D предыдущемномережурнала была •* напечатана статья об эксплуатации мотоциклаИЖ - 5 6 . М ногими из приведенных в ней рекомендаций могут воспользоваться и владельцы «Ковровца-175». Н о этот мотоцикл имеет свои особенности. Главная из них — э лектро ­ оборудование переменноготокас нап ряжениемв цепи освещения 6 а. Основным приборомэлектрооборудо ­ вания является генератор, от которого зависит нормальная работа всей системы. П лохоеискрообразование , слабый свет вфаре указывают на неисправность генератора. ОТЧЕГО ГЕНЕРАТОР ВЫХОДИТ ИЗ СТРОЯ, К АК УСТРАНИТЬ ВОЗНИКАЮ ­ Щ ИЕВНЕМНЕПОЛАДКИ ! Причиной не ­ удовлетворительной работы генератораможет быть сильное биение ротора. О но возникает вследствие слабого егокреп ­ ления на правой цапфе. Ч аще всего биениесопровождается появлением ца ­ рапин и надиров, возникающих при со ­ прикосновении ротора с полюсными башмаками статора. Чтобы устранить эту неисправность, болт 5 (см. рисунок) к реп ­ ления роторанеобходимонадежноза ­ тянуть. Если и после этого биение будет продолжаться, надо проверить правый коренной подшипник ив случае износа заменить его . П ри снятии статора нельзя отделять напрессованную на него крышку. Н аза ­ воде ее устанавливают вопределенном положении, к оторое соответствует раз ­ рыву контактов прерывателя вмомент возникновения тока максимальной величины в обмотках катушки зажигания. Это происходит, к огда полюсы ротора находятся вопределенном положении относительно полюсных башмаков об ­ м оток статора (угол между полюсами ротораи статора, соответствующий дан ­ н омуположению , называют «абрисом»). Всякое изменениеположениякрышкиможет повлечь за собой перекос полюсных башмаковиповреждение катушек, что влучшем случае вызывает ослабление искры, т аккак ток вобмоткегене ­ ратора кмоменту разрыва контактов прерывателя будет меньше, ч ем при нормальном абрисе. В худшем случае генераторвообще выйдет из строя. Устанавливая статор скрышкой , надо крепить егок правой половинке карте ­ ра винтами 17, не забывая подложить пружинные шайбы 18. После монтажа статора следует проверить и установить зажигание , р уковод ­ ствуясь инструкцией, О дной из распространенных причин, вызывающих остановку мотоцикла в пути, является неисправность прерывателя (он крепится кгенератору винтом 16).К АКОВЫОСНОВНЫЕПРИЧИНЫ НЕН ОРМАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРЕРЫВАТЕЛЯ! К АК ОПРЕДЕЛИТЬ И УСТРАНИТЬ ИХ ! Повышенное искрение указывает на не ­ исправность прерывателя. О номожет быть вызвано: 1) непараллельностью кон ­ тактов, в озникающей из-за перекосов оси 14 или наковальни 6; 2) сдвигом кон ­ тактов, т. е. неполным соприкосновением их площадей (вследствие износа моло ­ точка или шайб 12, 13); 3) з агрязнением контактов маслом, пылью или нагаром ; 4) выходом из строя конденсатора 4. Чтобы отремонтировать прерыватель, в любом случае его разбирают и промывают высокооктановым бензином. Непараллельность контактов можно устранить подгибанием наковальни или оси молоточка, а взаимный сдвиг кон ­ тактов — з аменой шайб, которые вырезают из текстолита толщиной 0 , 5 — 0,8 мм . Нагар и окислительные пленки удаляют с контактов при помощимелкозер ­ нистой наждачной бумаги , абразивной пластинки или надфиля, п ричем окислы и нагар снимают равномерно по всей площади контактов. Н ередко из-за неисправности преры ­ вателя глохнет двигатель. Объясняется это большим износом стенок отверстия молоточка. Токопроводящая металлическая пластина с контактом 9 или пружи ­ ной 7 касается основания прерывателя 10, отчего происходит короткое замыкание. Определить эту неисправность можно по нагару на основании прерывателя или по синеве, образовавшейся на пружине, которая к тому же теряет упругость. Замыкание можно устранить, подкладывая текстолитовые шайбы под молоточек (их надевают на ось). Очень важно своевременно, ч ерезкаждые 1000 км пробега, смазывать од ной-двумя каплями костяного или вазелинового масла ось 14 молоточка пре ­ рывателя и фильц 15. В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА СВЕЧОЙ ЗАЖИГАНИЯ ! ОТЧЕГО ПРЕЖДЕ ВРЕМЕННО ПЕРЕГОРАЮТ ЛАМПЫЗАД ­ НЕГО ФОНАРЯИ НИТИ БЛИЖНЕГО СВЕТА! Д ля безотказной работы свечи больш ое значение имеет нормальный зазормеждуее электродами. Его надо систематически проверять, так как в процессе эксплуатации электроды обгорают. Р егу ­ лируют зазор (он должен составлять 0 , 4 — 0 , 6 мм ) п одгибанием электрода. Лампы могут перегорать прежде всего из-за нарушения контактов сопротивления ( R = 1,25 ома), ш унтирующего нить ближнего света. Отпаивание концов со ­ противления от клеммовых стоек происходит вследствие перегрева его при дли ­ тельной ездес «ближним светом» и от тряски. Поэтому важно систематически проверять надежность присоединения концов. Устраняют этот дефект, заливая оловом контакты сопротивления. П ри эксплуатации мотоцикла « К овро вец-175» мотолюбители сталкиваются исдругими вопросами. П ОЧЕМУ ПРИ ДВИЖЕНИИНА ЧЕТВЕРТ ОЙ ПЕРЕДАЧЕ ИНОГДАПРОИСХОДЯТ РЫВКИ! О ни получаются вследствие самоотключения и самовключения зацепления шестерни второй передачи с основной шестерней. Устраняют этот дефект так. Вначале снимают крышкугенератораи отсоединяют зубчатку задней передачи (предварительно разъединив замок цепи). З атем снимают сальник основной шестерни, сдвигают ее по направлениюк двигателю на 0 , 5 — 1 , 3 мми ставят на обойму подшипника несколько шайб, п ричемтакимобразом , чтобы поверхность последней из них находилась вод ­ ной плоскости с поверхностью картера . КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ПОЛОМОККИК СТАРТЕРА ИСПОСОБЫИХПРЕДОТВРА ­ ЩЕНИЯ! Кик-стартер часто ломается от рез ­ к ого сильного нажатия на него. Чтобы избежать поломок, рычаг кик-стартера нужнолегко перевести вниз, почти до горизонтального положения . К огда нога ощутит легкоезатормаживание (вводится в зацепление сектор сшестерней ) , н ужнорезко , но без удара, произвести запуск. X. М ИРОПОЛЬСКИЙ . Б. Б АЗЯКИН .г. Ковров.Приборы и узлы электрооборудования переменного тока «Ковровца-175»: 1 — г енератор Г-401 в сборе; 2 — р оторс кулачком; 3 — статор скрышкой генератора: 4 — конденсатор; 5 — болт крепления ротора; 6 — н аковальня прерывателя; 7 — токопроводящая пружина: 8 — молоточек; 9 — контакт; 10 — о снованиепрерывателя ; 11 — с топорная шайба; 12 — в ерхняя текстолитовая шайба; 13 -- н ижняятекстолитовая шайба: 14 — ось молоточка; 15 — смазыв ающийфнльц ; 16.17 — к репежные винты; 18 — п ружинная шайба. Рис. С. Завалова.23