26
27
Спортсмены делятся опытомСТАТЬЯ 1-яспех выступления в автомобильном ралли зависит от ряда факторов, н о один из них особенно важен. Члены экипажа должны умело выполнять штурманские расчеты, б ез которых не ­ мыслимо движение по маршрутуссо ­ б людением заданных режимов . Д ля этого прежде всего надо отлично знать общие условия проведения ралли, х орошо понимать и применять три их принципа, внимательно изучить положениео соревнованиях, в которых предстоит участвовать. Ш турманская работа состоит из двух частей: подготовительной, проводимой до старта, и оперативной, выполняемой впериод участия в соревнованиях. Основываясь iHa опыте литовских автомобилистов, регулярно выступающих в последние годы в ралли, м ы хотели бы порекомендовать некоторые приемы и методы штурманских расчетов, проверенные на практике.УШТУРМАНСКИЕ РАСЧЕТЫ в автомобильных раллимашины водители, а их напарникисчи ­ тали минуты, оставшиеся до отметки на пункте КВ. Но тут случилась беда: вышел из строя двигатель одной «Волги», не выдержавший повышенной нагрузки . Пришлось буксировать неисправный автомобиль (в командных зимних ралли это разрешается). Н е опоздать на пункт KB в связи с этим мы уже не могли. Из-за чего же мы заблудились, д нем , на хорошей дороге? З а первые сутки соревнований у нас не было ни одного штрафного очка. Это вызвало самоуспокоение. Члены команды стали менее внимательными — и вот результат. Заблудиться — значит не только отстать от графика, но и подвергнуть ма ­ шину и участников соревнований до ­ полнительным нагрузками риску принеизбежной после этого гонке. Вот почему к ориентировке на местности по маршрутной схеме (выкопировке с официальной карты), получаемой согласно условиям проведения ралли за 4 часа до старта, н ужно готовиться заранее. П режде всего для этого желательно использовать карты местности, где про ­ ходит трасса. Их необходимоприобре ­ сти заблаговременно . К роме того, ц е ­ л есообразно иметь дорожныеи туристские карты, а также схемы крупных населенных пунктов той местности, по ко ­ т орой проходит трасса соревнований. Н о вот маршрутныедокументы получены. К акойпорядок работы дальше? Прежде всего наносим на схему маршрута стрелки, указывающие направление движения на отдельных участках (кругах). Ц ифрами или попереч ­ ными штрихами на стрелках отмечаем последовательность прохождения кругов; число штрихов при этом соответствует порядковомуномеру участка. Затем, пользуясь калькой, к опируеммаршрутную схему и тщательно пере ­ носим маршрут на карту. Это лучше всего делать карандашами разных цветов, чтобы выделялся каждый участок дистанции. Не 'нужно наносить жирных линий, они закрывают надписи исглажи ­ вают характерные изгибы дорог . Теперь мысленно проедем по марш ­ руту, отметив кружками или звездочка ­ м и обозначенные вмаршрутнойкарте пункты KB иКП . Внимательно всмотримся во все характерные ориентиры ив отдельных местах «поднимем» карту. Те места, г демаршрут движения переходит с основной дороги на дорогу местного значе ­ ния, о бведемкружками . В штурманскомжурнале ( о бщая тетрадь) с делаем соответствующие пометки с указанием примерного расстояния от предыдуще ­ го пункта KB или характерного ориентира до резкого поворота, развилки и т. п. Будь у нас вжурналеназимнемрал ­ ли 1961 года такая, н апример , отметка — « ч ерез4километра от Тукумса, на V - о бразной развилке свернуть направо», мы бы не сбились с правильной дороги . К артус отмеченными на ней марш ­ рутом, пунктами KB иКП , местами, т ребующими повышенного внимания, и характерными ориентирами сложим « г армошкой » , чтобы можно было удоб ­ но пользоваться ею при движении . Желательно иметь всегда под рукой штурманский журнал , карты имаршрут ­ ные документы ; для этого их размеща ­ е мв планшете или папке. Итак, м аршрут ясен, п роложен на карте, необходимые пометки сделаны на карте ивштурманскомжурнале . Теперь надо позаботиться отом , чтобы ещедо старта наши действия не вызывали пенализации, а на трассе мы могли правильно выдерживать заданный режим движения.Участвуя вфеврале 1961 г. в третьем Всесоюзном зимнем ралли, команда Вильнюсского автомотоклуба двигалась из Тукумса в Ригу. Настроение у нас было хорошее . У казателиподтвержда ­ ли, что мы движемсяв правильном направлении; расстояние до латвийской столицы уменьшалось скаждоймину ­ той. Д ажетревожномигавшие фарами встречные автомобили других команд не вызывали у нас настороженности : мы считали, что эти товарищи перепутали дорогуиедутв Тукумс сдругой стороны. И только попав на Рижское) взморье, к оторое не значилось вмаршрутной карте,. мы поняли, что заблудились. Вместо того, чтобы ехать в Ригу вобъ ­ езд, ч ерез Калнциемс, мы двигались напрямую, к ратчайшимпутем . Совещание было короткимиреше ­ ние простым: срочно возвращаться обратно иужепо указанной вмаршру ­ те дороге быстрее входить в график. На предельной скорости вели свои За последние годы на трассахЛитвы проводится все большесоревнований по автомобильному ралли . Н аснимке : момент соревнований на кольце Качергине, близ Каунаса.Фото Ю. Клеманова.На первой странице журнала после получения маршрутной карты записывае м план-график действий в предстартовый период. Н апример : Вход в закрытый парк — н еранее 12 час. 15 мин. Выключение двигателя на старте — н епозже 12 час. 33 мин, Пуск двигателя на старте — не ранее 12 час. 35 мин. Расчетный старт — 12 час. 35 мин . П одобная предусмотрительность гарантирует правильность действий в предстартовый период . Запустив двигатель на выходном пункте КВ-0, м ыуже на дистанции. Очень часто сразуже после старта иотметки на КВ-0 проводятся дополни ­ тельные состязания ( н апример , ф игур ­ н оевождение ) . Закончив их, будем считать временем начала движения по трассе немоментотметки на КВ-0 (12 час. 35 мин.), а то, в котором учтен онейтрализуемоевремя . Зная, что оно равно, н апример , 25 минутам, п о ­ лучим: 12 час. 35 мин. + 25 мин. == = 13 час. 00 мин. Если дополнительное состязание от ­ нимет меньше времени, то необходи ­ м о «отстояться», чтобы неопережать график. А как быть, когда не укладываемся внейтрализуемое время? Так бывает иногда, н апример , н а заправке. В этом случае надо сделать отметку о причине задержки . Д ля расчета движения с заданными средними скоростями ознакомимся смаршрутной картой. В ней режим движ ения на разных этапах может быть обозначен либо расстоянием ивреме ­ н емпрохождения того или иного этапа, либо средней скоростью. П оступаемв этом случае следующимобразом . Там, г девмаршрутной карте обозна ­ чены расстояние и время прохождения этапа, о пределяемсреднюю скорость по формуле : S60 V co. = - Т (D. средняя скорость вкм / ч ас ; V ср. д — расстояние вкм ; t — в ремяв мин. Д опустим , расстояние от КВ-12 до КВ-13 равно 178,5 км , а нормавреме ­ ни — 4 часа 20 мин. Выделенное для заправки нейтрализуемое время составляет 20 мин. где26 Значит, в движениимыбудемдиться 4.20 — 20 = 4 часа. Рассчитаем среднююскорость : 178,5-60 _ ср. 240 = 44,622 км/час т 44,6 км/час.нахоПроставив в соответствующей графе маршрутной карты ив штурманском журнале вычисленные нами средние скорости , у видим , что на этапах, г дережимдвижения задан средней ско ­ ростью, графы расстояний и времени останутся незаполненными . Это объясняется тем , ч тосоответствующиедан ­ ные мыузнаемтолькопослепрохож ­ дения этапов. Определив средние скорости, запишем астрономическое время отметок на тех пунктах KB, в ремядвижениядо которых нам известно. Если расчетнаяотметканаКВ - 1 2бы ­ ла в 17.35, т о на КВ-13 мыдолжныот ­ м етитьсячерез 4.20, т. е. в 21.55. Сделать этомыможеминесколько раньше, используя указанное в Полож ениильготноевремя (в пределахегоопережение графика не локализируетс я ) . Если льгота , к примеру , равна 8 мин. (как было в третьем зимнем ралли), т о на КВ-13 мыможемотме ­ т итьсявинтервале 21.47—21.55. Л ьгот ­ ное времянам выгодно иметь в запасе на случайкакой - л ибо непредвиденной задержки . Во всех случаях расчетное время пребывания в пути надо прибавлять ковременинефактической , а расчетной отметки на предыдущем пункте KB; и наче , о тмечаясьсисполь ­ зованием льготного времени, м ы будем суммировать отклонения. Сумма их может превысить допускаемую Полож ением величину опережения графика движения. П одобнуюошибку иногда допускают спортсмены, следующие по графику с допустимым опережением и считающие временем начала следующего этапа фактическуюотметкунапунктах КВ. Обработав маршрутную карту, заполн яемштурманскийжурнал . На егостра ­ н ицах , о тведенныхдлякаждого этапа, оставляем свободное место, д ля путевых заметокирасчетов . На соответствующиестраницыжурна ­ ла заносимseeнеобходимыевеличины , о бозначенияиприменяемый на этом этапе принципдвижения . Последний фиксируемдлятого , ч тобы знать, к ак тактически выгоднее входить в судейский график, если мы из него вышли . П редположим , что нашавтомобильнеимеетспециальногооборудования (с ним ознакомимся ниже), поэтому предварительно рассмотрим различные ме ­ т оды расчета иконтролядвиженияс заданной среднейскоростью . При равномерном движении с пос тояннойскоростьюавтомобиль за оди ­ наковые промежутки времени проходит равные расстояния. Правильность дви ­ ж енияватом случае проверяют сопоставлением расчетных величин с фактич ескими . Д ляэтойцелиможно взять либо время, либо расстояние. При сопоставлении времени фактического нахождения в пути с расчетным (которое при заданной средней скорости требуетсядляпреодоленияпрой ­ денного автомобилем расстояния) о пре ­ д еляемотклонение от графика . П одобныйметодоченьудобен . Носпортсмены используют его редко изза отсутствияспециальныхприборов — спид-пилотов, показывающих расчетное время. Поэтому обычно применяют ме ­ тод сопоставления расстояний, не требующий сложных приборов . Зная (по спидометру) фактически пройденное расстояние , м ыможем найти время , н е ­ обходимое для его преодоления при движении с заданной средней скор остью . И наоборот, зная, с кольковре ­ м енипрошло от начала движения , л егко узнать расчетноерасстояние . Сопоставляя расчетное расстояние с фактически пройденным , о пределим отк лонение от графикавкилометрах . Нап ример , с ледуя от пункта КВ-12 до КВ-13 свысчитаннойвышесреднейско ­ р остью (44,6 км / ч ас ) , в 18-40 записыва ­ е мпоказанияспидометра — 26.748 км . Пройденное расстояние выражается формулой Эфакт . = S — S KB . I 2 (2), г деS — показание спидометра в момент проверки; SKB-I2 ( о норавно 26.683,5 км ) — п о ­ казания спидометра на предыдущем пункте КВ-12. И так , S^r= 26.748 — 26.683,5 = 54,5 км . Время в пути найдем из выражения tfлктt — tKB.u, г деt — показание часов (астрономическое время) в момент проверки; tкв-(грасчетное время отправления с пункта КВ-12; 1кв- 11рА сч. + 'нейтр. = 17.35 + 0.20 = = 17 час. 55 мин . З начит , Цдкг. = = 1 8 . 4 0 — 1 7 . 5 5 = 45 мин . Используя формулу средней скорости (1), о пределимрасстояние , к отороемыдолжныбылипройтиза 45 минут ;Уср.Для построения графика равномерного движения подсчитаем расстояние, проходимое за 5 минут при движении с заданной средней скоростью, а затем, последовательно умножая это расстоян ие , с кажем на 2, 3 и 5, п олучимрас ­ с тояния , п роходимыеза 10, 15 и 25 минут движения. С уммируя « в ремяв пути» с овреме ­ нем расчетной отметки на предыду ­ щ ем KB, а расстояние — с показанием одометра, получим график зависимости астрономическоговремени от прой ­ денного расстояния. Например, двигаясь соскоростью 44,6 км / ч ас , за первые 5минутмыдолжныпройти 3,716 км , за 10 минут — в двое , а за 15 минут — втрое большее расстояние. Последовательно складывая или умножая число 3,716 км , получаем расчетное расстояние, к оторое надо преодолеть за все 4 часа движения. Эти действия удобновыполнить на арифмометре . Определяем допускаемое условиями ралли опережение графика в километрах. Если закаждуюминутуприсреднейскоростиVcp . = 44,6 км / ч аспроходимS = 0,743 км , т оза8минутпреодоле ­ ваем расстояние, равное почти 6км . Э то значит, ч томыможемдвигаться , о пережаяграфик на 6км , н еопасаясь получения штрафных очков. Практически же выгоднее не использовать полн ойльготы , а опережатьграфик на 4 — 5 км , гарантируя себя от получения штрафныхочков на случайвозможнойошибкив отсчетах одометровичасов . Если небылоотклонений от задан ­ ного маршрута и вообще соблюдался заданный режим движения, то спортс менунестрашныпунктыСКВи KB, р ас ­ стояния до которых не указаны вмарш ­ рутной карте. Однако после отметки на таких пунктах надо обязательно определить по километровым указател ямиспидометру расстояние до них, записать егоиподсчитать расчетное время отметки. Это необходимо, к акуже указывалось, для правильного движ ениянаследующих этапах. Н апример , нам известны фактически пройденное расстояниедопунктаСКВ (37,5 км ) и заданнаясредняяскорость (57,3 км / ч ас ) . Пользуясь формулой, устанавливаем, что придвижении по графикумыдолж ­ ны были находиться в пути 60-S 37,5 • 60 57,3 =39,27 мин.S PACf. —60где VCf . — заданная средняя скорость движения (44,6 км / ч ас ) ; *Ч>А1гг. — ф актическоевремявпути (45 мин ) . Следовательно, S pAct ) = 33,45 км . Тогда отклонение от графика будет равно; Si = S ^ K T . — S PAC 4. = 5 4 , 5 0 км—33,45 км » 44,6 • 45 60« 21 км.Если фактическипройденноерасстоя ­ ние больше расчетного, то налицо опе ­ режение графика на 21 кмилина 60-Si t = vcp. 60-21 44,6 = 28,25 мин .Если учестьльготноевремя (8 минут ) , о пережение графика уменьшится до 20,25 мин . З начит , н адоостановиться , в ыждать , п ока не пройдетэтовремя , чтобы не получить штрафные очки , о со ­ б енно на пунктеСКВ . Приведенные выше расчеты сложны , отнимают много времени. Выполнять их периодически ( ч ерез5 — 1 0мин . ) н е ­ возможно. Как же тогда проверять соблюдение режима движения, допустим, через каждые5 мин., что нередко бывает не ­ обходимым? Д ля этой цели построимзаранееграфикдвижения на 4 часа с пятиминутными интервалами, в котором определенному времени нахождения в пути будет соответствовать свое расстояние. •Теперь требуется определить расчетн оевремянахождениявпути на лю ­ б омрасстоянии от предыдущегопунк ­ та КВ . Н ообэтомвследующей статье. Л. ШУВАЛОВ, спортсмен I разряда, п ризер первенства СССР по ралли. г. Вильнюс. Зимнее командное ралли. Оперативн ыйштурманскийрасчетна местности.27