В ЕРНУТЬ БЫЛЫЕоследние в этом году соревнования по мотокроссу на первенство СССР были проведены в Риге. Здесь звание чемпионов страны разыгрывали спортсмены на мотоциклах сколясками , а такжеженщины , посвятившие свои старты беспримерному полету в космос Валентины Терешковой. Золотую медаль завоевала мастер спорта Валентина Лукина («Трудовые резервы», Ростов-на-Дону). Победа ее не была неожиданной . За последние годы ростовская гонщица последовательно улучшает свои результаты. В 1961 году она заняла третье место на первенстве страны , в 1962 году была второй, а в нынешнем — стала чемпионкой . В. Л укина уверенно и смело управляет мотоциклом, отлично ориентируется всложных условиях. Серебряные и бронзовые медали достались прибалтийским спортсменкам X. Сарапуу («Калев», Таллин) и В. Ошиня («Даугава», Рига). На мотоциклах сколяскамив классах свыше 350 емз (они объединены в одну группу ) было заявлено 43 экипажа . Первое и второе места заняли мотоспортсмены Л . Л ешкови Е. Королев, В. Ягодин и Ю. Балин. На третьем месте москвичи Е. Косматое и И. Хохлов. Столичные гонщики проявили исключительную волю к победе. Из-за повреждения колеса они отстали почти на круги все же вошли в число призеров. В этом году в классе мотоциклов с колясками 350 см3 участвовало 12 эки ­ пажей (в прошлом первенстве — 6). Победили эстонские гонщики В. Ваадерпас и Я. Т улик (Автомотоклуб, Таллин). На последующих Чемпионка СССР п ) местах В. Зирнис и О. Ремотокроссу среди женш етнике (СКА, Рига), Б. Алекщин В. Лукина. сеев и С. Тихонов (Автомотоклуб, Ленинград). С 1962 года спортсменов на мотоциклах с колясками иженщин не включаютвкомандный зачет. Вряд ли стоит говорить, к акой ущерб это наносит нашему мотоспорту. Впервые за многие годы Федерация мотоспорта СССР вообще не включила женщинв первенство, т аккак на этом настаивал комитет по кроссовым гонкам (председатель Г. Фомин). Только настойчивые требования спортивной общественности ряда союзных республик и областей вынудили федерацию пересмотреть свое решение. Несмотря на то, что положение было утверждено с большим опозданием, на соревнование прибыли спортсменкииз Узбекистана, Азербайджана, Л атвии , Эстонии, м ногих областей РСФСР. Это говорит о больших резервах женского мотоспорта. Хочется верить, что федерация изменит отныне свое отношение к нашим мотоциклисткам. В республиках и областях достаточно тяжелых мотоциклов сколясками , но еще больше спортсменов, предпочитающих выступать именно в этом классе машин . Тем более досадно, что интереснейшие состязания на мотоциклах с колясками (имеющие к тому же большое прикладное значение) стали угасать. В интересах развития мотоспорта федерация должна сделать так , чтобы этот вид соревнований снова обрел твердые позиции . Особое внимание надо обратить на класс 350 см . С портивных мотоциклов сколяскамиижевский завод не выпускает , поэтому развитие этого класса идет черепашьими темпами. К удивлению многочисленных зрителей, собравш ихсяврижском парке Шмерли , на стартах кросса не было ни одной мотоциклистки из Москвы , а стол ичный автомотоклуб был представлен единственным экипажем на мотоцикле сколяскойв составе Е. Косматова и И. Хохлова, которые, к слову сказать, приехали на соревнование за свой счет. Не говорит ли это о крайне неблагополучном положении дел с мотоспортом в столице? Л атвийскийреспубликанский комитет ДОСААФ иреспубликанский автомотоклуб хорошо организовали соревнование. На высоте была и судейская коллегия (главный судья — судья всесоюзной категории П. Граузе). К сожалению, трасса в Шмерли малопригодна для современных кроссов. И. ВЛАДИМИРОВА, судья всесоюзной категории .ПГустые клубы пыли стали дополнительным препятствием для юных кроссменов. Н аснимке : заезд юношей на мотоциклах класса 175 смЗ. Фото М. Краснова циклсерийного производства, к оторый получает спортсмен , это всего навсего, п овыражениюодного тренера, полуфабрикат. Н ужнакро ­ потливая ив высшей степени квалифицированная работа, чтобы улучшить егоскоростные качества, сделать его более надежным . М оскви ­ чи, к овровцыи представители некоторыхдругихгородовимеютдля этого хорошуютехническую базу, большой опыт, т радиции . А как быть, н апример , г онщикамАзербайджана , Узбекистана или большин ­ ства других республик? — В этомвопросе , — сказал тренеразербайджанскихгонщиков A. М амедов , — нам необходимапомощь . М ожет быть, следует пору ­ чить техническойкомиссииприВсесоюзнойфедерации мотоспорта обобщатьи распространять все лучшее, ч ем располагают советские изарубежныегонщики . Надо подумать иоб издании специальных книг иброшюр , о свещающихуже испытанные практикой усовершенствования отдельных узлов и деталей мотоцикла . Выпущенные ранее книги не отвечают современным требованиям. Нашу беседу перекрывает рев моторов — на старт выходят мужчи ­ ны. С реди них многогонщиковвысокого класса, п римерно равной силы. Неудачу потерпел чемпион Российской Федерации Г. Жданов, к оторыйвынужден был покинуть трассу из-за поломки мотоцикла. В ысоким накалом отличалась борьба, к оторая разгорелась влидирую ­ щей тройкемосковскихармейцев : В. Лаврентьев, В. А рбеков , Ю . А ни ­ кин. З олотую медаль чемпиона страны впервые завоевал мастер спорта B. Лаврентьев, в торым был Ю . А никин , т ретьим В. А рбеков . Следует отметить успешное выступление мастера спорта А. К озодоя , к оторый финишировал четвертым. Это, н есомненно , большая удача краснодон ­ с кого спортсмена. В общекомандном зачете средиюношей первенствовали представители Москвы , к оторым были вручены переходящийпризикрасный вымпел музея «Молодая гвардия». Н аграждение победителей прохо ­ дило у памятника молодогвардейцами стало настоящимпраздником не только дляспортсменов , но идля жителей славного шахтерскогогорода . Плотное кольцо зрите # лей разрываютотрядыпионеров , к ото ­ р ыевручают участникам мотокроссабукеты полевых цветов. Спортсменов поздравляютсокончанием соревнований ижелают дальнейших успехов передовики производства, представители общественности Краснодона, с редикоторыхи мать молодогвардейцаМайиПегливановой — А. Ф омина . Участники первенства разыграли ряд призов, учрежденных разл ичнымиорганизациями . П ризыжурнала «За рулем » получили участн икигонок , п оказавшие лучшие результаты среди самых юных: Э. К арклс (Латвийская ССР) и Л . Ш инкаренко (УССР). Р. ДАНЕЛЯН, г. Краснодон. наш спец. корр«3*•^РЕЗУЛЬТАТЫ КОМАНДНОГО ПЕРВЕНСТВА СТРАНЫ ПО МОТОКРОССУ Общекомандное: Москва (570 очков), УССР (538), РСФСР (520). Д СОи ведомства: Советская Армия (486 очков), «Даугава» (266), «Калев» (170). К лубы : СКА Москвы (394 очка), СКА Львова (311), СКА Риги (305).ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПРОБЕГ ОРГАНИЗУЕТ РЕДАКЦИЯ Три недели длился испытательный пробег на новом унифицированном мотоцикле К-750М, о рганизованный редакцией журнала «За рулем». Наши специальные корреспонденты Р. Данелян и В. Егоров, выступившие в необычной для себя роли мотоциклистов-испытателей, проделали путь протяженностью свыше 3700 километров. Репортаж о результатах испытательного пробега будет опубликован в одиннадцатом номере журнала .19