трассах. Каждый автомобиль снабжен мерным бачком, в который на стерто заливают определенное количество топлива. На нем нужно проехать как можно большее расстояние, которое затем измеряется. Водители учатся не злоупотреблять нажатием на педаль акселератора, умело переключать передачи, не тормозить без нужды. Проводятся и зимние соревнования. Их назначение — помочь автомобилистам и мотоциклистам преодолеть неуверенность при езде по заснеженным или обледенелым дорогам. Перед водителями ставится задача — уложиться в заданную скорость. Протяженность маршрута 50—100 километров. В холодную погоду члены технической комиссии и врач строго следят за тем, чтобы гонщики (прежде всего, мотоциклисты) были соответствующим образом одеты и не обморозились. Интересны соревнования на ориентировку ночью. Их маршрут проводят на 40—80 километров по хорошим дорогам. Спортсмену трасса незнакома. Он ориентируется по так называемой слепой карте, двигается в. пределах установленного времени с определенной средней скоростью. Эти соревнования имеют большое военно-прикладное значение. Проводятся у нас и соревнования на ориентировку в дневное время. В отличие от соревнований, описанных выше, они дополнены скоростными состязаниями. Хорошие и средние дороги чередуются со слабо пересеченной местностью (если не участвуют легковые автомобили). При движении по бездорожью водители преодолевают некоторые участки протяженностью 2—3 километра на время. Иногда длина трассы ограничивается 20—30 километрами по замкнутой дистанции, которую в этом случае проходят дважды (скоростные соревнования тогда тоже проводят два раза). Иногда они дополняются фигурным вождением. «Шлапачки» — это участки каменистого и песчаного русла реки, проезжая по которым водитель не должен касаться ногой земли. За каждое прикосновение насчитываются штрафные очки или штрафные секунды. Состязания на крутых склонах рассчитаны на более или менее опытных и искусных спортсменов, которые хотят подготовиться к участию в мотокроссах. На косогоре бумажными флажками размечается трасса. Склон должен быть таким, чтобы исключить возможность повреждения машины или травмы гонщика. Побеждает тот, кто первым достигнет вершины. Зрители очень любят такие зрелища. И, наконец, состязания с лыжниками на буксире, или «мотоскиеринг». Их проводят только в тех областях, где зимой достаточно снега. На машины, буксирующие лыжников, цепи не надевают. Шины с шипами также не ставят, чтобы предохранить гонщика или лыжника от повреждения при падении. Круговая дистанция не должна превышать 2 километра. Таков далеко не полный перечень соревнований, организуемых автомотоклубами СВАЗАРМ. Благодаря им ряды спортсменов-автомобилистов и мотоциклистов неуклонно пополняются все новыми водителями. Ад. КУБА.В НОВОЙ АВТОШКОЛЕгода Праге — В конце прошлого открытав новая авИноницах была тошкола СВАЗАРМ. По своему значению, занимаемой площади и общему оснащению это учебное заведение' не имеет в Чехословакии равных себе. Чем оно интересно? Тем, прежде всего, что там создан целый комплекс сооружений — семь светлых учебных корпусов, четыре бокса для практического обучения техническому обслуживанию автомобилей, учебное помещение для предварительного обучения на тренажерах, мастерские и десятки просторных гаражей. И учителя, и ученики обеспечены здесь всем необходимым для плодотворной учебы. Самые сложные разделы программы и агрегаты автомобиля становятся доступными и понятными с1 ^-'Щ! ^ ^ 4 iи Т!гпомощью разрезных, но действующих учебных пособий. Прежде чем сесть за руль автомобиля, каждый курсант проверяет свои навьжи на специальном тренажере (см. фото). И, наконец, широкий асфальтированный двор автошколы используется как настоящий автодром. Переносные дорожные сигнальные знаки позволяют создать на его «перекрестках» нужную обстановку. Милан ТРОЯН.Модернизация „Праги" и „Шкоды"S5T-TN», предназначенный для транспортировки различных видов седельных полуприцепов на дорогах с твердым покрытием. Допустимый вес транспортируемого груза, включая вес прицепа, 13350 кг, а максимальная нагрузка на седло тягача 6000 кг. Двигатель, коробка передач н задний мост на тягаче — с автомобиля «Прага SST"2»- Заново сконструированы рама, двухдисковое сцепление, передняя подвеска. Кабина водителя использована с широкоизвестного автомобиля «Шкода 706RT». Отопление кабины не зависит от работы двигателя, так как предусмотрен независимый отопительный5 T агрегат. Собственный вес тягача S " T N 5000 кг, а максимальная скорость 70 км/час. Расход топлива составляет примерно 31,5 л/100 км. Летняны вА втомобильный завод тягач «Прага Праге выпускает Общее переднее сиденье заменено раздельными, ф орма которых более удобна. Регулировка спинки позволяет не только изменять угол ее наклона и приспосабливать еиденье соответственно росту водителя, но и на ходу переоборудовать сиденье пассажира в спальное место. Многие изменения в интерьере автомобиля прямо или косвенно повышают безопасность езды. . Над приборным щитком установлен пластмассовый козырек, препятствующий отражению света на ветровом стекле. Темная обшивка над щитком также поглощает свет. Нижняя кромка приборного и кромки больших противосолнечных щитков обтянуты эластичным материалом. Пол багажника покрыт ковром. Запасное колесо находится в горизонтальном положении, что увеличивает полезный объем отделения. Модернизации подверглось и шасси. Для увеличения бесшумности на карданном вале применяется универсальный резиновый шарнир; изменена система крепления кузова и шасси. Легче стало определить ВМТ поршня — на стенке картера двигателя имеется указатель. Амортизаторы помещены в трубчатые кожухи.. В наиболее ответственных, соединениях применяются детали си <нковым покрытием, повышающим коррозийную устойчивость. Новый рисунок протектора повышает сцепление колес с дорогой. В средние стойки боковых стенок кузова вмонтированы небольшие фонари, дающие в переднем направлении белый, а в заднем — красный свет.* **Завод приступил к выпуску автомобиля «Прага S5T-2», являющегося модернизацией автомобиля «Прага S^T». Модернизация преследует цель повысить эксплуатационные качества автомо биля, улучшить условия работы водителя, устранить недостатки в обслуживании. На автомобиле устанавливается четырехтактный шестицилиндровый дизельный двигатель с воздушным охлаждением. Мощность двигателя в результате модернизации повышена с 98 до 110 л. с ; предусмотрен ряд усовершенствований, повышающих срок службы двигателя. На автомобиль монтируется новая коробка передач, все шестерни которой находятся в постоянном зацеплении. причем внешние размеры коробки сохранены прежними, что позволяет устанавливать ее и на ранее выпускавшиеся машины. В новой конструкции усилены задний мост и рама, ручной тормоз снабжен воздушным усилителем. монтируются новые шины грузоподъемностью 2000 кг (вместо 1800 кг), что вместе с реконструкцией заднего моста позволило повысить грузоподъемность автомобиля с 5000 до 6000 кг. В модель «Шкода» («Октавия» и «Фнлиция») в 1963 году внесен ряд усовершенствований, имеющих целью сделать эти автомобили более изящными, вместительными и бесшумными. Автомобиль «Прага S5T-2*-••Автомобиль «Шкода 1202» с кузовом «универсал» в 1963 году выпускается в двух вариантах — «Стандарт» и «Люкс». В варианте «Шкода 1202 Стандарт» вместе с повышением мягкости пружин сидений увеличена и мягкость спинок. Ручки дверей, ранее изготовлявшиеся из пластмассы, заменены полированными ручками из мягких сплавов. Крыша внутри машины обтянута моющейся искусственной кожей. Упрощение отдельных деталей, внесенных в отделку кузова, придает ему более компактный вид; изменена также декоративная решетка радиатора, бампера и капота. Улучшена система подвески. Все эти изменения распространяются и на автомобиль «Шкода 1202 Люкс». Тягач «Прага SST-TJvf»