н стоит на окраине ООрджоникидзе, там, где начинается Военно-Грузинская дорога. Мотоциклист, собирающийся в этот головокружительный путь, может увидеть цеха, где делаются агрегаты его машины. Завод автотракторного электрооборудования молод. До 1948 года на его месте был гараж. Завод начал свою деятельность с выпуска тракторных генераторов. Но уже в 1956 году на конвейер были поставлены первые в нашей стране генераторы типа Г-37 и Г-38, предназначенные для легких мотоциклов. Спустя несколько лет сюда был перебазирован выпуск генераторов Г-11, которые устанавливались на тяжелых машинах. Большинство владельцев 125-кубовых мотоциклов с одобрением отнеслись к переводу электрооборудования этих машин на переменный ток, так как отпадала надобность в дорогостоящей, требующей большого опыта эксплуатации аккумуляторной батарее. Похоже было, что для этой группы мотоциклов наступили хорошие дни. Но оказалось не совсем так: днем мощности генератора для получения искры вроде бы хватало, а вот с наступлением темноты фара в зависимости от оборотов двигателя напоминала то тлеющую лучину, то вспыхивала ярчайшим белым пламенем. Затем все вокруг снова погружалось во тьму — сгорала нить лампочки. Но главная беда заключалась в том, что конструкция молоточка прерывателя была ненадежна ик тому же не унифицирована с наиболее распространенными молоточками и наковальнями автомобильного типа. Это заставило заводских инженеров направить свои силы на создание новой конструкции. Новый генератор Г-401 внешне мало чем отличается от старого, но разница в технических показателях велика. Полную мощность он отдает уже при 2500 оборотах. Следовательно, в ночное время дорога хорошо освещена. В то же время возможность перегорания нитей лампочек из-за перенапряжения сведена к минимуму. Улучшено искрообразование при пуске двигателя и на малых оборотах. Молоточек установлен на специальной планшайбе, облегчаю-МОТОЦИКЛИСТАМщей регулировку. Полюсные наконечники ротора армированы алюминиевым литьем, что должно исключить случаи их отрыва от сердцевины магнита. Впрочем, и эта конструкция не является последним достижением завода. Уже проходит испытания генератор мощностью 40—45 ватт. Специально для него создана новая катушка зажигания, названная высоковольтным трансформатором. Она будет отличаться замкнутым магнитопроводом, что ^позволит улучшить искрообразование. J Не забыты на заводе и владельцы тяжелых мотоциклов. Вместо Г-11 они получат теперь генератор Г-414. Оба агрегата взаимозаменяемы, но новый имеет повышенную на 30 процентов мощность. Новый генератор начинает отдавать полную мощность в 10 ампер уже при 1950 оборотах, тогда как у Г-11 для этого требовалось 2100 оборотов в минуту. Теперь можно будет держать аккумуляторную батарею в полностью заряженном состоянии. Для работы в паре с Г-414 предназначен новый реле-регулятор типа РР-302. Согласно новому ГОСТу «минус» в Г-414 выведен на «массу». Поэтому, чтобы установить генератор на ранее выпущенные мотоциклы, необходимо произвести его перемагничивание. Для этого достаточно при неработающем двигателе на 1—2 секунды соединить его клемму «Я» (предварительно сняв с нее про1 — Магднно; 2 генератор Г-401.вод идущий к реле-регулятору) с отрицательной клеммой аккумуляторной батареи. Плюсовая клемма аккумулятора подсоединяется к «массе». Сравнительно недавно завод приступил к выпуску магдино типа МГ-100 для мопедных двигателей Ш-50 Шауляйского завода. Этот прибор отдает полезную мощность в 15—18 вт и обеспечивает надежное искрообразование уже при 300—350 оборотах.Все это очень хорошо. Но... В мае этого года состоялась расширенная сессия научно-технического совета НИИ автоприборов по улучшению качества электрооборудования мотоциклов и мотороллеров. В решении ее есть специальный пункт: «Мероприятия по отдельным изделиям». Девять дефектов генератора Г-401 перечисляются в этом пункте, названы причины и сроки устранения. Можно разработать какую угодно совершенную конструкцию, но если служба главного технолога на заводе н§обеспечит выполнение детали в точном соответствии с чертежом, а служба главного контролера махнет рукой и пропустит такую деталь — тогда горе потребителям. А если судить по многочисленным жалобам на продукцию завода — дела обстоят именно так. Конструкция, технология, контроль качества — вещи взаимозависимые. Сконструировать генератор с хорошими показателями — полдела. Вторая половина — качественно его изготовить. Работать без брака — вот та цель, к которой должен ныне стремиться завод. В. ЕГОРОВ. генератор Г-414; 3ЧЕМ РАБОТАЮТКОНСТИ МОЩНЕЕ И БЕСШУМНЕЕЖГще совсем недавно многие мото" л юбители считали чуть ли не шиком проехать на мотоцикле с наибольшим шумом. Таким образом они демонстрировали мощность двигателя своих машин. До поры до времени с этим мирились. Сейчас положение изменилось. Число мотоциклов и мотороллеров в нашей стране резко возросло. А вместе о ними значительно увеличился шум на улицах. Повлияло и повышение литровой мощности двигателей мотоциклов. Если ИЖ-49 развивал 31,5 л. с./л, то ИЖ-56 — уже 40 л. с/л, а «ИЖ-Юпитер» — 464-51,5 л. с./д. Иными словами. мы с одного и того же рабочего объема 350 смз снимаем все большую мощность. Это происходит в конечном итоге за счет увеличения наполнения цилиндра двигателя рабочей смесью. А чем больше ее сгорает, тем больше возрастает количество отработавших газов и засасываемого воздухоочистителем воздуха. Поднимающееся среднее эффективное давление в цилиндре и приводит к увеличению шума двигателя. Как же образуется шум? Возьмем сначала систему впуска двухтактного двигателя. Когда открывается впускное окно, давление в картере ниже, чем в патрубке, идущем от карбюратора. Р азницав давлении вызываетвозле окна возбуждение, которое в виде волны перемещается по впускному патрубку. Эти колебания мы ощущаем как звук. Та же самая картина наблюдается и при выпуске. Только давление в цилиндр е намного превосходит атмосферное, и звук получается более сильным. Вот почему в первую очередь глушили только шум выпуска. Однако это не давало должного эффекта. Шум выпуска действительно снижался, зато начинал преобладать шум впуска, т аккак глушитель не мог его уменьшить. Отсюда становится понятным, почему потерпели неудачи некоторые мотолюбители. Пытаясь сделать более «тихими» свои машины, они установили глушители шума выпуска с мотоциклов «ЯВА», но ничего, по существу, не добились. Шум, возникающий при работе мотоцикла «Ява-250», составляет 75 децибел. Но он возрастает до 82. если отсоединить глушитель шума впуска от карбюратора. Или другой пример. Мотофургон ТГ-200, имеющий тот же глушитель шума выпуска, что и мотороллер Т-200. производит больший шум. Причи-6