К сожалению, мы неможем поставить знака равенства между организацией соревнований и их судейством. Н е ­ точно измеренное расстояние на отдельных участках, ошибки в определении норм времени внесли не малую пу ­ таницу и очень усложнили действия спортсменов. С кажем , на участках между iKB-1 и КВ-2 (на втором круге ) после нейтрализации 20 минут на преодоление 75 ки ­ лометров оставалось всего 55 минут. Раллисты вынуждены были идти с 'недозволенными скоростями, вряд ли назовешь разумным и такое построение ралли, к огда после •«постоянства скорости» следовало «постоянство расписания». 8 результате опоздавших ещераз штрафовали на первых KB заключительного этапа. | i Я пишу эти строки не для того, 'чтобы обидеть судей. И главный секретарь соревнований Р. Аристакисян и старший судья А. Сару хан оз вынесли на своих плечах основную тяжесть судейства. Н о сказать о промахах нужно, несмотря .на то, что сделано очень хорошее дело. Без спортивной культуры в судействе, без глубоких знаний можно загубить любое, д аже самое 'Замечательное соревнование. К счастью, эти 'просчеты не уменьшили спортивного значения ралли. Оно убедительно показало: в закавказских республиках есть отличные спортсмены, которые, придет время, скажут свое веское слово в самых представительных соревнованиях. В ралли, к ак известно, противники подчас не видят друг друга. Н о напряженность борьбы от этого 1не меньше. Острое соперничество а командном зачете принесло победу коллективу спортсменов ДОСААФ 2-го таксомоторного парка г. Еревана. С реди двенадцати финишировавших экипажей на автомобилях «волга» (стартовало 23 ) первыми были перворазрядники А. М артиро ­ сян и Н. Оганесян (2-й парк г. Еревана). В группе автомобилей «Москвич» победил экипаж в составе Г. Арутюняна и В. Кираджяна (Ереванский автомотоклуб). М ы находимся сейчас на пороге I.U Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. Опыт организации ралли «Закавказье» говорит отом , что автомобильный спорт в этих трех рес ­ публиках может пойти вперед большими шагами. Здесь есть мощные автохозяйства и автопарки, есть целая армия смелых, опытных водителей, рвущихся в спорт. В каждом городе и районе на старты спартакиады смогут выйти сотни и тысячи водителей. Надо только, чтобы у руководителей комитетов ДОСААФи автохозяйств было побольше энтузиазма. Спортсмены Азербайджана делились с нами своими бедами: большая часть их сил и энергии уходит не на тренировки и подготовку машин, а на хождение по начальству. Руководители республиканского комитета ДОСААФ неохотно помогают автоспортсменам, часто отмахиваются от их нужд и законных требований. Особенно теперь, накануне Спартакиады, н ужно убрать все помехи на пути развития автомотоопорта. Пусть чаще будут новые ралли, новые трассы, новые достижения!О ИВЕТ ТРЕХ ДНМ СО41*-!фИ № 5 журнала «За рулем» за 1963 год опубликована статья «О путях развития ав§ шт ралли». Вопросы, затронутые в ней, вызвали широкий отклик среди спортеменов. В редакцию поступают письма, предложения. Ниже мы публикуем в порядке обсуждения статью мастера спорта, судьи всесоюзной категории В. Конева. Несколько лет назад в нашей стране были введены три принципа проведения автомобильных ралли: постоянство скорости, двойное расписание и постоянство расписания. Федерация автомобильного спорта СССР (ФАС) установила, что первый из них может применяться только в соревнованиях новичков, второй Д приемлем для_ ралли, в которых участвуют спортсмены достаточной квалифика„ ции, а третий разрешается использовать только в состязаниях, отнесенных к • самой высокой категории. Такая градация основана на единственном признаке — ограничении скорости О на дорогах, открытых для движения всех видов транспорта. По мнению ее авто- Ч | ров, принцип постоянства скорости делает это ограничение наибольшим, т аккак после опоздания на очередной пункт KB или СКВ расписание движения участии- " I ка сдвигается на величину опоздания и остается в силе только заданная скорость, обычно лежащая в пределах, допускаемых правилами движения. Соответственно предполагается, что при двойном расписании, разрешающем восстанов^ ление основного расписания путем повышения скорости, стимулируется такое Щ повышение. В случае же применения принципа постоянства расписания этот стимул становится основным и приводит к опасным гонкам в условиях интенсивного движения прочих транспортных средств. Между тем практика проведения ралли убеждает в ошибочности подобной А позиции. Ведь число аварийных случаев, вызванных повышенной скоростью дви- _ жения, при постоянстве скорости не только не меньше, чем при постоянстве ИЗ расписания, но даже больше. Это понятно, если учесть, что над участниками со- £4 ревнования все время висит угроза быть оштрафованными за опоздание на пункт СКВ, местонахождение которого им неизвестно. ^ Если к сказанному выше добавить, что штурмансние расчеты при постоянстве « J скорости наиболее сложны, то станет ясным: этот принцип наименее пригоден • для новичков, и особенно в условиях однодневного ралли, когда в автомобиле находится только один участник. Таким образом, искусственно создается обстановка, отнюдь не способствующая м повышению массовости автомобильного спорта. Не случайно число владельцев Щ автомобилей, участвующих в ралли, невелико. А ведь именно на них должна делаться ставка в развитии этого вида автомобильного спорта. Иначе обстоит дело при постоянстве расписания. В этом случае штурманские расчеты предельно просты, нет необходимости гнать автомобиль по плохой до- Л роге с большой скоростью; у раллиста всегда сохраняется возможность навер~ стать упущенное в дальнейшем, и он может хладнокровно рассчитать режим Э движения после задержек с тем, чтобы своевременно прибыть на очередной пункт Q КВ. Только после большого опоздания, зафиксированного судьями пункта KB, участнику приходится резко повышать скорость. Но это случается лишь с отдельными спортсменами. Важное значение имеет и упрощение работы судей.'Известно, что чем проще судейские подсчеты, тем менее вероятны ошибки в определении результатов, показанных участниками. Это особенно справедливо по отношению к ралли, где предварительная и текущая работа судей весьма трудоемка и сложна. При принципе постоянства расписания судейская работа наиболее проста, т аккак однажды составленное судьями расписание движения участников по пунктам KB и СКВ остается неизменным до конца соревнования. Другие принципы ралли практически не позволяют предварительно подготовить документацию для надежного контроля сдвигов расписания. В результате судьям приходится делать это в предельно сжатые сроки после соревнования. Для подтверждения сказанного сопоставим два ралли — на первенство Москвы и на первенство клубов ДОСААФ столицы, состоявшиеся в прошлом году практически на одной и той же трассе. Первое соревнование было организовано в полном соответствии с законодательными предписаниями ФАС (применение всех трех принципов) и сопровождалось значительным количеством аварий. Второе проводилось только по принципу постоянства расписания и, несмотря на участие многих новичков, закончилось без единой аварии и без каких-либо повреждений автомобилей. В первом состязании были судейские ошибки, во втором же не отмечено ни одной. Итак, можно считать доказанным, что в ралли для новичков должен применяться только принцип постоянства расписания. Но целесообразны ли усложнения, вносимые двумя другими принципами в соревнования квалифицированных спортсменов? Они явно не оправданы, т аккак не носят спортивного харантера и чрезмерно затрудняют работу судей. Основой ралли является умение их участников ориентироваться на местности (обычно по карте), вовремя прибыть на каждый из расположенных на трассе пунктов Кви успешно выполнить дополнительные скоростные состязания. Непрерывное выдерживание постоянной заданной скорости движения при этом не только не нужно, но даже вредно. Оно не позволяет раллистам свободно манев"О рировать временем, а после какой-либо задержки может привести к аварийной обстановке. Пункты СКВ должны служить только одной цели: препятствовать движению с излишней, не оправданной условиями соревнования скоростью. Состязание спортсменов в искусстве усложненных арифметических подсчетов, уместное в wф средней школе, не следует делать элементом спортивного соревнования, где вни- ^ мание должно концентрироваться на дороге, а мастерство проявляться в умении расчетливо вести автомобиль в сложных условиях и при сильной усталости. В этом отношении принципы постоянства скорости и двойного расписания во- т обще ничего не дают. Они, мягко говоря, не способствуют подготовке спортсменов Wк международным соревнованиям. Именно культивирование таких ненужных • принципов является одной из основных причин поражений наших раллистов в . состязаниях за рубежом. О Пора изъять из наших ралли и всякого рода «испытания на дисциплиниро- в и ванность», результаты которых включаются в зачет. В проведении ралли есть и другие сомнительные моменты, например вменяю- ва| щие в обязанность каждому участнику вести автомобиль на определенных участках трассы без напарника, организация «слепых» участков трассы, где задается только скорость движения, а расстояние остается неизвестным спортсменам. Оставим их пока в стороне и попытаемся сформулировать основные положения, вк вытекающие из высказанных выше соображений: автомобильные ралли любого уровня следует проводить только по принципу постоянства расписания; спортивный уровень ралли должен определяться трудностью маршрута, коли- «aj чеством и сложностью дополнительных скоростных состязаний; Ди результат спортсмена должен определяться только теми показателями, каких £3 ему удалось достичь в непосредственной борьбе с другими участниками сорев- м нований на трассе. Реализация этих положении значительно повысит интерес н данному виду ^ | автомобильного спорта. _i Б. КОНЕВ, судья всесоюзной категории, мастер спорта. « Ч" во эонМ. ТИЛЕВИЧ, наш спец. корр.г. Ереван.21