24
25
\В помощь молодому водителю*Это случилось в последние дни прошедшей зимы. Из столицы, слегка покачиваясь на неровностях дороги, мчалась в Рязань голубая «Волга». Асфальт местами блестел тонким слоем льда. Вдали показался встречный автомобиль. Машины сближаются. Водитель «Волги» спешит. Резкое нажатие на педаль акселлератора — и вдруг какая-то новая сила повела автомобиль влево. А встречная машина совсем рядом... Удар. Машина перевернулась.Но особенно внимательным надо быть к потере автомобилем боковой устойчивости. М ы уже говорили, что это происходит в результате действия поперечной (боковой) силы. В каких же случаях она возникает? Прежде всего при движении автомобиля на закруглении или при повороте, когда помимо силы тяжести, которая всегда постоянна и направлена вертикально вниз, начинает действовать центробежная сила.автомобилем, так как видимость на закруглениях довольно ограничена. Занос возникает и по другим причинам: в результате резкого торможения, а также резкого ускорения автомобиля на скользкой дороге, подскакивания колес на неровностях и пр. Кстати, о колесах. Если, например, давление в шинах, установленных с одной стороны автомобиля, больше, чем в шинах другой стороны, то автомобилю грозит занос. Слабо накачанные шиныПОЧЕМУ ОПРОКИДЫВАЕТСЯПочему же опрокинулась «Волга»? Занос? Да, причиной происшествия явился именно он. Но существуют и другие факторы, нарушающие устойчивость автомобиля. Как избежать их, как погасить силы, которые стремятся отклонить машину от заданного направления движения? Вот об этом нам хотелось бы поговорить с водителем в публикуемой статье. Под устойчивостью автомобиля понимается способность его двигаться без опрокидывания и бокового заноса. Различают продольную и поперечную устойчивость. Опрокидывание автомобиля назад или вперед относительно мест касания колес с дорогой происходит при нарушении продольной устойчивости. Это может случиться и вследствие нарушения его поперечной устойчивости действию боковых сил, возникающих при движении на закруглениях, а также по дороге с поперечным уклоном (косогору), или сил, вызывающих скольжение осей (боковой занос). Конструкторы многое сделали для того, чтобы современный автомобиль был устойчив, а движение его безопасным. И все же, чтобы обеспечить эту безопасность, каждый шофер должен хорошо знать и выполнять все законы вождения автомобиля. Скажем, при движении автомобиля на подъеме в определенных условиях может наступить момент, когда давление передних колес на дорогу уменьшится до нуля. Возникает угроза опрокидывания. Правда, в практике эксплуатации легковых автомобилей это не случается, так как их предельный угол подъема значительно меньше угла, при котором возможно опрокидывание, да и вес их распределяется по осям приблизительно поровну. Легковой автомобиль на крутом подъеме скорее остановится или начнет скользить, двигаться юзом. Другое дело — грузовые автомобили. У груженого автомобиля на переднюю ось приходится только 30 процентов общего веса, а при перевозке длинномерных грузов давление на нее будет еще меньше. Если в таких условиях водитель при движении на подъеме не проявит особой осторожности или резко затормозит, то автомобиль Может опрокинуться. * См. «За рулем» J* 11, 1962 г. и № 3. 1963 г. Эта сила Р (фото и рис. 1), приложенная к центру тяжести автомобиля, действует в горизонтальном направлении и раскладывается на две составляющие: боковую силу Р , стремящуюся опрокинуть автомобиль, и силу Р , направленную вдоль его оси. Им противостоит вес автомобиля. Центробежная сила не остается постоянной. Чем меньше радиус закругления, чем круче поворот, тем она значительнее. Но еще в большей степени ее величина зависит от скорости движения автомобиля: она возрастает пропорционально квадрату увеличения скорости. Вот почему на поворотах и закруглениях очень важно снижать скорость движения. Расчеты показывают, что при радиусе закругления в 50 метров (а такие закругления нередки и на хороших дорогах) центробежная сила неминуемо опрокинет легковой автомобиль, движущийся со скоростью 75 км/час. Грузовым автомобилям в этих условиях уже опасна скорость в 60 км/час, а с высоким расположением центра тяжести и значительно меньшая. Чтобы избежать опрокидывания автомобиля, вместе со снижением скорости нужно по возможности увеличивать и радиус его поворота, но делать это следует, не нарушая правил движения. К сожалению, водители иногда увеличивают радиус поворота автомобиля, выезжая на левую сторону дороги, что совершенно недопустимо. Такой маневр создает аварийную обстановку, ведет зачастую к столкновению со встречным испытывают большее сопротивление движению и возникшая боковая сила сразу развернет автомобиль в их сторону. Это же произойдет, если тормозные усилия по правым и левым колесам распределяются неравномерно, если шины колес с одной стороны изношены больше нежели с другой. На занос и опрокидывание автомобиля оказывает некоторое влияние и действие боковых воздушных сил. В обычных условиях движения влияние их не представляет большой опасности. Действие этих сил ощущается при движении грузовых автомобилей с натянутыми тентами, с кузовами-фургонами, при перевозке большеобъемных грузов (контейнеры, сено, солома и др.). Внезапный порыв ветра или ураганный ветер могут вызвать занос и опрокидывание такого автомобиля. Действию боковой силы препятствует сила сцепления шин с дорогой. Если боковая сила больше или равна ей, то автомобиль начинает скользить. В свою очередь, сила сцепления зависит от состояния шин (типа и степени изношенности протектора, величины давления), поверхности дороги, скорости движения и величины вертикального давления на колеса автомобиля. Из всех этих факторов наибольшее значение имеет состояние дорожного покрытия. На мокрой дороге сцепление снижается в 1,5—2 раза, так как образовавшаяся на поверхности пленка уменьшает трение между шиной й дорогой.Ф отоирис . 1. Причина аварии — высокая скорость и малый радиус поворота. Помещаемый рисунок достаточно наглядно говорит о том, в каких условиях это произошло.к чему приводит нарушение правил вождения автоI мобиля! IВ помощь молодому водителюПочти в три раза уменьшается сила сцепления на снежной дороге, а в гололедицу — в 3—-4 раза. Двигаясь по мокрому и грязному дорожному покрытию, нужно остерегаться езды, при которой колеса одной стороны автомобиля идут по грязному покрову, а другой по незагрязненному. В этом случае колеса, движущиеся по грязи, имеют малое сцепление, а по более сухому покрытию — большее, и даже при прямолинейном движении воз-из него, сразу возвратить рулевое колесо в прежнее положение. Особенно опасен боковой занос на закруглениях. Здесь поворот управляемых колес в сторону заноса может опрокинуть машину в кювет.. Чтобы этого не случилось, рекомендуется увеличить подачу топлива в цилиндры двигателя и одновременно установить передние колеса по оси движения автомобиля в нужном направлении. Этот способ весьма эффективен, еслиАВТОМОБИЛЬ?можен занос автомобиля вследствие отрицательного действия дифференциала. Следует помнить, что может быть занос как передних, так и задних колес. Правда, занос передних колес менее опасен, нежели задних. Он быстро приостанавливается, так как появляющаяся при этом центробежная сила противодействует боковой, которая вызывает скольжение (она противоположна ей по направлению). Совсем иное происходит при заносе задних колес, когда центробежная сила действует в сторону скольжения автомобиля и усиливает его. До сих пор мы вели речь о том, что сделать для предотвращения заноса. Ну, а как вывести автомобиль из него, если занос все же возник? На ровной дороге нужно немедленно сбросить газ, выключить сцепление и, прекратив торможение, резко повернуть рулевое колесо в сторону заноса. При этом автомобиль начинает двигаться по большему радиусу, центробежная сила уменьшается и возникает вращающий момент, который стремится повернуть автомобиль в сторону, противоположную заносу. Однако и этому простому правилу надо следовать умеючи. Дело в том, что при значительном угле поворота колес в сторону заноса центробежная сила может не только уменьшиться до нуля, но даже изменить направление, грозя автомобилю выходом за габариты дороги. Поэтому поворот управляемых колес в направлении начавшегося заноса следует делать быстро, а как только автомобиль выйдет автомобиль миновал первую половину поворота и его передние колеса уже вышли на прямую. Наконец, боковая сила возникает даже при прямолинейном движении. Например, на дорогах с поперечным уклоном. На горизонтальной дороге сила веса автомобиля, приложенная к центру тяжести, направлена перпендикулярно поверхности дороги и стремится прижать к ней автомобиль. Этим обеспечивается устойчивость его. На уклоне (фото и рис. 2) вес автомобиля (Go), также направлен вертикально, но образует с поверхностью некоторый угол «а». Сила веса G » по закону механики может быть разложена на нормальную действующую силу GHи боковую G * . Автомобиль сохраняет устойчивость пока момент от силы GH будет больше момента от силы G3 . Понятно, что величина силы Gs и ее момента возрастает по мере увеличения угла «а» наклона дороги. Когда он достигает величины, при которой вертикальная плоскость, проведенная по центру тяжести, пройдет через точку опоры колес с дорогой, равновесие автомобиля окажется неустойчивым и при дальнейшем увеличении боковой силы он опрокинется. Дороги на поворотах могут иметь уклон как к центру поворота, так ив противоположную сторону. Последний случай (фото и рис. 3) более опасен, так как центробежная и боковая силы будут направлены в одну сторону. Несколько практических советов.Вести автомобиль по дороге с боковым уклоном следует очень осторожно, избегая поворотов в сторону, противоположную уклону. На повороте надо повертывать рулевое колесо плавно, иначе неизбежно возникнут значительные боковые усилия. Приближаясь к повороту, водитель должен рассчитать, с какой скоростью его можно пройти. Чем круче поворот, слабее сцепление колес с дорогой (мокрая, скользкая дорога), больше вес автомобиля и выше центр тяжести машины, тем меньше должна быть скорость. Расположение центра тяжести автомобиля непосредственно влияет на его устойчивость. Груз в автомобиле нужно распределять равномерно по ширине кузова, более тяжелый размещать внизу, а более легкий — сверху. При таком расположении груза центр тяжести будет ниже. На закруглениях дорог не следует тормозить. Это предупредит занос и опрокидывание. Приближаясь к повороту, нужно заранее уменьшить скорость движения. Особую осторожность должен соблюдать на поворотах шофер автомобиля, перевозящего жидкие грузы в цистернах. Под действием центробежной силы жидкость в цистерне (особенно если она заполнена только частично) перемещается в противоположную повороту сторону. При этом не только ухудшается устойчивость автомобиля, он может опрокинуться даже на сравнительно небольшой скорости вследствие значительного гидравлического удара жидкости о стенку цистерны. Нужно поддерживать одинаковое давление в шинах колес и учитывать степень износа рисунка протектора, С любой стороны должны стоять шины с одинаковым износом. И последнее. Надо соблюдать особую осторожность при движении по скользкой дороге. Тормозить при необходимости 'плавно, не выключая сцепления. И, конечно, не производить резкого открытия дроссельной заслонки. Вот этого-то, видимо, и не знал водитель «Волги», по вине которого произошла авария, описанная в начале статьи. Г. БЕРЕСТИНСКИЯ, инженер. г. Рязань.Ф отоирис . 2. Водитель не учел величину поперечного уклона и возросшую боковую силу. И вот результат — автомобиль потерял устойчивость.Ф отоирис . 3. Автомобилю грозит опрокидывание даже на небольшом поперечном уклоне, если он не совпадает с направлением к центру поворота. Рисунок показывает, что боковая и центробежная .силы действуют в этом случае в одну сторону.