В пе рщ ые со звездным сборомПризы, за которые боро лись участники всесоюзного •Г зимнего ралли.У_чрЗимние ралли по дорогам ПрибалтикиКаков же итог соревнований? Основной приз ралли — переходящий кубок — выиграла команда Каунасского таксомоторного парка в составе Б. Бальчунаса, М. Беспалова, А. Курдзикаускаса, В. Лаужецкаса, П. Шатаса и А. Дайлиде. Следует отметить рост мастерства команды: в 1962 году, впервые выступая в зимнем ралли, она заняла второе место. Второе место присуждено команде республиканского автомотоклуба ДСО «Калев», третье — команде Вильнюсского таксомоторного парка. В зачете по союзным республикам первенствовали спортсмены Литовской ССР, по ДСО и ведомствам — спортсмены «Жальгириса». Приз редакции журнала «За рулем», за который боролись пять команд-«ветеранов» зимнего ралли, вручен коллективу республиканского автомотоклуба ДОСААФ Латвийской ССР. Приз республиканского комитета ДОСААФ Литовской ССР для лучшей команды из числа восьми, впервые выступавших в зимнем ралли, завоевали спортсмены автобазы № 8 г. Вильянди (Эстония), которые имеют пока только второй и третий разряды. В общем зачете «новички» заняли 6-е место. Результаты ралли показывают, что спортивное мастерство раллистов Прибалтики, особенно литовских спортсменов, неуклонно растет. Но останавливаться на достигнутом нельзя. Надо идти вперед!"1963 году всесоюзное зимнее ралли, ставшее традиционным, проводилось в пятый раз. Оно оказалось рекордным по числу и составу участников: 37 команд, в которых участвовали 256 спортсменов (из них 50 мастеров спорта и 87 перворазрядников), вступили в борьбу за основные и поощрительные призы. Спортсменам предстояло за 43 часа 14 минут чистого времени, при движении со средней скоростью 48,7 км/час, пройти дистанцию в 2108 км с 30 пунктами контроля времени и участвовать в восьми скоростных соревнованиях. Впервые в Советском Союзе была опробована система звездного сбооа. Команды стартовали в Москве, Ленинграде и Вильнюсе. Участники, стартовавшие из Москвы и Вильнюса, встретились в Смоленске. В Витебске к ним присоединилась ленинградская группа. За 12 часов 43 минуты было пройдено в среднем 647 километров дистанции, на которой три раза осуществлялся контроль времени. Тепло и гостеприимно встретил соревнующихся коллектив Витебского автомотоклуба. К сожалению, этого нельзя сказать о Полоцком автомотоклубе, который не сумел организовать пункт контроля времени. Потребовалось вмешательство городского комитета ДОСААФ, чтобы такой пункт начал работать. Система звездного сбора полностью оправдала себя в зимнем ралли, получила признание организаторов и участников. Она будет применена ив ралли на первенство СССР — старты будут даны в Москве, Киеве, Минске и Тбилиси.Взаний. Водители и капитаны команд заняты автомобилями: заправляют их бензином и предъявляют технической комиссии, которая внимательно проверяет состояние каждого агрегата — ведь пройдено около половины дистанции. В подготовке к решающим схваткам проходят четыре часа. Температура двигателей понижается, зато спортивный азарт участников накаляется до предела. Наконец можно войти в закрытый парк. 20 минутнебольшое время, особенно для тех, кому предстоит что-то исправить в автомобиле. За это время надо пустить двигатель (на это дано всего 60 секунд), и сделать все, чтобы он не заглох в течение ближайшей минуты. Но все команды вышли на заключительные этапы без опоздания. Первое кольцо было основным как по протяженности (590,5 км) и сложности маршрута, т аки по количеству дополнительных состязаний. Со старта команды направились на ледяную дорожку стадиона «Жальгирис», где проводилась гонка в два круга. Несколько ки ­ лометров ло городу — и на окраине скоростной подъем по заснеженной дороге. Серия перемежающихся основных и секретных пунктов KB, отметка на окраине Каунаса, еще два пункта KB и снова Каунас. Здесь на одной из новых широких улиц города — кольцевая эстафетная гонка. Затем через Укмерге путь на Желву, к которой ведут две дороги. Теперь все зависело от штурманов. Некоторые из них не сумели правильно сориентироваться по карте, и командам были начислены штрафные очки. Среди заблудившихся — спортсмены Горьковского автозавода. А впереди 23 километра заснеженной дороги с большим числом крутых поворотов, подъемов и спусков. От водителей требуется высокое мастерство, чтобы выдержать заданную среднюю скорость 49,3 км /час. Еще две отметки — и спортсмены возвращаются в Вильнюс. На первом кольце выявилась лидирующая группа. В нее вошли коллективы Каунасского таксомоторного парка, республиканских автомотоклубов ДСО «Калев» и Литовской ССР, 1-я команда МЗМА. Определились и аутсайдеры.должали борьбу 33 команды. Ночью было техническое испытание «смена колес», за которым следовал «слалом» на льду стадиона «Жальгирис». Большая часть трассы проходила по знакомым дорогам. В Каунасе команды состязались в быстроте преодоления крутого подъема и вновь возвращались в Вильнюс, где после часового перерыва проводилась гонка по ледяной дорожке с командным стартом, а затем скоростной подъем по заснеженной дороге. В первой пятерке попрежнему были команды Каунасского таксопарка, республиканского автомотоклуба «Калев», МЗМА, республиканского автомотоклуба Литовской ССР, Вильнюсского таксопарка. Казалось, ничто уже не может изменить результат, но... по прибытии на финиш капитаны нескольких команд, среди них и 1-й команды МЗМА, не поторопились поставить автомобили в закрытый парк. А такое опоздание пенализируется!После трехдневной борьбы на дорогах участники получили наконец заслуженный отдых. Лишь в одной комнате гостиницы допоздна горел свет. Здесь работал секретариат. Складывались сотни чисел, переписывались и перепроверялись итоги, выбирались данные для комплексных зачетов. Председатель технической комиссии Р. Кайрис сообщил в секретариат сведения о техническом состоянии автомобилей. Только два из них сошли с дистанции из-за неисправностей. Все остальные автомобили — в полном порядке.Г. СОЛОВЬЕВ, член президиума ФАС СССР, судья всесоюзной категории.Гедрайчяй — живописный городок в 45 километрах от Вильнюса. Здесь заместитель главного судьи А. Пранка поздравил спортсменов с прибытием на литовскую землю и попутно... отметил в маршрутных документах время прохождения команд: это — первый секретный пункт контроля времени. В Вильнюсе перерыв. Но отдыхать некогда ни спортсменам, ни судьям. После отметки на пункте KB команды в полном составе направляются в мандатную комиссию для проверки спортивных полномочий. Тут же вручаются маршрутные документы. Штурманы углубились в изучение схем, карт, условии дополнительных состяКоманда — победительница соревнований (слева направо): М. Беспалов, П. Шатас, В. Лаужецкас, А. Дайлиде, А, Курдзикаускас, Б. Бальчунас. Фото мастера спорта В. ЕгороваНа втором, кольце трассырешающем ралли про-