Цилиндры пневмогидравлической подвески воспринимают только вертикальные нагрузки. Толкающая и тормозная силы, а также тормозной и реактивный моменты передаются на раму через систему шарнирно установленных продольных штанг, образующих параллелограмм. Боковые силы в передней подвеске передаются на раму через поперечную штангу ив задней подвеске — через верхние продольные рычаги, которые одновременно являются верхним звеном параллелограмма. В рулевом механизме трение скольжения заменено трением качения — между винтом и гайкой установлены Шарики, перекатывающиеся по их резьбе. Гайка выполнена в виде зубчатой рейки, которая зацепляется с сектором, крепящимся на вале рулевой сошки. Для облегчения управления автомобилем в конструкцию рулевого управления введен гидравлический усилитель. Он представляет собой цилиндр с каналами в стенке, внутри которого помещен поршень. Шток гидроусилителя крепится одним концом на раме автомобиля. На переднем конце цилиндра смонтирована распределительная головка, в которой находится золотник, соединенный с рулевой сошкой. При перемещении золотника посредством рулевого механизма та или другая полость цилиндра сообщается с насосом, и автомобиль поворачивает в нужную сторону. Тормозная система включает в себя основные колесные тормоза колодочного типа с пневматическим приводом и ручной тормоз ленточного типа, барабан которого закреплен на фланце выходного вала коробки передач. Специфика работы в карьерах продиктовала необходимость в раздельном приводе к передним и задним тормозам; он осуществлен посредством использования двухполостного тормозного крана, вторая полость которого служит для подвода воздуха к задним тормозным механизмам через дополнительный воздухораспределительный клапан. Предусмотрен также дополнительный аварийный привод. Для питания тормозной системы воздухом применен компрессор автомобиля ЗИЛ-130. Бездисковые колеса имеют резъемный обод с коническими полками. Крепятся передние колеса при помощи прижимов, а задние двухскатные — посредством клиньев и прижимов. Колеса самосвала БелАЗ-540 снабжены 26-слойными шинами размером 18,00 X 25. Они монтируются на обод 13,00 X 25. Шины автомобиля БелАЗ-548 24-слойные, размером 20,00 X 33; они монтируются на обод 15,00 X 33. Опрокидывающий механизм самосвалов включает в себя два телескопических гидроподъемника, золотниковый гидрораспределитель, кран управления, масляный бак и систему насосов и трубопроводов. Последняя, благодаря специальному автомату переключения, обеспечивает работу гидроусилителя руля при неработающем гидроподъемнике. Эта объединенная гидравлическая система питается от насосов НШ-48, установленных на фланцах повышающей передачи гидромеханической трансмиссии. В целях безопасности движения предусмотрен дублирующий привод насоса; при заглохшем двигателе он может работать от ведущих колес через трансмиссию. Когда действует усилитель руля, насосы включены последовательно. Если же работает опрокидывающий механизм, они переключаются автоматом на параллельный режим. Цилиндр опрокидывающего механизма автомобиля БелАЗ540 — трехзвеньевой, двойного действия. Нижняя и верхняя его опоры имеют сферические опорные головки. Цилиндр самосвала БелАЗ-548 отличается тем, что имеет дополнительное четвертое звено, которое обеспечивает необходимое усилие в первый период разгрузки. Максимальное давление в гидравлической системе опрокидывающего механизма равно 80—90 кг/см 2 . Лонжероны рамы изготовлены из листовой низколегированной стали и имеют закрытое сечение переменной высоты. Такая конструкция хорошо сопротивляется скручиванию, что весьма важно при работе в карьерных условиях. Кузова автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-548 аналогичны по конструктивной схеме. Отличаются они друг от друга емкостью и прочностью. Кузова изготовлены из стали 157С. Их днища в отличие от автомобиля МАЗ-525 выполнены однослойными. Предусмотрен обогрев днища отработавшими газами двигателя. Гидромеханическая трансмиссия, пневмогидравлическая подвеска, гидроусилитель руля, регулируемое сиденье, отопление зимой, вентиляция (а в дальнейшем и кондиционирование воздуха) в летнее время — все это свидетельствует о том, что конструкторы новых самосвалов Белорусского автозавода немало потрудились, чтобы облегчить условия труда шоферов на карьерных разработках.ПО СЛЕДАМнаших выступлений•Т«ХОЗРАСЧЕТНАИЗНАНКУ»ак называлась статья, опубликованная в январском номере журнала «За рулем». В ней критиковались недостатки в работе Луцкого самодеятельного автомотоклуба и городского комитета ДОСААФ, контролирующего его деятельность. Речь шла о бесхозяйственности, низком качестве учебной работы, разбазаривании общественных средств, фактах грубого администрирования, допущенных председателем горкома ДОСААФ тов. Старостиным н председателем совета клуба тов. Завальным. Редакция получила ответ, подписанный заместителем председателя обкома ДОСААФ тов. Сурвачевым, в котором сообщается, что президиум Волынского областного комитета ДОСААФ обсудил выступление журнала и отметил, что факты, изложенные в статье, подтвердились. Тт. Старостин и Завальный отстранены от работы, избрано новое руководство городским комитетом ДОСААФ и самодеятельным клубом. Областной комитет предложил обсудить статью на собраниях учебных организаций и самодеятельных клубов, а также на заседаниях президиумов районных комитетов Общества. В ответе обкома ДОСААФ говорится, что «принимаются меры к коренному улучшению работы всех самодеятельных автомотоклубов области». Что же это за меры, какие же практические шаги по укреплению финансовой и трудовой дисциплины, развитию общественных начал, инициативы в работе Луцкого и других самодеятельных клубов предпринял областной комитет, так н осталось неизвестным. Читатели журнала вправе ожидать от Волынского областного комитета ДОСААФ более конкретного ответа о практических мерах по улучшению работы самодеятельных клубов.»«ЕЩЕ О ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ»од таким названием в № 1 нашего журнала за 1963 год была опубликована статья начальника госавтоинспекции Амурского облисполкома А. Галахова и начальника отделения квалификационной комиссии Н. Зимина. Авторы подвергли критике недостатки в обучении шоферов в школах и на курсах ДОСААФ Амурской области, внесли ряд предложений по повышению квалификации автомобилистов, улучшению учебного процесса и укреплению материально-технической базы учебных организаций. Каи сообщил в редакцию председатель Амурского обкома ДОСААФ Е. Шнуров, статья обсуждалась на расширенном совещании председателей райкомов, горкомов и руководителей учебных организаций ДОСААФ области. Факты, изложенные в статье, признаны правильными. Обком ДОСААФ принимает меры к расширению сети учебных организаций и повышению качества обучения. На ряде курсов ив автомотоклубах произведена проверка материально-технической базы. Некоторым первичным организациям Общества, занимающимся хозрасчетной подготовкой, выделены недостающие агрегаты, узлы автомобилей и мотоциклов, плакаты и другие наглядные пособия. Принимаются меры к повышению педагогического мастерства преподавателей, инструкторов практического вождения; в частности, при обкоме ДОСААФ стали проводиться семинарские занятия с преподавательским составом. В ближайшее время состоится очередной семинар с преподавателями по новой программе подготовки водителей. Больше методической помощи стали оказывать преподавателям члены внештатных отделов по технической подготовке при обкоме и райкомах ДОСААФ. Недавно авторы статьи А. Галахов и Н. Зимин сообщили редакции, что выступление журнала вызвало отклик в ряде автохозяйств, среди директоров совхозов, председателей колхозов. Принимаются меры к тому, чтобы с водителями автотранспорта проводить занятия по техминимуму, обратив особое внимание на сбережение техники, уход за ней, продление срока службы автомобилей, шин, аккумуляторов, на технино-экономические показатели автопарка и изучение правил движения. Больше заботы о повышении своих технических знаний стали проявлять руководители автохозяйств, инженернотехнические работники. Так, 60 специалистов Амурского автотреста поступили учиться в заочные средние и высшие учебные заведения.ППо следам неопубликованных писем ——— ) ЧЕТКО ПО ГРАФИКУабочие Костромского судомеханического завода тт. Сорокин, Потапов и другие обратились в редакцию журнала с письмом, в котором сообщали о неудовлетворительном движении городских автобусов. Письмо было направлено в Костромской горком паотии. Как сообщил редакции секретарь горкома КПСС тов. Тихомиров, факты, изложенные в письме, имели место. В настоящее время приняты меры по улучшению автобусного движения по маршруту, о котором шла речь в письме. Установлен интервал движения (4 минуты), осуществляется строгий контроль за соблюдением графика.Р14