втомобильный транспорт СССР — одна из важнейших отраслей народного хозяйства. Он призван обеспечивать снабжение предприятий и новостроек, способствовать специализации производства, росту производительности труда, освоению новых земель, общему подъему нашего народного хозяйства. Для автомобильного транспорта характерно и то, что он объединяет весьма значительное число работающих. Д о ­ статочно сказать, что из общего числа специалистов, занятых на всех видах транспорта, большая половина приходится именно на автомобильный. Водит ель — основная фигура на автомобильном транспорте, он занимает и будет занимать, впредь доминирующее положение и по. значимости, и по числу работающих в этой отрасли народного хозяйства. И дело тут не только в том, что шофер непосредственно управляет автомобилем, ведет его к месту назначения. Какие бы умные и сильные машины ни создала конструкторская мысль, их производительность, скорость, наконец, срок их жизни в значительной мере зависят от мастерства водителя. Этим следует руководствоваться при подготовке специалистов автотранспорта. Все сказанное выше и определяет те высокие требования, которые предъявляются сейчас к качеству подготовки и количеству обучаемых шоферов. Производство автомобилей в стране непрерывно растет, увеличиваясь с каждым годом. Исходя из существующего порядка эксплуатации автомобилей и необходимости увеличения их суточного использования, можно подсчитать, что для управления ими ежегодно потребуется не менее полумиллиона шоферов-профессионалов. Однако есть пути сокращения удельной численности профессионалов-шоферов в расчете на единицу транспортной работы или списочный автомобиль. Прежде всего, необходимо и впредь увеличивать грузоподъемность автомобилей, занятых перевозкой массовых грузов, широко применять тягачи с полуприцепами, автомобили с прицепами. Это сразу поднимет производительность труда шофера, исчисляемую, как известно, количеством перевезенных тонн груза и выполненных тонно-километров. Вместе с тем на автомобилях малой грузоподъемности, а также легковых, используемых для служебных поездок, шофер должен быть не только профессиональным водителем, но выполнять и другую работу. В этом отношении сделаны первые шаги: на профессионального шофера в порядке совмещения обязанностей возложена дополнительная работа (сбор и выемка почты, развозка хлебобулочных изделий, завтраков по школам и т. п.). Но это не решает вопроса. Необходимо научить управлению автомобилем продавцов автолавок, рабочих по ремонту лифтов и других рабочих и служащих, выезжающих по срочным вызовам, различных специалистов промышленности и сельского хозяйства, которым по роду деятельности необходимы частые передвижения. Словом, настало время, когда значительная часть населения должна овладеть вождением автомобиля. В этих целях в конце 1962 года Советом Министров СССР и Советом Ми -АВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИНовые требования к подготовив шоферовА. ТАРАНОВ, член Госплана РСФСР нистров РСФСР приняты решения по значительному расширению подготовки шоферов. Министерству автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР иМи ­ нистерству охраны общественного порядка РСФСР поручено разработать и по согласованию с ЦК ДОСААФ утвердить новое Положение о порядке подготовки и присвоения квалификации шофера и программы подготовки шоферов, направив основное внимание на улучшение практического обучения. Эта работа уже закончена. Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР обязано также обеспечить в 1963—1965 годах издание учебников и учебных пособий для подготовки шоферов II 1-го класса, плакатов по устройству и техническому обслуживанию автомобилей, учебнотехнологических карт по сборочно-разборочным работам и техническому обслуживанию автомобилей всех марок и моделей. Новым Положением определено, что подготовка шоферов в городах должна осуществляться в школах профессионально-технического образования, учебных комбинатах, а также на курсах, о р ­ ганизуемых при автошколах и учебных комбинатах, автохозяйствах ив организациях ДОСААФ . Кроме этого, предусмотрено обучение специальности водителей автомобилей учащихся одиннадцатилетних школ с производственным обучением, а также студентов техникумов и высших учебных заведений во внеурочное время. Огромное поле деятельности открывается в связи с этим перед Добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту. Только для народного хозяйства Российской Федерации организации ДОСААФв течение ближайших трех лет должны подготовить десятки тысяч шоферов-профессионалов, в том числе большое количество для села. Кроме этого, значительно расширится и подготовка шоферов-любителей при первичных организациях Общества и автомотоклубах. Однако, как мы уже говорили, увеличение количества обучаемых шоферовэто лишь одна сторона дела. Не менее важная задача — резко повысить качество их подготовки. Что, на наш взгляд, следует сделать для ее решения? Прежде всего, необходимо укрепить связи школ и курсов по подготовке шоферов с производством, оснастить их новейшими, современными образцами автомобильной техники, гаражным оборудованием и необходимыми учебнонаглядными пособиями. Только прочнаяматериальная база может обеспечить тот подъем работы по обучению специалистов автотранспорта, который намечен в решениях правительства. К сожалению, до сих пор будущие водители в процессе обучения, как правило, не. получали достаточных практических навыков по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, а главн ое — плохо знали работу шофера в реальных условиях (погрузочно-разгрузочные операции, оформление транспортных документов и т. п.). Дальше мириться с этим нельзя. Высокое качество подготовки шоферов может быть достигнуто только путем закрепления теоретических знаний практической работой в эксплуатационных условиях. Поэтому все автошколы и автомотоклубы, занятые обучением шоферов, должны иметь прочные связи с автохозяйствами, где такая практика могла бы быть организована. Заслуживает всяческой поддержки и распространения опыт Рижского учебного комбината, где все работы по техническому обслуживанию автомобилей и агрегатов проводятся курсантами в АТК-36. Каждый из них проходит недельную практику на посту ТО-1, а затем в двух специальных цехах-классах, оборудованных комбинатом в автохозяйстве, работает по ремонту приборов электрооборудования и питания автомобиля. Есть много и других примеров тесной связи автомобильных школ с производством (производственная практика на авторемонтных заводах и т. п.). Опыт всей этой работы подтверждает, что курсанты, прошедшие производственную практику на автотранспортных предприятиях, на экзаменах показывают глубокие и прочные знания. Наконец, хотелось бы остановиться еще на одном непременном условии, определяющем качество подготовки шоферов. Я имею в виду обучение учащихся управлению автомобилем. В тех школах, где оно проводится последовательно на тренажере, затем на автомобилях на специально отведенной площадке и только после этого по улицам городов, курсанты приобретают хорошие практические навыки быстрее и легче. И терять здесь времени не надо. Д о получения тренажеров, к изготовлению которых приступят предприятия Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР и совнархозов, многие автошколы могут сделать их самостоятельно из списанных автомобилей. Затем по согласованию с местными исполкомами следует организовать специальные, закрытые для движения других автомобилей, площадки, установив на них колейные мостики, габариты гаражных ворот и нанеся линии тротуаров, осевые и другие воспроизводящие действительные условия знаки, с которыми встречается шофер при эксплуатации автомобиля. Совет Министров РСФСР обязал Советы Министров автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы в течение 1963 года обеспечить автомобильные школы и автомотоклубы ДОСААФ необходимыми помещениями для учебных классов, учебно-производственных мастерских, пунктов технического обслуживания и гаражей. Правильное, рациональное использование этой помощи позволит организациям Общества расширить подготовку шоферов и повысить качество обучения.7