4. Устанавливают на ободе по обесто ­ р оныотметки по одномумаломугру ­ з ику (деталь 13-3101301) и вращаютко ­ лесо (рис. 26). Если после остановки колеса грузикизаймуткрайнеенижнееположение , то данных двух грузиков для балансировки колеса достаточно. Если жегрузикизай ­ м ут верхнее положение , то следует при ­ менить пару более тяжелыхгрузиков (деталь 13-3101300). Д ля сохранения динамической баланс ировки , в случае постановки вулканизи ­ рованных покрышек , г рузикирекомен ­ дуется ставить с обеих сторонобода . 5. Балансируют колесо . Д ля этого раз ­ д вигаютподобранные по весу и установленные на ободегрузики на равные расстояния вобестороны от начального положениягрузиков1 (рис. 2в). Раздвигая грузики , д обиваютсябезразличного равновесия колеса. 6. Д оводят давление воздуха вкамерешины до нормальногои восстанавливают регулировкуподшипников ступицы, п од ­ тянув и зашплинтовав гайку. Со временивведения балансировки колес балансировочные грузики (деталь 13-3101301 и 13-3101300) поставляются в запасные части. Т акимобразом , если на автомобилях ранних выпусков обнар ужено «виляние» п ередних колес, р е ­ комендуется приобрести грузики и произвести балансировку колес описаннымвышеспособом . То жесамое полезно проделать при использовании покрышек , бывших времонтеи употреблении. А. ТЕНЯТОВ, инженер-конструктор Горьковского автозавода.К другойгруппе относятся системы, в которых первичная цепь катушкизажи ­ гания подключаетсяк предварительно заряженному ( д о 200 и более вольт) к онденсаторуемкостьюдо 0,5 мкф . В качестве переключателя используется тиратрон сподогревным или холоднымкатодом , а также управляемый полупро ­ водниковый диод. Одно из достоинств систем второй группы — более быстрое нарастание нап ряжения во вторичной цепикатушкизажигания . Н едостаток — i большая слож ­ ность, связанная с необходимостью иметь источник высоковольтного напряжения. Как втом , так ивдругом случае значительно снижается нагрузкатокомкон ­ тактов прерывателя. П рименение систем первойгруппы наталкивается на затруднения, связанные с согласованием условий работы преры ­ вателя тока ипрерываемой цепи. Д еловтом , что требуемоерезкое прерывание тока вцепи , с одержащей индуктивность, с опровождаетсябыстрымизме ­ н ением ее магнитного поля. С однойстороны , это позволяет иметь во вторичной цепикатушкинапряжениедо15 — 30 кв ( п рикоэффициентетрансформа ­ ции, т о есть отношении числа первичных витков обмоткикатушкик числу вторичных, всего около 50). С другойстороны , б ыстрое изменение магнитного потокаиндуцирует (наводит) напряж ениетакжеи на первичнуюобмотку катушки. Вот почемувобычных системах зажи ­ гания для исключенияпробоявоздушно ­ го промежуткаразмыкающихсяконтак ­ тов и согласования скорости нарастания вторичногонапряжения последние блокируются конденсатором. При этом скорость спадания тока и, следовательно магнитного потока, уменьшается. Напряж ениеже на контактах не поднимается более 300 в. М ежду контактами успевает появиться достаточный воздушный заз ор , к оторыйобычно не пробивается. О тсюда ясно,-что для систем зажига ­ ния первойгруппынеобходим специальный триод , д опускающий работу при большом коллекторном напряжении. К сожалению , в настоящее времяпракти ­ ч ески нет полупроводников , подходящих для подобных условий. Так, т риод типа П-4 хотя и отвечает требованиямподопустимомутокукоммутации ( д о5 а), но не пригоден по величине прямого раб очегонапряжения , с оставляющего всего 60 в. Наиболее высоковольтный крем ­ ниевый триод типа П-304, имея рабочеенапряжениедо 80 в, м ожет работать притоке всего до 0,3 а. Более перспективны системы второго типа. О нидопускаютбольшее число вспышек вединицувремени для тех жекатушекзажиганияи обеспечивают высокуюскорость нарастания вторичног онапряжения . Д ля таких систем будет весьма целесообразным применение разрабатываемых сейчас высоковольтных управляемых полупроводниковых диод ов , аналогичных ламповым тиратронам. Систему зажигания этого типа можно осуществлять в любительских условиях на ламповых тиратронах. И. ШТРАНИХ, инженер, кандидат технических наук..ЖЕЗПробив облака, самолет зашел на посадку. Под крыломсверкнула блестящая широкая лента Волги. Отк рылась Кострома. Еще несколько сек унд , и самолет коснулся посадочной полосы. Рейс окончен . Пассажиров ждет автобус, а членов экипажа самолета — ГАЗ-69. — Сегодня мы заставили вас ждать, Феликс Юльевич, — словно извиняясь, сказал шоферу командир воздушного корабля. — Ничего, — ответил водитель, — я почитал немного... Объехав аэродромные постройки , машина вырвалась на шоссе, ведущее к городу. К удивлению летчиков, Феликс Юльевич, всегда приветливый и улыбаю щийся , был грустными молчаливым. Вскоре все выяснилось. На свободном сиденье лежала развернутая книга : роман К. Симонова «Живые и мертвые». Именно он и заставил шофера задуматься — ведь войну Феликс Юльевич знал не понаслышке... ...В один из дней первого года войны в дом к двенадцатилетнему Пиляку пришла беда: его отец, батальонный комиссар, смертью храбрых пал в бою. Следом за первым горем — другое. Во время бомбардировки погибла мать Феликса. Мальчика увезли на восток страны , поместили в детдом. Но он рвался на фронт. — Отомщу фашистам за отца и мать,— заявил сын комиссара. Дважды он бежал, но его задерживали и возвращали в детдом. В сентябре 1943 года он снова совершил побег на фронт. На этот раз Феликсу удалось добраться до станции Сухин ичи . Рядом, на параллельном пути , находился эшелон кавалеристов, отправлявшийся на передовую. Ф еликс подошел к солдатам. Мальчик напомнил бойцам их собственных детей, с которыми они давно не виделись. — Куда едешь? Феликс рассказал. Все смолкли . — Возьмите меня ссобой , — попросил он. Лейтенант Василий Козуб обнял мальчугана и сказал: — Хорошо. Отныне ты боец пулеметного взвода. Феликс стал сыном полка. Он десятки раз участвовал в боях. В бою под польским городом Влодава Феликс был ранен. Но, едва залечив рану, снова вернулся в свою часть. Вскоре на долю юного подносчика патронов выпало большое испытание . В разгар боя вышли из строя первыйи второй номера расчета, и Феликс сам повел огонь из пулемета. Пиляк был ранен, но «максим», не переставая, бил по фашистам. Вместе с частями Советской Армии Феликс дошел до Берлина. Ратные подвиги сына полка были отмечены орденами Красного Знамени , Славы, медалью «За отвагу» и другими наградами, Когда кончилась война, Ф еликса спросили, кем бы он хотел работать. — Шофером, — ответил Пиляк. Прошло некоторое время, и Феликс стал шофером. ...Бегут годы . Много лет прошло с того дня, когда началась война. Но сын комиссара Феликс Пиляк хорошо помнит то суровое время. И, работая водителем, он самоотверженным трудом вносит свой вклад в дело мира. Л учшей аттестацией бывшего сына полка является то, что он стал ударникомкоммунистического труда. Вчерашний воин, шофер «газика» Ф еликс Пиляк остался в боевом строю.Ч ЕМУО ТДАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ?В редакцию журнала обратились тт . Ермаков, Степанов, Репетило, Рябов из г. Электростали Московской области. Они просили ответить на ряд вопросов, с вязанныхспрактическим осуществлением на автомобиле схемы электронногозажигания . Ответ на эти вопросы дает кандидат техническихнаук И. В. Ш траних .р именениюэлектроники на автомобиле посвящено уже немало работ. К настоящемувременираз ­ работано две группы систем зажигания . К одной относятся системы , и сключаю ­ щ ие влияние тока на контактыпрерыва ­ теля, но сохраняющиеосновнойпринцип батарейного зажигания — прерывание тока низкогонапряжениявцепикатуш ­ к и . О но достигается посредствомпроме ­ ж уточного звена, в ключаемого между контактамиикатушкой . И мможет быть высоковольтный транзистор. Подобная система была упомянута в статье про ­ фессора С. П. Банникова («За рулем » ,П1962, № 2).М. МЕЙЛАХС, мастер спорта.21