З тапыи развития ибылиг таковы.ш ерст ­ Ф льтр з рубоного материала. Когда он запылялся, сопротивление проходу воздуха росло, мощность двигателя снижалась, а удельный расход топлива возрастал. Центробежный воздухоочиститель. Он предохранял, по-существу, только от. попадания в двигатель самых крупных частиц. А более мелкие — процентов 50—70 всей пыли — проходили сквозь него, как сквозь открытые ворота. Масляный воздухоочистит ель . Его можно видеть на машинах Ирбитского, Киевского, Ижевского заводов. Он имеет коэффициент очистки 0,85—0,90. Это значит, что 10—15 процентов пыли в двигатель все-таки проходит. А что такое пыль в двигателе? Проводились исследования. Одинаковые машины с одинаковыми фильтрами прошли одинаковое количество километров — только одна зимой, а другая — летом. Одна — по асфальту, а другая — по снегу. И вот оказалось, что износ цилиндро-поршневой группы в зимнее время в два раза меньше, чем летом. Ведь снег пыли не дает. Вполне понятно, какой интерес приобретает новый тип воздухоочистителя,где главный фильтрующий элемент — из бумаги. Его коэффициент очистки — 0,99, а сопротивление проходу воздуха при правильно выбранных конструктивных размерах ничтожно. Бумажный воздухоочиститель (см. рисунок) по устройству прост. В металлический или пластмассовый корпус А, одновременно работающий как глушитель— Как просто! — скажет читатель. — Почему же раньше так не делали? Потому, что не было такой бумаги. Попробуйте взять газету, страницу тетради, в общем любой листок, приложите ко рту и постарайтесь сделать вдох. Ничего не выйдет. А через фильтрующую бумагу дышать можно легко. Бумага для воздухоочистителей изго-1 МОТОЦИКЛ ПЕРЕСТАЕТ ГЛОТАТ Ь ПЫЛЬшума впуска, вводится фильтрующий элемент Б. Он состоит из гофрированной бумажной обичайки и решетчатого металлического каркаса с двумя крышками, приклеенными к торцам обичайки. Воздух, поступая в наружный корпус, проходит сквозь поры бумаги, очищается и идет в карбюратор двигателя. Тряска и вибрация, вредные для других узлов мотоцикла, здесь способствуют хорошей очистке наружной поверхности бумаги от оседающей пыли. товлена в опытных партиях нашей бумажной промышленностью в виде ленты шириной 100 мм. Вот некоторые сравнительные данные масляного (серийного) и опытного бумажного воздухоочистителей для мотоцикла К-750: .) Расход воздуха м» 20 60 120 Коэффициент очистки Сопротивление воздухоочистителя в мм водяного столба серийного опытного масляного бумажного 35 8 62 36 180 138 0,90 0,99И0НС ТРУП ТОРЫ — Г ОС ТИ АВ ТО ЛЮБИ 7 ЕЛЕЙ•Цнтересные события — не редкость в ••секциях при Московском автомотоклубе. Здесь часто проводятся лекции, встречи с работниками заводов, дальние путешествия. Недавно секция автомобиля «Запорожец» провела конференцию, на которой были подняты наболевшие вопросы, касающиеся конструкции этой автомашины, ее обслуживания и снабжения запасными частями. Тон конференции задал член бюро секции И. Кудрявцев, который сообщил об опыте эксплуатации автомобиля «Запорожец». В последнее время, сказал он, в автомобиль внесены изменения (в частности, увеличилась мощность двигателя и др.). Но нововведения соседствуют все еще с рядом недостатков ив результате не совсем эффективны. Особенно относится это к зимней эксцлуатации. При безгаражном хранении с трудом запускается двигатель. Самое рациональное в данном случае — использование отопителя, но и это не всегда помогает. Масло, рекомендуемое инструкцией для коробки передач, загустевает, и при температуре минус 20 градусов провернуть ее с помощью двигателя невозможно. Кроме того, при использовании отопителя аккумуляторы быстро «садятся». Конструкторам стоит позаботиться о более экономичном запуске двигателя. Плохо обстоит дело с резиновыми манжетами главного и рабочих тормозных цилиндров. Из-за их неисправности многие автолюбители не могут эксплуатировать автомобили. Манжеты быстро теряют эластичность, и из-под них вытекает тормозная жидкость. Видимо, дело здесь в плохом качестве резины. Быстро изнашиваются капроновые вкладыши переднего моста автомобиля. Когда же будут ставиться полиуретановые, как в свое время обещал завод? Далее докладчик остановился на вопросах снабжения и обслуживания автолюбителей в Москве. Неудовлетворительно организована продажа запасных частей. Если для владельцев «Волги» и «Москвича» существуют специализированные магазины, то для «Запорожца» выделен только прилавок, да и тот полупустой. А ведь в столице около шести тысяч «Запорожцев». Касаясь работы станции технического обслуживания N° 9, тов. Кудрявцев обратил внимание на отсутствие квалифицированных кадров, а также беспорядок, который там процветает. Заслуживает внимания работа гарантийной мастерской. Но не каждый автомобилист может воспользоваться ее услугами, поэтому для улучшения обслуживания целесообразно было бы организовать при гарантийной мастерской площадку технического обслуживания. Затем слово взял главный конструктор завода «Коммунар» Ю. Сорочкин. Он со общил, что опыт московских автомобилистов для запорожских автомобилестроителей очень ценен. Проведены работы по доводке автомобиля, внедрено 114 конструктивных усовершенствований. Далее Ю. Сорочкин коротко остановился на планах завода. 30 марта этого года завод приступил к выпуску модели 965-А. Основные отличия ее от предыдущей — двигатель повышенной мощности (объем 887 см 3 , мощность 27 л. с ) , упорядоченный моторный отсек, один глушитель, более низкое расположение отопителя. Предполагается оборудовать автомобиль раскладным передним сиденьем, пепельницами, подлокотниками, вешалками. Вместо лампочки аварийной температуры масла будет установлен термометр. Ведутся работы по устранению переохлаждения двигателя в зимнее время. Завод работает и над семейством автомобилей «Запорожец» на основе модели 966, государственные испытания которой намечены на второе полугодие 1963 года. Новая модель отличается б0 льшими габаритными размерами, ве сом (700 кг вместо 600) и улучшенным внешним видом. Однако в настоящее время модель 966 нельзя считать завер шенной конструкцией, поэтому трудно сказать о сроках ее выпуска. О модернизации силового агрегата рассказал собравшимся начальник бюро отдела главного конструктора Мелитопольского моторного завода Ш. Кауфман. Содержательны были выступления заместителя председателя, секции «Запорожец» Л. Варшавского и директора гарантийной мастерской М. Жемчужина. Проведенная конференция знаменательна еще в одном отношении. Рожденная живым общением с заводом-изготовителем, она как форма работы становится традиционной для Московского автомотоклуба. К сожалению, подобные конференции практикуются только в автомотоклубе Москвы, а в планах работы других клубов являются редкостью. Думается, что опыт московских автолюбителей должен быть подхвачен, обобщен и сделан достоянием всех активистов Общества. А. ГРИБАНОВ.Общая площадь бумажного фильтрующего элемента равна 16 дц 2 (длина бумажной ленты — 2 ми ширина 80 мм). В обычных условиях эксплуатации следует производить очистку путем легкого обстукивания и стряхивания пыли с бумажного элемента через каждые 30005000 км. При этом на двухтактных мотоциклах бумажный элемент должен быть защищен от прямого попадания топливной смеси при обратном выбросе.Воздухоочиститель новой конструкции. А — корпус, Б — бумажный фильтр. Практическим подтверждением хороших эксплуатационных качеств бумажного воздухоочистителя может служить и опыт наших мастеров мотоциклетного кросса. Применив такой воздухоочиститель, они увеличили число гонок до ремонта двигателя в два-три раза. Вывод ясен: бумажным воздухоочистителям должно быть отдано полное предпочтение перед всеми прочими конструкциями. Н. ГУТКИН, начальник конструкторского отдела ЦКЭБ мотоциклостроения.21