тпшшиндавдввяймаЛГИБУНАЗА РУЛЕМ"МОТОЦИКЛЫПОРА ПОДУМАТЬ ОБ ЭСТЕТИКЕДЛЯ СЕЛАНА КОНВЕЙЕР!н ашей стране сее необъятными просторами возможности применения мотоцикловогромны . Эти машины получили широкоераспространениев городах. Н оещебольше их используют в селах. Ведь намотоциклахможно проехать итам , г де не пройдет автомобиль. О ни нужны агрономам , з оотех ­ н икам , в етеринарам , с ельским врачам, почтальонам, в них нуждаютсяколхоз ­ ники, р абочие совхозов. О собеннолю ­ бит эти машинымолодежь . К акие основные требования можно предъявить кмотоциклам , специально предназначенным для эксплуатации в сельской местности? О нидолжны быть легкими , э кономичными , простыми по устройству ив обслуживании, иметь хо ­ р ошую проходимость, д остаточнуювме ­ стимость ( 2 — 3 человека ) и грузоподъ ­ емность 100 — 1 50 кг. Э тимтребованиямлучше всего отвечает мотоцикл повышенной проходимо ­ сти сколяской . У него есть неоспори ­ мые преимущества перед автомобилем такойжегрузоподъемности : он весит в3 — 4 раза меньше , и меетболее высок ую маневренность. П о проходимости жеонне уступает автомобилю со всеми ведущими колесами. Мотоцикл для сельского хозяйства должен быть специализированным исущественно отличаться от машин , выпускаемых в настоящее время. Для этой цели не подходят, н апример , с е ­ рийные тяжелыемотоциклы К-750 иМ - 6 1сбоковойколяской . В плохих до ­ р ожных условиях эти машины «выворачивает» в сторонуколяски , водителю приходится повертывать руль влево, при этом возрастает сопротивление движению . Н аскользкихдорогах часто буксуетзаднееколесо . К ак показывает опыт, самый эффек ­ тивный способ повышения проходимости — в ведение привода на колесоко ­ ляски. Существует, однако, мнение, будто привод снижает экономичность мотоциклаиприменениеего на хоро ­ ших дорогахнежелательно . П роведен ­ ные на Киевскоммотозаводе работы показывают, что правильно сконструи ­ рованный дифференциальный, а тем более вариаторный привод полезенда ­ ж е на дорогахсусовершенствованнымпокрытием , так как он устраняет пере ­ к осыи гасит боковые силы, в озникаю ­ щие на колесах. Это способствует уменьшению сопротивления движения, а следовательно, с нижает расход топ ­ лива и износ шин . Р азработка простой идешевой констр укции привода на колесо « о ляски , а такжекоробки передач, и меющей задний ход, — н еобходимое условие созда ­ ния такогомотоцикла .МОТОЦИКЛАВП ри эксплуатации мотоциклав сельс кой 'местности, к рометого , н еобходи ­ м онадежно защитить водителя и пасс ажиров от непогоды . Сделать это мож ­ но, применив глубокиенаколенникииз пластмассы, ветровой щиток , а в случае необходимости — легкосъемный тент. М ожет ли нашамотопромышленность дать сельскому хозяйству мотоцикл , о т ­ в ечающийвсем этим требованиям? Д а , м ожет . К онструкциятакого модоцикла создана на Киевскоммотозаводе . Больш е того, на базеего выпущена неболь ­ ш аясериямотолетучек . Н оработа эта незакончена . Ей неуделяютдолжного внимания ни завод, ни Киевский совнархоз. П роизводствомотоцикла для сельского хозяйства — н еотложная задача. О нанепосредственно вытекает из решений мартовского Пленума ЦК КПСС, приз вавшего усилить материально - т ехниче ­ скую помощь селу. Д олг работников мотоциклетной промышленности — в кратчайшиесроки наладить массовый выпуск таких мотоциклов . Э тобудетвкладоммотоциклостроителей во все ­ н ародноеделоподъемасельского хозяйства.«Советское — з начитлучшее » . Этот лозунг все более становится мерилом качества продукциинашихпредприятий . Он относится кнашимдорожным мотоциклам. Известно, что они надежныи выносливы. Но они должны быть ещеикрасивы . Настало время всерьез за ­ няться ихвнешним видом. Вот что об этом пишет нам читатель Э. Гусев из Брянской области. 1/ак мотолюбитель я внимательно • • с лежу за развитиемнашеймото ­ циклетной промышленности, особенно за совершенствованиеммоделеймото ­ циклов тяжелого типа. Я коснусь лишь одного вопроса —• внешнего вида машин. М не кажется, п ора поговорить о стиле оформления мотоциклов. Известно, что последняя модельмо ­ тоцикла М - 6 2 «Урал» мало чем отличается повнешнему виду отМ - 7 2 . Так почемужеоколо 20 лет не вносятся изменения во внешний вид, в оформле ­ ние мотоциклов? Тяжелые дорожные машины практически почти не эксплуатируются безбо ­ к овогоприцепа . П оэтомууже сейчас можно разрабатывать конструкцию, у которой рама коляски и самого мотоцикла представляли бы одноцелое . Э ксплуатационнымкачествам это непо ­ вредит ( с корее , н аоборот ) , а оформле ­ ние машины выиграет. С амалюлька коляски и киевского и ирбитского мо ­ тоциклов давно устарела. Такой же вид имели машины времен зарождениямо тоциклостроения. Посмотрите, как садится пассажир — словно влюк влезает. Д авнопора делать у бокового прицепаоткидывающийся капот, а сам прицеп должен быть обтекаемымиодновременноболееудобным для пассажира. З апасноеколесомотоцикла следует спрятать под коляску или ставить егомежду мотоциклом и коляской (вертикально). На месте , г детеперькрепится колесо, м ожно расположить решетча ­ т уюплощадку для багажа . Устарела иформа бензобака. О н неу добен для водителя. Н адо бы изме ­ нить иконфигурацию руля. Сейчас он слишкомужпрямиудален от водителя, п оэтому часто приходится сидеть сгорбившись. М отоциклисты , к аки велосипедисты бывают разного роста. Так почемуже не делаютрегулируемые руль и седло? Отсутствие современныхфарипод ­ фарников, а такжеуказателяповоро ­ т а — тоже пробел в конструктивном оформлении мотоциклов. Все это, очевидно, результат того, что пока ещеконструкторымалоуделяют внимания внешнему виду мотоцикла , е го эстетике.г. Киев. ОТ РЕДАКЦИИ:В. СОЛОГУБ, инженер-конструктор.Вопрос, поднятый инженером В. С о ­ л огубом , з аслуживаетсерьезного внимания. М отоциклы повышенной проходимости очень нужны селу, о собенноспециа ­ листам сельского хозяйства. Т акиема ­ шины дадут возможность , н езависимо от погоды и состояния дорог , выезжать на те участки, г дерешается судьба урожая и повышения продуктивности животноводства. О том , насколько это жизненноваж ­ но, ясно из постановления ЦККПССиСоветаМинистровСССР « О повышении роли агрономов, зоотехников и других специалистов сельского хозяйства в развитии колхозногоисовхозногопро ­ изводства». Э то постановление обязывает советы министров союзных респ ублик обеспечить специалистов сельс кого хозяйства необходимым трансп ортом , а Госплан СССР — выделить иммотоциклы для продажи . Работники мотоциклетной промышленности ипрежде всего Киевского , Ижевского и Ирбитского заводов должны дать ' к омандирам сельскохозяйственного производства высокопроходимые, н адежныемашины .3. ГУСЕВ, инженер-конструктор. г. Брянск.14