• ML HUmjC? .Мотороллер«Тула» идет через пески и горы» — так назывался фотоочерк о мотороллерном пробеге московских комсомольцев по дорогам семи республик («За рулем» № 4 за 1962 г.). О том, к ак вели себя машины в этом сложном путешествии, как они выдержали трудный экзамен, рассказывает участник пробега инженер-конструктор В. Лопухин.можетять лет Пдорогах назад появились на наших первые мотороллеры «Тупройтивсюдуоднако же они не перегревались — сказывались положительные особенности принудительной системы охлаждения. Те участки дорог, где было усовершенствованное покрытие, мотороллеры проходили со скоростью 70—75 км/час. На сложных отрезках пути выявились преимущества модернизированных мо ­ тороллеров — Т-200 Ми Т-200 К. Отлично зарекомендовали себя уотановленные на них инерционно-масляные воздухофильтры, несмотря на то , что в пустыне участники пробега вынуждены были промывать их через 100—200 км . Контактно-сетчатые же воздухофильтры мотороллеров Т-200 нуждались • п ро ­ мывке после каждых 15—20 км . П ри этом износ двигателей Т-200, как показал микрометраж деталей, оказался в 1,5—2 раза больше, чем на Т-200 М. Значительный эффект дало введение се ­ паратора в подшипник нижней головки шатуна. Износ подшипника с сепаратором был почти в два раза меньше, чем без него. Двухступенчатый релерегулятор РР-121 в течение всего пробега работал стабильно и не требовал регулировки. Передняя вилка с увеличенным вылетом колеса обеспечивала хорошую устойчивость при движении как по песчаным проселкам, так ипо разбитым гравийным дорогам на скорости 50 — 60 км/час. Новые мотороллеры Т-200 К показали в пробеге удовлетворительные динамические качества. Но увеличение оборотов 'коленчатого вала повысило износ деталей поршневой группы. После 7000 кмв двигателях обеих машин пришлось заменить поршневые кольца. Долговечность резиновых рессор подвески кузова коляски оказалась явно недостаточной. Рамы же мотороллера Т-200 Км бокового прицепа выдержали испытание успешно. Какой основной вывод нужно сделать по результатам пробега? Мотороллер «Тула» — не только городская машина. С неменьшим успехом она может эксплуатироваться в любой местности, в частности в южных районах страны с высокой температурой воздуха. Здесь роллер имеет преимущества по сравнению со своим собратом — мотоциклом. Пробег позволил всесторонне изучить эксплуатационные качества мотороллера «Тула», дал большой материал для дальнейшего совершенствования его конструкции. В. ЛОПУХИН, инженер-конструктор. г. Тула.но распределить нагрузку по колесам не удалось, заднее оказалось загрула». Не сразу они завоевали популярженным на 70%, или почти в два раза ность. В свое время не было недостатбольше, чем переднее. Это усложняло ка в пророчествах, что эти машины окауправляемость, ухудшало устойчивость и жутся неприспособленными для экспроходимость при движении по песку, плуатации в нашей стране. Такое мнезатрудняло преодоление крутых подъение можно услышать и сейчас, но го ­ мов. раздо реже — жизнь опровергает скепСамыми сложными для движения окатиков. зались песчаные проселки в Туркмении. Температура воздуха достигала 32°. По Не только длительная эксплуатация, 5—6 часов подряд приходилось двигатьспециальные испытания показали, что ся на первой передаче. Мотороллеры «Тула» — надежная, выносливая машичасто «зарывались» в песок. Требована, обладающая хорошей проходилось большое искусство, чтобы сохрамостью. нить равновесие. Несмотря на такие Об одном из таких испытаний — тяжелые условия, двигатели не переочень сложном пробеге, организовангревались. ном Московским клубом туристов и заводом Тульского совнархоза, мы расФорсирование песчаных барханов в скажем читателям. районе трассы Кара-Кумского канала доставило много неприятностей. Чтобы Маршрут пробега проходил через увеличить тяговое усилие, приходилось Москву — Тулу — Ростов-на-Дону — прибегать к пробуксовке сцепления. Орджоникидзе — Тбилиси — Баку — Это вызывало повышенный его износ Красноводск — Ашхабад — Мары — и уменьшало жесткость пружин (на Бухару — Самарканд — Термез — Д у ­ двух мотороллерах мы вынуждены бы ­ шанбе — Ленинабад — Фергану — ли их заменить). Андижан — Коканд — Ангрен — Ташкент — Джамбул — Фрунзе — АлмаСразу же за песками начались разАту — Рязань — Москву. Участникам битые .грунтовые и гравийные дороги. приходилось двигаться в пустыне, п о Сотни километров машины шли воб ­ разбитым грунтовым дорогам, преодолаке пыли. Она засыпала глаза, въедалевать броды, подниматься на горные лась в кожу, покрывала одежду и, к о ­ перевалы. Температура воздуха коленечно, проникала во все незащищенбалась от плюс 36° в песках до минус ные механизмы «Тулы». Перестали ра2° в горах. ботать замки седла и руля. Реле-регуляторы РР-45 приходилось прочищать Свыше 9000 километров прошли наи регулировать через каждые 150ши «Тулы» в самых различных дорож200 км . Иногда пыль попадала на конных условиях. За это время мы смогли такты прерывателя и двигатель глох. полностью оценить достоинства этих На нескольких мотороллерах перестамашин и попутно определить слабые ли работать гидравлические гасители места в их конструкции. колебаний задних подвесок. Причина — В пробеге участвовали мотороллеры большие потери масла. Двигаться с трех моделей: четыре Т-200, изготовнеисправными гидроамортизаторами лявшихся до 1960 г., с контактно-сеттрудно — мотороллер все время расчатым воздухофильтром; четыре выкачивается, рама получает жесткие удапускаемых серийно Т-200 М, причем на ры. Это были самые тяжелые испытаодной из них были установлены передния для экипажной части. Тем не меняя вилка с увеличенным вылетом ко ­ нее ни на одном мотороллере не окалеса (94 мм вместо 36 у серийного), залось трещин в раме. коленчатый вал с сепаратором роликового подшипника нижней головки шаБроды через горные реки машины туна и двухступенчатый реле-регулятор преодолевали успешно, даже когда РР-121; две Т-200 К — одиночка исбо ­ вода поднималась выше уровня настиковым прицепом (описание этой модела. Правда, мы приняли некоторые ли, подготавливаемой к серийному npo j меры предосторожности: крышки преизводству, было приведено в «За рурывателя обмазали консистентной смазлем» № 4). кой, а на изоляторы свечей одели резиновые чехлы. За рулем находились молодые мотоХорошо показали себя мотороллеры любители. Водительский стаж большинв горах. При «штурме» перевала Анзоб ства из них не превышал двух лет. (высота его 3379 м) пришлось на участНа каждом мотороллере было разке в 35 км совершить подъем, равный мещено все необходимое в пробеге — приблизительно 2500 м. Примерно 70% от палатки и запасного топливного баэтого пути «Тулы» двигались только на ка до личных вещей водителей, т. е. передаче. Остановок для груз весом 45—55 кг (на Т-200 Кс бопервой охлаждения двигателей мы не делали, ковым прицепом 70—75 кг). Равномер2. «За рулем» № 6.9