ПРОДИКТОВАНО жизньютому материалу нет нужды предпосылать многословное вступление. Он близок и понятен каждо ­ му шоферу, к аждому работнику автотранспорта, многочисленной армии автои мотолюбителей. Прошло два года с тех пор, как были введены единые для всей страны «Правила движения по улицам идорогам Союза ССР». Два года — вполне достаточный срок для основательной проверки их действенности и жизнеспособности. И, надо сказать, эту проверку они вцелом выдержали успешно. Однако жизнь, повседневная практика эксплуатации, автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств обнаружили и ряд недостатков, присущих отдельным положениям Правил движения. Длительное время госавтоинспекции Российской Федерациии других союзных республик внимательно изучали практику применения новых Правил, собирали замечания и предложения по их улучшению. Сейчас эта работа подходит ккон ­ цу. Специальная комиссия при Госавтоинспекции РСФСР, в которую вошли работники, занимающиеся организацией движения автотранспорта в стране, научные сотрудники, юристы, технические эксперты и другие специалисты, изучив все предложения и обобщив накопленный опыт, подготовила проект изменений и дополнений в существующих Правилах движения транспорта.ЭОБСУЖДАЕМ ИЗМЕНЕНИЯ В «ПРАВИЛАХ ДВИЖЕНИЯ ПО УЛИЦАМ И ДОРОГАМ СОЮЗА ССлРазделVI . Правила проезда железнодорожных переездов. Проезд неохраняемых переездов. Проезд охраняемых переездов. Провоз негабаритных грузов. Р азделVII . Особые условия движения. Движение в сильном тумане ив ненастную погоду. Движение в гололедицу. Правила перевозки опасных грузов. Буксировка транспорта. Движение в горах. Заправка топливом. Учебная езда. Р азделVIII . Нормативы технического состояния транспортных средств. Номерные и опознавательные знаки. Раздел IX. Специальные требования при перевозке людей и грузов. Раздел X. Дополнительные правила для гужевого транспорта и велосипедистов. Р азделXI . Требования по обеспечению безопасности движения к руководителям автотранспортных хозяйств, дорожных, сельскохозяйственных и коммунальных организаций. Погрузо-разгрузочные работы. Сохранность и содержание улиц и дорог. Вопросы, требующие согласований и разрешений. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. П риложение . Элементы улиц и дорог. Первые два раздела действующих Правил, как мы видим, сохранены, хотя и подверглись некоторым изменениям (о них речь впереди). Третий и четвертый — уступили свое место следующим за ними. Причем, «Правила для велосипедистов» вообще перестали быть самостоятельным разделом, а вошли составной частью в статьи, касающиеся порядка и правил движения всех транспортных средств. Сделано это не случайно. П реждемно ­ гочисленные владельцы велосипедов и мопедов, прочитав небольшой раздел «Правила для велосипедистов», заканчивали на этом свое знакомство с правилами движения. Жизнь показала, что в практике эксплуатации транспортных средств эти сведения были для них явно недостаточными. Четвертый — седьмой разделы посвящены главному в Правилах — з аконам движения транспортных средств, регулированию его, правилам проезда желез ­ нодорожных переездов, особым условиям движения. В них вошли все необходимые водителям сведения, которые прежде они должны были искать вдру ­ гих разделах. Это позволило вместе с тем сократить общее число разделов до одиннадцати. Отпала необходимость ив специальных приложениях к Правилам. Теперь о существе внесенных изменений. Первый раздел не вызывал особых возражений, и его статьи подвергались, в основном, лишь редакционной правке, уточнениям формулировок и выражений. Исключение составила лишь четвертая статья. П режде она содержала ссылки на ряд нормативных документов, к о ­ торыми должен руководствоваться водитель наряду с Правилами движения (Правила технической эксплуатации, П ра ­ вила техники безопасности, Правила по охране автомобильных дорог идорож ­ ных сооружений и другие). О днако водитель на практике зачастую не имел возможности познакомиться с ними, т ем более, что эти документы не являлись общесоюзными и были приняты далеко не во всех республиках. К роме того, скаж ем , Правила технической эксплуатации автомобильного транспорта не распространялись на индивидуальных владельцев и лиц, пользующихся автомобилями на условиях проката. Наконец, содержание перечисленных документов выходит да ­ леко за рамки вопросов безопасности движения. Исходя из всего сказанного, принято решение исключить из четвертой статьи всякие ссылки на эти документы, а необходимые выдержки из них внести в соответствующие разделы Правил движения, придав им, таким образом, смысл единых на всей территории страны тре ­ бований. В первый раздел вошла также новая статья: «Ответственность за нарушения правил движения». В прежней редакции она была 123-й. Статья дополнена указанием на то, что повышенную ответственность несут лица, нарушившие Правила в нетрезвом состоянии. Правила движения и поведения на улицах и дорогах пешеходов и пассажиров (второй раздел) остались, в основном, п режними , но редакция их улучшилась. Например, вместо расплывчатой рекомендации переходить дорогу вне населенных пунктов «...лишь приняв все меры, обеспечивающие личную безопасность и беспрепятственное движение транспортных средств», конкретно опре ­ делено: «Автомобильные дороги вне населенных пунктов можно переходить только на прямых участках, где дорога хорошо видна в обе стороны». Редакционным исправлениям подверглись и другие статьи этого раздела. Целый ряд дополнений был внесен ив третий раздел Правил — «Обязанности водителей транспортных средств». Теперь он содержит пять статей (вместо четырех). Первая из них, к акипрежде , обязывает водителя любого вида механического транспорта иметь удостоверение на право управления им, выданное государственной автомобильной инспекцией или квалификационной комиссией соответствующих ведомств (для водителей тракторов, дорожных, строительных и других специальных самоходных ма ­ шин). В примечании к статье определено, что управлять специальными машинами, снабженными сигналами «сирена», могут лишь шоферы Iи II классов, а водители автобусов и других машин, предназначенных для перевозки людей, должны иметь не менее трехлетнего стажа работы. Вторая статья объединяет пункты «б» и «в» статьи 29-й существующих Правил движения. Она обязывает иметь талон технического паспорта при выезде водителям всех транспортных средств, состоящих на учете в госавтоинспекции, а не только индивидуальным владельцам.Редакция журнала считает своей обя ­ занностью познакомить с ним наших читателей. Это, на наш взгляд, п оможет избежать просчетов и ошибок, сделать «Правила движения по улицам идоро ­ гам Союза ССР» настоящим и непреложным законом для каждого участника движения, будь он водитель или пеше ­ ход. Мы начнем этот разговор с проекта новой структуры Правил. Прежнюю нельзя считать удачной во всех отношениях. Успешному изучению и прочному усвоению правил во многом мешала непоследовательность их, разобщенность некоторых связанных между собой положений и статей. В предлагаемом проекте Правил структура изменена. Вот как она выглядит:Р аздел I. Общие положения. Р азделII . Правила для пешеходов и пассажиров. Раздел III . Обязанности водителей транспортных средств. Р аздел IV. Общие правила движения транспортных средств. Предупредительные сигналы. Начало движения. Скорость движения. Обгон. Проезд остановок общественного транспорта. Расположение транспортных средств. Проезд нерегулируемых перекрестков. Изменение направления движения. Пользование осветительными приборами. Движение задним ходом. Остановка и стоянка транспортных средств. Р аздел V. Регулирование движения. Средства регулирования движения. Светофоры. Регулировщик. Дорожные сигнальные знаки. Разметка улиц и дорог. Указатели.28