ДЕСЯТЬ ЛУЧШИХ СПОРТСМЕНОВФедерация автомобильного спорта СССР утвердила список спортсменов, пок азавшихлучшие результаты впрош ­ лом спортивном сезоне.Нан улучшить вашу „Стрелу"?Все больше водномоторников устанавливают на своих лодк ах подвесной мотор «Стрела», в ыпускаемый Ульяновским заводом малолитражных двигателей. Однако владельцы этого мотора нередко испытывают затруднения в его эксплуатации . Как жеповысить эксплуатационные качества и надежность двигателя, что можно сделать для этого своими силами, что, н аконец , предпринимает предприятие для совершенствования «Стрелы?» Вот те вопросы, на которые по просьбе редакции отвечает ведущий конструкторконструкторско - э ксперимен тального бюро подвесных моторов Ульяновского завода М. Николаев. П режде всего, о том, что предприни• • мает завод для улучшения конструкции моторов. Усилены топливный бак и его кронштейн. картер, ведущая шестерня; усовершенствована конструкция кривоЩипно-шатунного и пускового механизмов; повышено качество основания магнето, карбюратора и других деталей. Для улучшения пуска холодного моторе карбюратор будет снабжен утолителем поплавка (как на мотоциклетных карбюраторах). В этом случае при пуске подается обогащенная горючая смесь. На «Стреле» старого выпуска в качестве утолителя можно использовать иглу поплавка, для чего предварительно следует удалить бобышку с крышки карбюратора. Чтобы утопить поплавок перед пуском, потребуется лишь слегка нажать на выступающий конец иглы. Необходимо помнить, что для запуска холодного двигателя требуется некоторое переобогащение смеси. Пуск же теплого мотора бывает сильно затруднен, если по какой-либо причине переобогащается горючая смесь (подсос, нарушение положения дозирующей иглы, переполнение поплавковой камеры). Для удобства регулировки карбюратора на ходу можно на конце дозирующей иглы сделать барашек. . Немало хлопот во время запуска доставляет иногда попадание воды в цилиндр и на свечу при отдельных вспышках в карбюраторе и глушителе. При этом обычно не удается пустить мотор без тщательной продувки цилиндра и свечи. Чтобы исключить возможность попадания воды, завод вводит резиновый клапан иа выходном окне выпускного канала, к ак на моторе •«Москва». Такой клапан (толщина его 2,5 мм) можно изготовить своими силами. Для крепления его предварительно зачищают кромки выпускного окна на промежуточном корпусе. Клапан прикрепляют двумя винтами через общую пластинчатую шайбу к верхней части окна. В целях предохранения топливной системы от засорения на бензокранике монтируется дополнительный фильтр. Он представляет собой мелкую латунную сетку, свернутую трубкой, диаметр ее 8 мм, длина 20 мм. Фильтр припаивается к латунной трубке на резьбовом конце крана. Второй конец запаивается. Важное значение для безотказной работы двигателя имеет исправность системы зажигания. В связи с этим цено ­ образование магнето рекомендуется проверять не только на вывернутой свече, но и без нее, создав между концом провода и «массой» зазор в 4—5 мм. При прокручивании маховика там должна проскакивать искра. Если двигатель некоторое время не работает, желательно перед пуском устанавливать просушенную. свечу. Очень важно проверить надежность крепления трансформатора магнето и если он ослаб на сердечнике, то закрепить его. Провода, идущие от трансформатора на «массу», необходимо прижать к нему так, чтобы они не касались ступицы маховика. Одноцилиндровая «Стрела» подвержена значительной вибрации, вызывающей ослабление крепления двигателя. На моторах образца 1960 года из-за этого происходят поломки бензобака и его кронштейнов. Как указано выше, благодаря усилению деталей теперь такие поломки исключены. Но как быть владельцам моторов старых выпусков? Задний кронштейн можно изготовить самим. Особое внимание следует обратить на крепление кронштейнов и бензобака, а также оси пускового механизма и маховика на коленчатом валу. Гайку маховика необходимо крепить при помощи ключа и молотка. Удары по ключу рекомендуется наносить в тот момент, когда поршень находится на ходе сжатия. Если на моторе выпуска 1960 года ослабло основание магнето на картере, нужно заложить стальную ленту в канавку на том участке, где штифт не скользит. Она должна быть закреплена от смещения по окружности. Посадочное место основания периодически (через 100—150 часов) смазывают солидолом. Иногда ломается ступица гребного винта при срезе ведущего штифта. Предохранить попадание штифта в пространство между гайкой обтекателя и ступицей винта можно, если на вал винта установить резиновую шайбу внутренним диаметром 14 мм, наружным 38 и толщиной 5—6 мм. Перед установкой винта шайба должна быть прижата к штифту. С начала 1962 года на моторах устанавливается пусковой механизм улучшенной конструкции. Если понадобится его разобрать и собрать, то для надежной работы механизма необходимо обеспечить соосность осей механизма н коленвала, полное зацепление поводка за ведомый диск, достаточное трение от пружинной шайбы (допускается некоторое поднятие или осаживание диска); правильную установку поводка и пружины между ним и барабаном, прижимающей поводок в сторону оси механизма. Таковы наши советы по улучшению эксплуатационных качеств мотора «Стрела». М . НИКОЛАЕВ,I. РАЛЛИАава У. X. («Калев », Таллин), Бушманис А. П. (ДОСААФ, Рига), Добровольский Г. Н. («Труд». Горький), Карамышев А. А. (ДОСААФ, Рига), Локтионов В. С. («Труд», Москва), Мосолов В. В. («Труд», Горький), Саарм А. Я. (ДОСААФ. Таллин), Сучков Н. А., Тенишев С. Д. и Щавелев В. А. («Труд», Москва). II. ШОССЕЙНО-КОЛЬЦЕВЫЕ а) в классе спортивных ГОНКИ4автомобилей:Андреев Ю. Н. и Гольдин Р. И. («Спартак», Москва), Гарсеванишвили О. Ш. (ДОСААФ, Тбилиси), Зайделов А. А. и Ковалев М. С. («Спартак», Ленинград), Лившиц Э. А. («Труд», Москва), Суховей А. М. («Спартак», Ленинград), Смирнов С. Н. («Труд», Москва), Смуров Ф. Ф. и Яковлев Ю. В. («Спартак», Ленинград); б) в классе гоночных автомобилей:Амбросенков А. П. («Труд», Москва), Бугров Ю. В. (ДОСААФ, Ленинград, Бейшанс В. П. (ДОСААФ, Рига), Вишнянов Ю. В. («Спартак», Ленинград), Веретов Е. С. («Труд». Москва), Гордон М. А. («Спартак». Ленинград), Глухарев Е. В. («Спартак», Москва), Новожилов В. И. (Советская Армия, Ленинград), Сургучев Г. П. и Чвиров Ю. М. («Труд», Москва).III. АВТОМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТГусев Е. М. (ДОСААФ, Ленинград), Давыдов А. В., Ефимов Б. И. и Казанков С. И. (ДОСААФ, Москва), Кузнецов П. В. (ДОСААФ, Ставропольский край), Маслов О. А. (ДОСААФ. Узбекская ССР), Мустафаев В. Д. (ДОСААФ, Азербайджанская ССР), Рослов В. А. (ДОСААФ, Московская область), Сербии Г. А. (ДОСААФ, Ярославль). Якубович В. Н. (ДОСААФ, Московская область).Ряд писем , полученных госавтоинспекцией иредакциейжурнала , содержал предложение разрешить в необходимых случаях пользоваться попутным трансп ортом врачам при выполнении ими служ ебных обязанностей. Такое предложе ­ ние принято . Статья третья обязывает водителей предоставлять транспортные средства, в том числе и находящиеся вличном пользовании, н етолькоработни ­ к ам милиции и дружинникам, н ои врачам, н аправляющимся на вызов кболь ­ н ому или доставляющих влечебноеуч ­ р еждение лиц, н уждающихсяв безотлагательной медицинскойпомощи . В эту же статью новых пункта: включены еще триЧто жезапрещено водителю? Во-первых, управлять транспортнымсредствомв состоянии хотя бысамоголегкого алк огольного опьянения или подвоздей ­ с твиемнаркотических средств, а такжевболезненном состоянии или такой степени утомления , к отораяможетпо ­ влиять на безопасность движения . И, в о вторых, передавать управление трансп ортнымсредствомлицам , не имеющимприсебеудостоверения на право управ ­ ления или имеющимудостоверение , н о не указанным в путевом (маршрутном) листе. Все это нашло отражениев статье четвертой. Н аконец , последняя, пятая, статья раз ­ дела обращенак водителям автомоби ­ лей имотоциклов , п рибывающихв СССР из других стран. В ней все осталось безизменений : о нидолжны иметь при себе предусмотренные Международной конвенцией одорожномдвижениидоку ­ м енты на автомобиль ( м отоцикл ) и на право управление им , а на автомобиле ( м отоцикле ) — национальный регистрац ионныйномерной знак и присвоенный согласно Международнойконвенции отличительный знак страны выезда. Таково вкратцесодержание первых трех разделов Правил движения . О б остальных — в следующихномерахжур ­ нала.Водитель обязан: оказать помощьдругому водителю в случае аварии ; п ри выполнении погрузочных работ следить за правильностью размещения груза на автомобиле и прицепе, обеспечивать прочнуюувязкугрузаизакреп ­ ление бортов автомобиля иприцепа ; о бнаружив на дороге илиискусствен ­ ном сооружении неисправности, у грожа ­ ю щие безопасности движения , немедленно сообщить об этом ближайшим дорожн ым органам или органам милиции . Последние два пункта взяты из Правил техники безопасности и Правил поохра ­ не автомобильных дорогидорожныхсо ­ оружений.г. Ульяновск.инженер.29