16
17
Несмотря на то что автомобильные ния с повышенными скоростями по плоралли культивируются в нашей хим дорогам. Например, в розыгрыше стране сравнительно недавно, они первенства Москвы по ралли летом получили уже широкое распространение. прошлого года дороги на ряде этапов В этих соревнованиях с каждым годом были настолько плохими, что многие участвует все большее число спортсмеспортсмены, стараясь выдержать заданнов. Советские раллисты небезуспешно ные средние скорости, сошли в конце выступают на международной спортивконцов с дистанции из-за поломок автоной арене. мобилей. Машины же тех, кто финишиСами состязания, их характер и услоровал (менее половины стартовавших), вия претерпели за последнее время знатребовали ремонта подвесок и других чительные изменения. Первое всесоюзузлов и агрегатов. Не нужно доказыное ралли, проведенное в 1957 году, вывать, что подобная практика отпугивает глядит по сравнению с современными от соревнований не только владельцев соревнованиями легкой туристической личных автомобилей, но и руководитепрогулкой. Ралли значительно усложнилей автомобильных хозяйств. лись, они превратились в подлинное авОправдано ли включение в ралли томобильное многоборье, которое стало трасс с неусовершенствованными и разпробным камнем мастерства спортсмебитыми дорогами, как средства усложна, его выносливости, умения не только нения соревнований и проверки мастерориентироваться в условиях сложных ства спортсменов? Безусловно, оправдамаршрутов, но и водить автомобиль на но, если это делать в разумных предетрассах самых различных скоростных лах. Но нам кажется, что наилучшим состязаний (ипподром, шоссейно-кольобразом мастерство раллиста может цевая гонка, фигурное вождение и пр.). проявиться тогда, когда он сможет сам оценить, с какой скоростью надо прохоЗаслуга в развитии этих соревнований дить участок трассы, проложенный как принадлежит комиссии ралли и кроссов по хорошей, так и по плохой дороге Федерации автомобильного спорта между двумя КВ. Иными словами, надо СССР. Особо важное значение имеют требовать от спортсмена, чтобы он уверазработанные комиссией «Общие услоренно выдержал общий режим движевия проведения автомобильных ралли в ния на данном участке, а не был вынужСССР». Они содержат методические укаден вопреки здравому смыслу двигаться зания, обобщают накопленный опыт ви по хорошей и по плохой дороге с одорганизации и проведении соревнованой и той же скоростью. ний. Но все ли в современных ралли удовНичем не аргументировано, на наш летворяет? Всегда ли практика проведевзгляд, и чрезмерное усложнение штурния этих соревнований соответствует манских расчетов. Штурманская подгоправильным основоположениям, разратовка раллиста должна проявляться в ботанным Федерацией автомобильного его умении ориентироваться по любым спорта? И, в частности, способствует ли сложным схемам и картам, рассчитывать часто практикуемое усложнение сореви выдерживать необходимые режимы нований массовому развитию автомодвижения, чтобы, соблюдая их, вовремя бильного спорта, росту мастерства прибывать на соответствующие конспортсменов? Такие вопросы волнуют трольные пункты. Усложнение же ралли многих любителей ралли, и не без оснос помощью трех принципов, сдвигов ваний. I расписаний и идущих друг за другом Возможности автомобильных ралли вI «слепых» участков нередко приводит к тому, что спортсменам приходится реподготовке смелых, волевых, всестороншать головоломные задачи, не спать изне развитых советских спортсменов-патза этого в ночь перед стартом. Выполнериотов трудно переоценить. Но испольние многочисленных подсчетов и разгазуются эти возможности, по нашему дывание чересчур сложных трактовок мнению, далеко не полностью. Так, в вряд ли столь уж необходимы. общем комплексе подготовки спортсменов-раллистов к соревнованиям все еще Мы не убеждены в необходимости не заняла достойного места специальная применения всех трех принципов ралли физическая подготовка. Недостаточна в одном соревновании. Двух принцитехническая подготовленность участнипов — «постоянства расписания» (при ков — а ведь от раллиста требуется умекотором нельзя опережать расписание ние быстро заменить и перемонтиросверх льготы на контрольных пунктах, а вать колесо, сменить свечи и т. п., то если опоздал, нужно всегда догонять, есть быстро выполнить все действия, чтобы не получить штрафные очки на присущие ралли как прикладному виду каждом последующем пункте) и «двух спорта. Очевидно, что вопросы физичерасписаний» (когда участник может и не ской и технической подготовки спортснаверстывать опоздания, за которые он менов-раллистов должны привлечь к сеуже получил штрафные очки) — вполне бе гораздо больше внимания, чем это достаточно для проведения подавляюбыло до сих пор. щего большинства организуемых в нашей стране соревнований по ралли. По нашему мнению, должны быть пересмотрены и существенно изменены Пора, :на наш взгляд, отказаться от так также и некоторые принципиальные поназываемых «слепых» участков, когда ложения, характерные для соревнований задана лишь средняя скорость без укапоследних двух лет. Это особенно необзания расстояния и нормы времени до ходимо в связи с тем, что организаторы следующего КВ. Известно, что изложени судейские коллегии ралли на местах ное в «Общих условиях» теоретическое иногда неправильно трактуют те или Положение — «расстояние нужно опреиные принципы, изложенные в названделять по километровым столбам, а ных выше «Общих условиях». С чем же там, где их нет,—ino автомобильному конкретно нельзя согласиться? спидометру» — необходимо лишь оргаВызывает возражение часто практинизаторам соревнований, а для участникуемый у нас порядок выбора трассы, ков практически невыполнимо, особенно скоростей и принципов движения по ней, в ночное время. Обычно на «слепых» который влечет за собой вывод автомоучастках раллисты пользуются только биля из строя из-за длительного движеспидометром. Но, допустим, автомобильихингде-либо забуксовал, или в шине заднего колеса понизилось давление. Если произойдет одна из этих случайностей, то участнику соревнований придется решать никому не нужный ребус: определять, когда, по расчету судей, он должен. отметиться на следующем КВ. Оши-"* биться тут очень легко, причем на значительную величину. Некоторые же спортсмены, например местные жители, хорошо знающие расстояние между населенными пунктами, оказываются при таких условиях в привилегированном положении. Разве все это оправдано со спортивной точки зрения, способствует росту мастерства раллистов? В 1961 году судейская коллегия ралли «Балтийское море — море мира» не включила в дистанцию «слепые» участки. И соревнования не стали от этого менее интересными или слишком легкими. Вот почему принятое недавно правильное решение Федерации автомобильного спорта о возможности применения в ралли на первествах СССР и РСФСР «слепых» участков только на дорогах, полностью оборудованных ки ­ лометровыми столбами, нужно распространить на все соревнования, которые будут проводиться впредь. Более того, необходимо узаконить такую практику, внеся соответствующие изменения е> J «Общие условия проведения автомобильных ралли в СССР». Вряд ли кто-либо может возражать против того, что в современных ралли повысилось значение скоростных соревнований и увеличилось их число в общем зачете. Такая мера, безусловно, правильна. Но нельзя согласиться с практикуемой сейчас одинаковой оценкой всех видов скоростных состязаний (10 секунд — 1 очко). Ведь они резко различаются между собой. Если в гонках разница результатов участников составляет секунды и десятые доли их, то при подъемах на холм, замене колес и других упражнениях, она иногда бывает равна нескольким минутам. Наглядным подтверждением несовершенства такой системы зачета может служить прошлогоднее зимнее командное ралли. Там время, показанное участниками при подъеме на холм, по существу предопределяло распределение мест, а результаты других скоростных соревнований были обесценены. Именно поэтому команда Горьковского автозавода, показавшая абсолютно лучший результат по сумме всех состязаний, оказалась за чертой призеров. А команда таксомоторного парка из города Пярну, которая в сумме соревнований (кромеОПУГЯХ16 подъема на холм) имела лишь 10-й ре ­ зультат, оказалась победителем в ралли. В зимнем ралли 1963 года неоправданно большой вес вобщем зачете имело дополнительное соревнование на быст% роту смены колес. При всем значении этого нового упражнения, впервые введенного в общий комплекс соревнований по ралли, оно не должно, разумеется, оказывать решающего влияния на общий зачет в столь трудном, сложном и разнообразном многоборье, каким является современное ралли. Шоссейные, кольцевые и ипподромные гонки, проводимые в ходе ралли, бывают обычно не очень интересными, поскольку в них стартуют всего дватри автомобиля. Думается, что следует, увеличив нейтрализуемое время, давать старт одновременно шести-зосьми ма ­ шинам. Тогда на трассах развернется более увлекательная спортивная борьба, соревнования станут живее. И еще об одной ненормальности, к о ­ торая нередко осложняет отношения между спортсменами и судьями, является к тому же причиной многочисленных протестов. Некоторые организаторы и судейские коллегии, руководствуясь сомнительной целью «усложнить» соревнования, зачастую устраивают секретные явдпункты контроля времени сразу за ^ / ч астком труднопроходимой дороги или непосредственно перед ним — за желез ­ нодорожными переездами с закрываемыми шлагбаумами. В розыгрыше первенства Москвы прошлого года на последнем этапе, включавшем движение по городу, была, например, задана скорость 55 — 6 0 км/час. Заведомо зная, что выдержать ее по городу без нарушений правил движения невозможно, судьи на секретном KB у въезда в Москву пенализировали тех, кто нагонял время, чтобы не допустить этих нарушений. Подобная практика, естественно, приводит к тому, что участники начинают смотреть на спортивных судей не как на товарищей, а как на людей, специально стремящихся «подловить» их. Нет нужды говорить о том, насколько чуждо это советской спортивной этике! Несколько замечаний в адрес организаторов соревнований. Опыт последних лет показал, что они главное свое внимание направляют на разработку марш ­ рута, обеспечение автомобилей топливом, подготовку трассы и т. д. Это, б ез ­ условно, необходимо. Но надо ценить также тяжелый спортивный труд и самих раллистов! Теплая человеческая забота, которая выражается в организации правильного питания спортсменов, своевре1менной информации о результатах, расстановке указателей-стрелок и т. п., н е только приятна участникам, она помогает >им лучше переносить трудности и напразить все свои усилия на повышение спортивного мастерства. Очень важно также обеспечить деловой кон ­ такт с работниками ОРУДа и госавтоинспекции. Примером в этом отношении могут служить ралли в Латвии. Там в населенных пунктах, расположенных на трассе, распространяют листовки и плакаты, призывающие население быть особенно внимательным и осторожным в дни состязаний. А вот на первенстве Москвы 1962 года многие спортсмены опаздывали « а пункты KB только из-за того, что подолгу беседовали с милиционерами, задерживавшими загрязненные на трассе автомобили при въезде их на улицы столицы. Нуждается в усовершенствовании классификация автомобилей, участвующих в ралли. Взять, например, I V класс, то есть так называемые «специально подготовленные» автомобили. Именно они наиболее близки ктем машинам, на которых предстоит отстаивать спортивную честь нашей Родины в международных соревнованиях. Но, к сожалению, в этот класс включают автомобили с любым рабочим объемом двигателей, что создает неравные условия спортивной борьбы. По нашему мнению, необходимо создать три класса специально подготовленных автомобилей. Если для участи^ в ралли заявлено мало автомобилей этих классов, их можно объединить со стандартными, применив в скоростных состязаниях соответствующий гандикап. Уместно напомнить ио том, как важно для спорстменов обобщение опыта, приобретаемого в ходе трудных итре ­ бующих больших затрат соревнований. К аждое из них должно заканчиваться подробным разбороми тактико-техническим анализом достигнутых показателей, чтобы опыт лучших становился достоянием всех, ступенькой на пути повышения мастерства советских спортсменов. К сожалению, такие полезные собрания участников после проведения соревнований проводятся очень редко, не стали еще обязательным элементом вобщем комплексе организации соревнования. Особо следует остановиться на отношении к ралли со стороны некоторых руководителей автомобильной промышленности. Известно, какую роль в развитии автомобильной техники играет автомобильный спорт вообще, а особенно такие соревнования, как ралли, которые включают в себя целый комп ­ лекс разнообразных испытаний, позволяющих в короткий срок и на широкой основе проверить и выявить недостатки контрукций. Ралли дают обычно богатый материал для анализа конструкций, поисков путей их совершенствования и, следовательно, могут немало способствовать техническому прогрессу автомобилестроения. Между тем наши автомобильные заводы и научноисследовательские институты далеко еще не полностью используют эти возможности, плохо изучают опыт, накапливаемый в соревнованиях. Лишь изредка можно увидеть на старте даже самых крупных соревнований руководителей автомобильных заводов, ведущих инженеров и конструкторов.Многие улучшения, вносимые спортсменами в конструкцию автомобилей при подготовке их к соревнованиям, никем не рассматриваются и не популяризируются. С таким положением больше мириться нельзя. Необходимо активизировать участие автомобильных заводов как в организации соревнований по ралли, так ив изучении того богатого технического опыта, который они приносят. М ожет быть, следует — для того чтобы еще больше заинтересовать заводы — включать в общий комплекс зачета по ралли элементы, стимулирующие борьбу заводов за престиж своей заводской марки, или даже проводить специально соревнования на первенство заводской марки? С другой стороны, и судейские коллегии должны по возможности содействовать автомобильным заводам и научно-исследовательским институтам в сборе интересующих их материалов по техническим итогам проводимых соревнований. Не мешает также, на наш взгляд, устанавливать за «доводку» автомобилей и различные усовершенствования в них, допускаемые техническими условиями соревнований, специальные призы, которые поощряли бы творческую мысль спортсменов. И, наконец, последнее. Ралли, какими большими ни были бы успехи их развития за последние годы, никогда не станут подлинно массовым видом автомобильного спорта, если не удастся привлечь к ним широкие круги владельцев автомобилей. На пути к решению этой задачи стоят разные препятствия, и прежде всего естественная боязнь новичков повредить свои автомобили во время соревнований. Но разве нельзя добиться наконец, чтобы торговые организации снабжали дефицитными запасными частями в первую очередь тех автолюбителей (через автомотоклубы), которые участвуют в соревнованиях? С другой стороны, ралли, организуемые для владельцев автомобилей, должны отличаться более легкими режимами движения, проводиться, как правило, на хороших дорогах, без дополнительных ипподромных и дорожных гонок. Во всяком случае, проблему вовлечения автолюбителей в автомобильный спорт надо решать более энергично, чем это делалось до сих пор. Высказанные здесь замечания и пожелания продиктованы заботой о наилучшем развитии ралли в СССР. Мы убеждены, что реализация этих предложений пошла бы на пользу нашему автомобильному спорту, позволила бы сделать его более массовым, поднять мастерство советских раллистов. Члены общественного совета по автомобильному спорту при редакции журнала «За рулем»: В. БЕРЕЗКИН, судья всесоюзной категории; В. ЕГОРОВ, мастер спорта; Л. ЗЕЛИКСОН, судья всесоюзной категории; О. МАЙВОРОДА, спортсмен I разряда; Ю. МИХАЙЛОВ, мастер спорта, призер первенства СССР по ралли; В. СТЕЛЛИФЕРОВСКИЙ, судья республиканской категории; Р. ЧЕРТОВ, мастер спорта, чемпион Москвы по ралли; В. ХВАТОВ, мастер спорта; Л . ШУВАЛОВ, мастер спорта, призер первенств СССР и Литвы по ралли.17