ментом, справа — запасная камера и электровулканизатор с аптечкой, под подушкой заднего сиденья — запчасти и т. д. Когда что-либо нужно, то в составленной таким образом описи легко ориентироваться. Разрабатывать маршрут путешествия и готовиться к нему нужно заблаговременно. Для того чтобы за время своего отпуска побольше увидеть, осмотреть н лучше отдохнуть, н ужно составить график движ ения , наметить места ночлегов, питания, отдыха, учесть время осмотра городов и достопримечательностей. Начинающим и малоопытным туристам рекомендуем делать дневной пробег на машине по равнинным дорогам с гладким покрытием не более 500 км , по щебенчатым и хорошим грейдерным дорогам — до 300 км , по горным (в зависимости от сложности профиля дороги) 1 00 — 2 00км . К ак правило, останавливаться на ночлег нужно до наступления темноты. Начинать движение лучше рано утром. Путешествовать лучше всего коллективно, на двух-трех машинах.Тысячи трудящихся проводят свои отпуска, путешествуя на автомашине, мотоцикле или мотороллере по интересным и живописным местам нашей Родины. Во время отпуска можно побывать во многих городах, осмотреть исторические места, памятники культуры, лучше ознакомиться с родной страной. Выполняя пожелания многочисленных читателей, сообщаем об одном довольно легком туристском маршруте — из столицы нашей Родины Москвы в Волгоград — город-герой, к местам исторических битв Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Предлагаемый нами маршрут (см. схему) не требует большого опыта в вождении автомобиля. Почти весь путь проходит по дорогам с гладким покрытием и равнинным местам, за исключением Тульской и Орловской областей, где автомагистраль идет по пересеченной местности. На всей трассе от Москвы до Ростова-на-Дону имеются благоустроенные кемпинги для ночлега и отдыха автотуристов. Здесь можно получить двух- или четырехместные палатки, раскладные кровати, постельные принадлежности, посуду. На территории кемпингов имеются душевые, буфеты икухни , где туристы сами могут приготовить пищу. Разрешается ночевка ив автомашинах. В кемпингах имеются также ямы или эстакады для профилактики, осмотра и мойки машин . Н а всем пути расположены автозаправочные станции, имеются буфеты. Путешествовать, конечно, н ужно на машине проверенной и технически исправной. Но в дороге всякое может случиться. Несложный ремонт возможен в кемпинге, а более серьезный — на станциях технического обслуживания, которые находятся в Мценске (на 309-м км), Курске (514-й км), Харькове (740-й км) и Ростове-на-Дону (1225-й км ) . Из опыта своих поездок (а их было немало) и путешествий других туристов можно сделать вывод, что в том случае если машину готовить тщательно, то, к ак правило, в дороге запасные части не потребуются. Однако путешественники всегда берут с собой некоторые запчасти, например вентиляционный ремень, свечи, комплект подшипников, ступицы переднего колеса. Рекомендуем иметь с собой моторное масло, фильтры тонкой очистки, смазку для профилактики машины, одну ка ­ нистру с бензином, лопату, топорик, веревку. Хочется дать еще один совет. К ак правило, в дорогу всегда набирается много вещей (особенно у начинающих туристов). Все это «рассовывается» н «запихивается» в разные укромные уголки машины, и когда нужна какая-либо вещь, то ее не сразу найдешь. Для того чтобы этого не получилось, предлагаем раскладку производить по системе описи мест. Например, под передним сиденьем слева — бортсумки с инструНачинается путешествие по Симферопольской автомагистрали. Из Москвы выезжать на нее лучше через Добрынинс куюи Даниловскую площади. Для транзитных туристов выезд на Симферопольскую магистраль возможен по Московской кольцевой автомобильной дороге. За Тулой, на 195-м км , справа от трассы (1,2 км) находится Ясная Поляна, музей — усадьба Л . Н. Толстого. На 309-и км , у г. Мценска, — автодорожная гостиница, ресторан, станция техобслуживания, заправочная колонка. После г. Кромы, на 409-м км , направо, за селом Речица, — хорошее место отдыха на берегу реки. Проезжая Орловскую и Курскую области, видишь район одного из крупнейших сражений Великой Отечественной войны, где советские войска двадцать лет назад наголову разгромили немецко-фашистские полчища. В этой битве советские войска одержали величайшую победу, оказавшую решающее влияние на ход Великой Отечественной войны. На 624-м км , в парке, в память этой битвы установлен памятник — т анк . В черте г. Харькова, на 749-м км , начинается трасса в Ростов-на-Дону. Так как кемпингов между Харьковом и Ростовой нет, то выезжать из Харькова лучше с утра с тем, чтобы ночевать в ростовском кемпинге, если ночевка не предусмотрена в полевых условиях. После Харькова дорога идет по равнинным местам: лесов и тенистых мест вдоль дороги нет. Только на 886—888-м кми на 900—906-м км находятся хорошие дубовые рощи, где можно отдохнуть и переночевать. Если после Дебальцева, на 998-и км , отклониться от основной трассы и поехать через Луганск в Краснодон, то иожно осмотреть исторические места деятельности подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» в годы Великой Отечественной войны. В 50 км от Краснодона, в парке города Ровенки, находятся могилы Героев Советского Союза молодогвардейцев О. Кошевого иЛ . Шевцовой. Продолжая путь на Волгоград, на 1159-м км , следует повернуть налево и поехать через город Шахты, находящийся в9км от основной трассы. Туристы, желающие посетить Ростов-на-Дону (1225-й км ) , 59-й кми через должны будут возвращаться обратно на г. Шахты следовать' в Волгоград. Дорога от города Шахты до города Калач-на-Доиу идет по степным местам. Изредка попадаются рощи. На пути встречаются населенные пункты, окруженные фруктовыми садами. Километрах в пятидесяти от г. Шахты нужно переправиться на пароме через реку Сев. Донец. По пути дальнейшего следования большие населенные пункты находятся в стороне от дороги: Константиновский — на растоянни 7км , Николаевская — в 3-х км . Расположены они на правом берегу Дона. Через 45 км после Николаевской будет поселок Цимлянский — порт на берегу Цимлянского водохранилища. Отсюда по асфальтированной дороге можно проехать вдоль плотины водохранилища до пристани пассаж ирских судов Волгодонск. От поселка Цимлянский до города Калач-на-Дону 225 км . Здесь будут встречаться большие населенные пункты — Тормосин, Н ижнийЧири Суровикино. Калач-на-Дону — порт на левом берегу, у входа судоходного Волго-Донского канала вреку Дон. Переправа на пароме. Дальше асфальтированная дорога пойдет вдоль судоходного канала до Красноармейска, а оттуда, по правому берегу Волги, до города-героя Волгограда.Л. ХМЕЛЕВСКИЙ, член секции автотуризма ВЦСПС30