ТОРМОЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯВ редакционной почте немало писем о безопасности движения транспортных средств. На те из них, что представляют интерес для широкого круга читателей, как правило, дается ответ на страницах журнала. К их числу принадлежит и письмо ленинградца П. Виноградского. В 81-й статье Правил движения, пишет он, указаны величины тормозного пути и замедления для легковых автомобилей. Что называется тормозным путем и замедлением! Откуда получены приведенные в Правилах движения величины их — 7,2 ми 5,8 м/сек 2 ! Тормозной путь определяется как расстояние, п ройденноеавтомобилемсмомента нажатия на педаль тормозадо его полной остановки. О нохарактери ­ зует тормозные качества автомобиля: н асколькобыстро срабатывает приводинасколько эффективно уже начавшие действовать тормоза останавливают ма ­ шину,. з амедляют ее движение . Это расстояние зависит от ряда факторов, главные из которых : с коростьдвижения , состояние покрытия , профиль дороги, тип и количество тормозов (на два или четыре колеса). Т ормозной путь увеличивается проп орционально квадрату увеличения ско ­ р остии подсчитывается из условий равнозамедленногодвижения по формуле :S =где:2q<pм,S — путь торможения (в м ) , V — с коростьдвижения (в м/сек), то есть расстояние, п ройден ­ ное автомобилем за 1 сек., q — у скорение Силы тяжести (9,81 м/сек2), ц> — к оэффициент сцепления шины сдорогой . Его величина за ­ висит от вида покрытиядо ­ р огии его состояния. Нормативы, указанные Правилами движения , установлены для сухойиров ­ ной дороги ( к оэффициент сцепления — 0,5—0,6) и скорости 30 км / ч ас . Подставив эти данные вприведеннуюформу ­ лу, м ыинайдем величину, у казаннуюв статье 81-й (к полученному результату следует приплюсовать расстояние, к отороепройдет автомобиль за время срабатывания приводатормозов ) . Понятие « т ормозной путь» отличается от термина « т ормозной след», к ото ­ р ый оставляют колеса автомобиля при торможении «юзом». Тормозной след правилами не нормируетсяиIвообще технически не оправдан , так как дает худший эффект иприводит к. б ольшо ­ му и неравномерному износу шин.Д ругая величина, о пределяющаятор ­ м озные «способности» автомобиля — з амедление (или отрицательное ускорение). Замедление показывает, насколько уменьшается скорость автомобиля за однусекундуприторможении . Ч ембольше величина замедления , т емкорочетормозной путь. О пределяется она следующим образом: например, с корость автомобиля была 20 метроввсекунду , а приторможениион остановился за 4секунды , следовательно, за каждуюсекунду его скоростьуменьша ­ лась на 5м / с ек или замедлениепри таком равномерно-замедленном движении равно 5 м/сек 2 (20 м / с ек : 4 сек.). Для легковых автомобилей Правила движения требуют несколько более сильных тормозов , ч емвприведенномпримере , а именно : 5,8 м/сек*. Это за ­ м едление понимается какмаксимальное , полученное в какой-то отдельный мо ­ мент, а не среднее за время всего тор ­ можения. Хотелось бы напомнить ио торм озныхвозможностях — понятии, у чи ­ т ывающем все факторы , к оторые влияю т на величину полного остановочного пути ( т ормозной путь + путь, п ройден ­ ный за времяреакции водителя). П ри одинаковых тормозных качествах авт омобилей их тормозные возможности могутрезко отличаться друг от другав зависимости от профиля дороги , т и ­ па исостоянияпокрытия , с коростидви ­ ж ения , р еакции водителя. И последнеезамечание : если при оп ­ р еделениитормозного пути надо раз ­ вить к началу торможения скорость 30 км/час, то для нахождения величины замедлениядеселерометром это условие не обязательно. В. ТАБАКОВ, инженер.НОВЫЕ СМАЗКИ ДЛЯ КОНСЕРВАЦИИля консервации автомобилей обыч ­ но применяютминеральные масла и плотные консистентные смазки. О днако нефтяные масла не препятствуют проникновениюкислородаи пар ов воды и обладают весьма низкими защитными свойствами. У потребляемыеже для наружнойконсервации консистентные смазки (пушечная, ПП95/5, технический вазелин идругие ) з ащища ­ ют. металл лишь втолстом слое иде ­ лают операции по консервации весьма трудоемкими . Д ля нанесения смазки ее надо подогреть , а удалить можно тольк оспомощью растворителя. К ромето ­ го, плотные смазки портят внешний вид автомобиля (для внутренней консерва ­ ц ии двигателей и агрегатов они совер ­ шенно непригодны). . М ы хотим познакомить вас с так называемыми жидкими ингибированными защитными смазками, разработанными и выпускаемыми московским заводом «Нефтегаз». Они содержатхимические вещества — и нгибиторы , к оторые , с гу ­ щаясь на поверхности металла, с оздаютнеприступные для коррозиии не види ­ м ыеглазом пленки. К такимсмазкам относятся «Нефтегаз-203» и «Нефтегаз204». О ниуспешнопрошлипромышлен ­ н ые , испытания приконсервации автом обилейи двигателей во всех климати ­Дческих зонах СССР. Ж идкие консервац ионныесмазкиужеприменяются нек оторыми автохозяйствами для техник и , х ранящейсявморском или тропи ­ ческом климатах. Смазки НГ-203 и НГ-2С4 демонстрировались на ВДНХ, в частности для консервациисельскохо ­ зяйственной техники , и были отмечены дипломами. П рименение этих смазок для внутрен ­ ней инаружнойконсервации техники гарантирует полную сохранность от коррозии (как черных, так и цветных металлов и сплавов) в течение более трех лет. С мазки НГ-203 вырабатываются трех сортов : А, Б, В. М аркаАреко ­ м ендуется для наружнойконсервации , Б иВ — для внутренней . На наружныеповерхности автомобиля или агрегата смазка НГ-203 (так же , к аки НГ-204) наносится кистью , тампоном или пульверизатором . Ею рекомендует ­ ся покрывать хромированные , в оронен ­ ные инеокрашенные части автомобиля , о днакосмазка не оказывает вредного влияния и на лакокрасочныепокрытия . П ри использовании смазки НГ-203 Апрямое попадание дождяи снега долж ­ но быть исключено : автомобиль надо закрыть чехлом или поставить под навес. В случае, к огдасмазка НГ-204 при ­меняется для наружной консервации на срокдо года, м ашинаможет находиться подоткрытымнебом . П ри внутренней консервации двигателей смазками НГ-203 маркиБиВмо ­ т орное масло сливается, а вместо него заливается НГ-203В (для карбюратор ­ ных илегких дизельных машин ) или НГ-203Б (для тяжелых дизельных машин). После этого двигатель надо за ­ пустить на холостой ход на 3—5 минут. Аналогично происходит консервация заднего моста икоробкипеременыпе ­ редач машин всех типов смазкой НГ-203Б. П ри снятии машинысконсер ­ вации ингибированные смазки заменяются на рабочие масла без дополнительной промывки агрегатов. Для кратковременной консервации вмоторное масло можно добавить от 5до 15 процентовсмазки НГ-203Б (в за ­ висимости от предполагаемого срока хранения), после чего двигатель"- запускается на холостые обороты на 3—5 минут. Жидкие ингибированные защитные смазки найдут широкое применение в различных отраслях народного хозяйства. Ю. ШЕХТЕР, В. НИКОЛАЕВ, инженеры. i14