Слева вы видите модернизированный силовой агрегат МеМЗ-Мб микролитражного автомобиля «Запорожец» модели ЗАЗ-965А. Мелитопольский моторный завод выпускает его взамен агрегата МеМЗ-965. Модернизация преследовала цель улучшить динамические качества автомобиля, повысить надежность и долговечность силового агрегата. Максимальная мощность нового двигателя «Запорожца» повышена с 23 до 27 л. с Изменено также передаточное число главной передачи с 5,12 на 4,63. Присоединительные размеры силового агрегата сохранены, и он может устанавливаться на автомобили предыдущих выпусков. Вот что представляют собой модернизированные механизмы и узлы.ДВИГАТЕЛЬНАБИРАЕТДВИГАТЕЛЬ Увеличение мощности двигателя достигнуто главным образом путем увеличения рабочего объема цилиндров с 746 до 887 см", при сохранении степени сжатия 6,5 и номинальных оборотов — 4000 в минуту. Максимальный крутящий момент увеличился с 4,5 до 5,3 кгм. Цилиндры. Диаметр их возрос с 66 до 72 мм. Кроме большей расточки по внутреннему диаметру, увеличен диа-ощностьСвечи зажигания применены А6УС с несколько большим калильным числом, чем свечи А7, 5У. СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА Сцепление. Толщина нажимного диска увеличена на 1,5 мм. В связи с этим глубина проточки на маховике изменена с 9,5 ±0.15 на 11 ±0,15 мм. Повышена надежность работы подшипника выключения сцепления за счет клейки графитового . подпятника. Вводится цельнографитовый подшипник (без шарикового). Коробка передач. Для большей надежности работы шестерен 1-й передачи м передачи заднего хода увеличена толщина их зубьев путем изменения модуля зацепления с 2,25 на 2,5. Шестерня привода 1-й передачи, изготовленная заодно с «едущим валом, имеет 11 зубьев (вместо 12), а шестерня 1-й передачи и заднего хода — 41 зуб (вместо 46). Соответственно в блоке промежуточных шестерен заднего хода число зубьев составляет 18 и 23 (вместо 20 и 25). Передаточные числа 1-й передачи изменились с 3,83 на 3,73, а заднего хода с 4,79 на 4,76. Главная передача. Передаточное число ее изменено с 5,12 на 4,63, ведущая шестерня главной передачи заднего моста сохранила 8 зубьев, а ведомая имеет 37 зубьев (вместо 41), при торцовом модуле 4,43 (вместо 4,00). Это повлекло за собой некоторые .изменения корпуса и его крышки, дифференциала заднего моста. Усилено крепление ведомой шестерни главной передачи к крышке коробки дифференциала. Оно осуществляется болтами Ml 0Х1X25, которые контрятся пружинными шайбами (вместо болтов 1М8Х1Х25 и отгкбных стопорных шайб). в связи с изменением крепления ведомой шестерни потребовалось укоротить на 2,5 мм корпус подшипника дифференциала заднего моста (стакана) со стороны, противоположной его фланцу. Сделано это для того, чтобы устранить задевание головок болтов крепления. Заменять главную передачу нв автомобилях предыдущего выпуска новой с передаточным числом 4,63 можно только в комплекте: дифференциал заднего моста в сборе и ведущая шестерняДиаметр отверстия для подвода масла к шатунной шейке уменьшен с. 7 до5 мм. Оно не имеет фаски на выходе, что позволило удалить кромку от торца вкладыша и тем самым повысить давление масла в системе. Голоска цилиндров отличается увеличенной проточкой под верхний торец цилиндров — до диаметра 82 + 0 - " 7 мм. Медноасбестоаое кольцо под головку не устанавливается. Отверстия для свечей зажигания выполнены под углом 70 , » , — 0 15л г. метр верхнего торца (82 —0.23 '* Сделаградусов к плоскости разъема (вместо но это для увеличения уплотняющей по50 градусов). Это уменьшает возможность замасливания свечей или «заброверхности, В нижней части стенка цилиндра утолщена с целью повышения са» их обогащенной смесью; тем самым облегчается пуск холодного двигателя. жесткости (уменьшения деформации Система смазки выполнена по той же при затяжке). Исключена проточка под схеме, что и на двигателе МеМЗ-965. резиновое кольцо, уплотнение нижнего торца достигается посредством бумажДавление увеличено более чем на 30 ной прокладки. процентов за счет изменения профиля Поршни имеют вогнутую сферическую зубьев шестерен масляного насоса (моформу днища. Юбка выполнена овальдуль 3,5 вместо 2,5; угол профиля 25 ной, по специальной эпюре. В третью градусов вместо 20) и редукционного канавку установлено два маслосъемных клапана, в последнем масло перепускольца вместо одного. кается непосредственно в картер, а не Поршневые кольца. Верхнее компресво всасывающую полость масляного насионное кольцо хромированное, нижсоса. Это повлекло за собой изменение нее — луженое, маслосъемные — крышки распределительных шестерен скребкового типа. Последние надевают(увеличен диаметр расточки под шеся на поршень выступающей, скребкостерни масляного насоса), а также оси вой частью вверх. После установки коведомой шестерни (выполнена ступенлец необходимо проверить, свободно чатой). ли они перемещаются я канавке, нет ли При сборке шестерни масляного назаеданий. соса устанавливают в корпус стороной, Поршневые пальцы. Длина их 61 мм, имеющей фаску. на 6 мм больше длины пальцев двигаВыпуск отработавших газов. Вместо теля модели МеМЗ-965. двух применен один глушитель, распоЦилиндры, поршни, поршневые пальложенный с правой стороны по ходу цы и шатуны подбираются в комплекты (\ автомобиля. Параметры шумоглушения по группам и соответствующему цвет- / при минимальных затратах мощности на ному индексу (таблица 1). выпуск (около 0,4 л. с. на режиме макКоленчатый вал усилен путем увели- симальной мощности) вполне удовлетI чения толщины щек (второй и пятой). ворительные. Постановка одного глушиКонфигурация и вес противовесов изметеля дала возможность разместить отонены в соответствии с изменением веса питель ниже, не заслоняя воздушного поступательно движущихся масс. потока, идущего на охлаждение левой группы цилиндров. Демонтировать отоТаблица J питель на летний период эксплуатации теперь не требуется. Диаметр в мм Цветной ГрупКарбюратор К-123А отличается от па индекс поршня цилиндра карбюратора К-123 увеличенным диаметром диффузора (с 18 до 19,5 мм) и 72,02+72,01 71,97+71,96 А Красный производительностью топливного жиклера главной системы. Диаметр эконом72,01+72.00 71.96+71,95 В Зеленый жиклера уменьшен с 1,6 до 1,3 мм. Кап72,00+71,99 71,95+71,94 В Черный роновый поплавок заменен латунным.7ц10