fK НАПЕЧАТАННОМУШЛ аэговор о нагрудном знаке для во• дителей автотранспорта, как, вероятно, помнит читатель, начали учащиеся курсов повышения квалификации шоферов при учебном центре ДОСААФи водители автохозяйства № 3 Воронежа. Их предложения нашли горячую поддержку у шоферов, автомехаников, преподавателей, студентов техникумов, (см. «За рулем» № 12 за 1962 год). В редакцию продолжает поступать большое количество писем, в которых читатели ведут речь о нагрудном знаке. Их советы и предложения, пожалуй, можно разделить на две группы. В первой из них одобряется мнение воронежцев о введении нагрудного знака по принципу классности. Больше всего об этом писем от слушателей курсов, студентов автодорожных техникумов, механиков автохозяйств. «Введение нагрудного знака явится большим стимулом к повышению квалификации водительских кадров, к стремлению учиться и трудиться с большей энергией и ответственностью», — пишет группа курсантов Саратовского училища Министерства охраны общественного порядка РСФСР. Эту же мысль выражают студенты Ивановского автодорожного техникума. Студенты ставят вопрос о введении знака для техников-механиков. В частности, об этом пишут учащиеся Мариинского лесотехникума, Стрыйского техникума механизации, строительного техникума Комсомольска-на-Амуре, слушатели Ленинградской школы автодорожных специалистов. КНИГА О ТЯЖЕЛЫХ МОТОЦИКЛАХ мотоцикл я долго служил своему владельцу, надо не только уметь поворачивать руль и нажимать на тормоз, но я хорошо знать устройство машины. Помочь в этом мотоциклисту должны пособия. Вот почему следует приветствовать выпуск издательством «Физкультура и спорт> книги А. Абросимова и А. Тарбова «Мотоциклы К-750, М-61. М-62», в которой содержится немало нужных водителям сведений*. В начале книги приводятся общие данные по мотоциклам Ирбитского и Киевского заводов. Затем следует описание принципа работы и конструкции четырехтактного двухцилиндрового двигателя. В этот раздел включены таблицы размеров поршней, пальцев, цилиндров. В последующих главах читатель найдет подробные сведения о системе питания, смазке двигателя. трансмиссии и ходовой части мотоцикла. Большая глава посвящена электрооборудованию, которое чаще всего доставляет хлопоты мотоциклистам. Авторы приводят много полезных советов о подготовке нового мотоцикла к эксплуатации, его обкатке, пуску двигателя и управле* А. А бросимов , А. Т а рб о в. Мотоциклы К-750, М-61, М-62. М., «Физкультуa и спорт», 1962. 205 стр. 7 коп.ШОФЕРАМ-НАГРУДНЫЙ ЗНАКПоддерживают воронежцев многие шоферы и другие работники автохозяйств из самых различных мест нашей страны. Это инженер АТК треста «Салаватстрой» А. Ильясов и группа его сослуживцев (Башкирия), водители И. Соколенко из Свердловска, И. Зыков из г. Яранска Кировской области, Г. Швецов из Миасса Челябинской области, группа механизаторов из Вилюйска (Якутия) — М. Федоров, И. Брюханов, А. Шкрыль, И. Глотов и другие. Но есть предложения, значительно отличающиеся от тех, что внесли воронежцы. Одобряя саму идею введения нагрудного знака для людей, овладевших специальностью водителя, авторы многих писем считают, что надо учредить такие нагрудные знаки, которые вручались бы водителям за долголетнюю безаварийную работу на автотранспорте. При этом предлагается ввести знаки не по принципу классности, а по количеству километров, наезженных водителем без аварий, поломок. Об этом пишет шофер I класса Дормидонтовского лесозавода (Хабаровский край) В. Сульдин: «У нас в стране огромное число водителей, долгие годы работающих за рулем. Многие из них наездили такое количество километров, что их хватило бы для того, чтобы не один раз опоясать земной шар. В первую очередь такие работники заслуживают награждения знаком». Аналогичное мнение высказывают водитель I класса В. Картель из Новокузнецка, москвич В. Венедиктов, Г. Тихонов из Луганска, водитель Ужурского автохозяйства Красноярского края М. Инюхин и многие другие. «Я не хочу опытных, заслуженных водителей противопоставить нашей молодежи, овладевающей трудной, но романтической профессией шофера, — пишет Г. Тихонов. — Труд многих молодых водителей заслуживает похвалы и поощрений. Однако нагрудным знаком надо все же награждать наших «миллионеров» и «многотысячников». По мнению тов. Тихонова и ряда других работников автотранспорта, целесообразно было бы учредить знак трех степеней: знак первой степени вручать водителям, наездившим миллион километров; второй и третий — за меньшее число километров. Что касается формы знаков, их статута, порядка вручения, то, по мнению авторов писем, это дело могли бы взять в свои руки профсоюзные органы. В связи с этим редакция обратилась в ЦК профсоюза работников связи, рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Председатель ЦК профсоюза Б. Г. Романов сообщил редакции, что ЦК профсоюза намерен поддержать те предложения, в которых высказывается мысль о введении нагрудных знаков за долголетнюю безаварийную работу на автотранспорте. газ. Это же устройство может быть использовано и при установке на катере одного подвесного мотора. При плавании по незнакомым мелководным водоемам очень важно знать, какова глубина воды под килем. Для этой цели может быть использован эхолот, конструкция которого описана в сборнике. В сборнике публикуются также материалы об устройстве подводных крыльев на мотолодке «Казанке», об иностранных подвесных моторах. Ряд статей посвящен соревнованиям по водно-моторному и парусному спорту в СССР и за границей, дальним туристским походам на катерах и яхтах. В настоящее время «Судпромгиз» готовит к изданию второй выпуск сборника «Катера и яхты». В него будут включены статьи о конструкции поворотно-откидных колонок для катеров, устройстве для дистанционного пуска подвесного мотор а «Москва», проектировании и постройке катеров на подводных крыльях, описания и чертежи новых катеров. мотолодок, яхт и шверботов. З аказы на второй выпуск сборника «Катера и яхты», а также дополнительные заказы на первый выпуск принимаются всеми магазинами Книготорга. В случае OTKAEA можно обратиться по адресу: Москва, Ленинский проспект, 15. «Союзкнига». В. ЛАПИН.Для того чтобы бесперебойнонию в различных дорожных условиях, а также о том, как устранять часто встречающиеся неисправности. Немало затруднений испытывают порой мотоциклисты при необходимости произвести разборку того или иного механизма или агрегата мотоцикла. Авторы книги в строгой последовательности рассказывают о ремонтных работах, дают описание различных несложных приспособлений. Есть в книге и рекомендации по регулировке узлов и агрегатов мотоцикла. Те, кто отправляются в туристские пробеги, найдут необходимый материал по подготовке мотоцикла и его оборудованию, снаряжению участников пробега, режиму и организации движения. Книга А. Абросимова и А. Тарбова «Мотоциклы К-750. М-61, М-62> — хорошее руководство для тех мотоциклистов, которые ездят на тяжелых машинах. А. ШВАЛЬБЕ. ВОДИТЕЛЯМ СУДОВС борник «Катера первый номери яхты»*, которого выпущен издательством «Судпромгиз», охватывает широкий круг вопросов, связанных с постройкой малых судов и их эксплуатацией. Внимание водномоторников, безусловно, привлекут конструкции портативных мотолодок. Кроме знакомой * «Катера и яхты» № 1. «Судпромгиз». Л.. 1963. 1 р. 20 к.Sчитателям журнала «Золотой рыбки», публикуются материалы о мотолодках «Стрекоза», «Акула», МК-29, постройка которых вполне доступна любителям. В сборнике напечетаны статьи ио более крупных судах. Туристский катер «Ленинградец», например, имеет просторную каюту со спальными местами для четырех человек. Оснащенный двумя подвесными моторами «Москва», он развивает скорость до 28 км/час. Большой формат сборника дал возможность напечатать чертеж катера, как, впрочем, и других судов, в крупном масштабе. В сборнике публикуются статьи о постройке малых судов из стеклопластика, армо- и стеклоцемента. Эти материалы находят сейчас все большее применение в любительском судостроении. Тем, кто интересуется не только постройкой, но и проектированием малых судов, интересно будет прочитать статьи о выборе типа туристского катера, расчете гребных винтов, определении мощности двигателя и скорости хода глиссирующих судов. Наряду с описаниями новых судов в сборнике сосодержатся материалы о модернизации и оборудовании катеров дополнительными устройствами. Дистанционное управление спаренными подвесными моторами «Москва», описание которого напечатано в сборнике, дает возможнбсть производить поворот и реверс катера, регулировать29