень важно следить за правильной затяжкой гребного винта, что позволит избежать разрушения резиновой втулки и деформации предохранительного штифта. Как оборудовать лодку! Не забудьте спасательные средства: якорные устройства, швартовый конец, приспособления для откачки воды и пр. Укрепите на лодк е кранцы из резинового шланга. Это сделает безопасным прохождение шлюзов. На случай, если придется идти ночью, на лодке нужно иметь ходовые огни или один белый огонь, видимый по окружности в 360°, огонь-отмашку и фару (при движении днем достаточно флага-отмашки). Стекла или лампы мо ­ гут быть зелеными или красными (для этого их красят декоративным лаком). Источником тока служат сухие элементы, аккумуляторы, мотоциклетные и велосипедные генераторы. Электропровод лучше заключить в виниловую трубку, а щиток вынести к месту водителя. На дюралевой лодке с носовым гер-