вEg предисловии к реценэи* • руемой книге* авторы указывают на «почти полное отсутствие специальной литературы, освещающей минимум вопросов, знание которых необходимо для безопасного плавания на моторных судах». Трудно в это поверить. Литература по водно-моторному спорту, по устройству малых моторных судов и управлению ими насчитывает более двадцати названий. Достаточно хотя бы вспомнить выпущенные в последнее время книги: «Судовождение» Б. Карлова, В. Певзнера и П. Слепенкова, «Моторная лодка» Л. Романенко и Л. Щербакова, < Спортивные суда с подвесными моторами» Ю. Манжоса и другие. Поэтому каждое вноиь изданное пособие для любителей-судоводителей должно давать что-нибудь новое или по меньшей мере быть не хуже ранее выпущенных книг. К сожалению, даже этому минимальному условию книга Т. Куряёва и М. Черненка не удовлетворяет. Сведения, сообщаемые авторами, во многом устарели и содержат большое число неверных, ошибочных положений. Книга включает три неравноценных по своему значению раздела; по судовождению, общей лоции и правилам плавания; по конструкции некоторых отечественных двигателей и, нако* Т. А. К уряе в, М. Я. Ч ернено к. Пособие водителю моторной лодки и катера. Изд-во «Речной транспорт», М. 1962, стр. 211, цена 40 коп.Бесполезное пособиенец, раздел по общему устройству малых моторных судов и их двигателей. Главы по судовождению представляют собой краткое изложение известных работ В. Ф. Саратова, опубликованных в 1955—1961 го-" дах. Однако они пересказаны столь сжато, что даже не отвечают «Программе по водно-моторному спорту для спортивных секций». Между тем от судоводителей-любителей требуют более глубокой подготовки, чем это предусмотрено программой. Описания отечественных двигателей заимствованы из инструкций заводов-изготовителей или специальных книг. Но полное недоумение вызывает выбор типов двигателей. Вместо ныне выпускаемого подвесного мотора «Стрела» описан ЗИФ-5 — старая, давно снятая с производства модель. Много места уделено описанию мотор а АМ-402-срЗ, представляющего судовую конверсию двигателя старого автомобиля «Москвич-402». Причем рассматривается даже не мотор МЗМА-402, который еще встречается на катерах любительской постройки, а специальная, сложная заводская конверсия, предназначенная для судовых спасательных шлюпок и никогда не применявшаяся на катерах водномоторников. Что же касается общего описания устройства катеров и их двигателей, то в краткой рецензии просто невозможно перечислить все содержащиеся в них неточности и ошибки. Например. на стр. 11 авторы утверждают, что для обеспечения безопасного плавания моторного судна «переход от подводной части к надводной... должен быть плавным...». Но как же в таком случае быть с остроскулыми катерами, составляющими большую часть всего флота малых катеров и мотолодок? Авторы считают их небезопасными для плавания и пишут; «Судно с неплавными обводами не остойчиво...» тогда как V-образные обводы в действительности обеспечивают высокую остойчивость. Вместо установившейся классификации обводов катеров: круглодонные и остроскулые (V-образные) — авторы указывают два типа обводов: плоскодонные и килевые, давая при этом совершенно фантастический для катеростроения рисунок. На следующей странице читатель с удивлением узнает, что «двигатели «Москвич» и «нооеда» по конструкции мало отличаются от автомооильных» и что «гребные винты изготовляют из бронзы или дюралюминия», хотя в любительском катеростроении широко и успешно применяются стальные сварные гребные винты, а из цветных сплавов — только латунь. На рис. 6 показан разрез носовой части моторной лодки. На самом деле это аксонометрия части шлюпки — конструкции, встречавшейся лет во—ои тому назад.На стр. 35 указано, что маховик обязателен лишь у одноцилиндрового двигателя, а на стр. 42 сообщается, что двигатели, установленные внутри корпуса катера, занимают от одной трети до половины его длины! Если небольшие катера име•ют длину 5—8 м, то моторы Л-6/3 или «Москвич» или Даже ГАЗ-51 должны иметь Длину от 2,5 до 3—4 метров. Пугающие величины! Хорошо, что на следующих страницах авторы успокаивают читателя, сообщая, что длина этих двигателей всего 0,6—1,0 м. Зато на стр. 170 читателей строго предупреждают, что во избежание несчастных случаев коленчатый вал двигателя должен быть обязательно огражден специальным кожухом. Вероятно, авторы полагают, что на катерах устанавливают старинные паровые машины. Видимо, стремясь создать поистине универсальное руководство, Т. Куряев и М. Черненой включили в книгу подробную инструкцию по гребле на многовесельных шлюпках. Пожалуй, это правильно: изучив их «пособие», лучше начинать с гребной шлюпки. Можно лишь удивляться, как могли не заметить серьезные недостатки книги два рецензента и два научных редактора, имена которых указаны в изданном пособии! Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ, инженер, председатель Федерации водно-моторного спорта СССР.ЙПШЙА/ЭЛЕКТРОННЫЙ СВЕТОФОР СТАТИСТИКА КАТАСТРОФ лькмаар (Голландия) стал первым европейским городом, где уличное движение регулируется электронной машиной. К онтакты , установленные на проезжей части улиц , дают вычислительной машине информацию о плотности движениятранспорта . По этим данным «электронный мозг» регулирует движение на перекрестках .Работникам автомобильной промышленности, любителям автомобильной техники рекомендуем журналАК анберра . 2508 человек погибли впрошлом году в результате несчастных случаев на дорогах Австралии, 60 тысяч человек получили ранения. Наибольшее число дорожных катастроф произошло в штате Новый Южный Уэльс, где в среднем регистрировались две человеческие жертвыв день. Б рюссель . В 1962 году в Бельгии зарегистрировано около 60 тысяч автомобильных катастроф. Н ь ю-Й ор к. Национальный совет по обеспечению безопасности на дорогах объявил, что за одиннадцать месяцев прошлого года в автомобильных катастрофах вСША погибло 37.140 человек. Т окио . 11.140 человек стали жертвами автомобильных катастроф на дорогах Япониив прошлом году. ЦВЕТ АВТОМОБИЛЯ«АУТОМОБИЛ»(на чешскомязыке ) «Аутомобил» — и ллюстрированный технический журнал, освещающий вопросы автомобилеи тракторостроения в Чехословакии. Кроме теор етических статей, ж урнал публик уеттакжеописания новых машини оборудования. Приводим примерное содержание одного извыпусковжурнала : алюм инийи производство грузовых автомобилей; к ритерииэксплуатацион ­ н ых свойств двухосных автомобилей; двигатель мотоцикла «Ява 250», т ип 559/02; склады в автомобильной пром ышленности ; описание нового двухместного легкого мотоцикла «Ява» 50/05; гидродинамическая коробка Фергусон — Терамала; современное оборудование для станций техничес когообслуживания : ремонт кузова эпоксидной замазкой. Подписаться на журналможнов отделениях Союзпечати. Подписная цена на год 2 рубля 40 копеек . Редакция журнала «Аутомобил».РЕКОРД...КРАЖИАВТОМАШИНЛ ЕВОкраж автомобилей было со**»*«**» вершено в Стокгольме за 1962 год. В сообщении полиции шведс кой столицы указывается , что это рекордное число по сравнению с предыд ущими годами. «НЕДРЕМЛЮЩИЕ» ОЧКИЧтобы предотвратить несчастные случаи на автострадах, в США разработано электронное предупреждающее устройство. К аки современные слуховые аппараты , оно вмонтировано вочки , Стоит шоферу на мгновение сомкнутьвеки , к ак ресницы закрывают фотоэлемент, и сразу же раздается предупрежд ающий звуковой сигнал. Шофер просыпается,р анцузскийжурнал «Сьянс э ви» рекомендует окрашивать автомобили в два цвета — голубой ижелтый . Голубой цвет лучше всего виден днем ив тумане, а желтый — ночью. Такая двухцветная окраска автомобилем, по мнению журнала , обеспечивает наибольшую безопасность движения .ФРедакционная коллегия : А. И. И ВАНСКИЙ (главный редактор ) , А. А . А БРОСИМОВ , Г. М . А ФРЕМОВ , А. М . К ОРМИЛИЦЫИ , М . Л . ЛЬВОВ, Д . В. ЛЯЛИН, В. И. НИКИТИН, И. В. Н ОВОСЕЛОВ , В. В. Р ОГОЖИН , Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ, Б. Ф. ТРАММ, Ю. М. ШРАМКО. Художественно-технический редактор И. Г. И мшенник . Корректор Е. Я. Обухова.Адрес редакции : М осква , И-51, Р ахмановский пер., 4. Тел. К 5-52.24, Б 9-61-91. Сдано в набор 28.05.63 г. Г-90918. Бум. 60 X 90'/». 2,25 бум. л. - 4 печ. л. Тираж 375.000 экз. Подп. к печ. 18.06.63 г. Цена 30 коп. Зак. 838.3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.