10
11
fi.оKo/ibuo новое;4 с * ЛОНГВИИСКОМУшоссе « МОСКОВСКОМУ motettfl.Заключительный этап первенства СССР по шоссейнокольцевым автомобильным гонкамСхема малого Минского кольца 0 > Е километра канатов 1;сгребоваа. 2^ в Р « # л ось , чтобы оградить малое или о кольцо, какМинское кольцевое шоссе,языназван на спортивном с ке этот замкнутый асфальтовый контур, крутыми о образуемый прямой и двумя «вышли к поворотами. 87 спортсменов барьеру», чтобы решить, кому достанется первенство СССР по шоссейнокольцевым автомобильным гонкам. Десятки тысяч автолюбителей и просто болельщиков приехали в живописный уголок в окрестностях Минска и заняли место у канатов, чтобы увидеть стремительный бег машин и мастерство их водителей. Это был второй, решающий этап чемпионата. Право участвовать в нем оспаривали в гонках на Неманском кольце близ Каунаса 128 спортсменов. Путевку в Минск получили по 10 сильнейших в каждом классе машин, и еще судейской коллегии представлялось право допустить ко второму туру дополнительно по 5 лучших спортсменов. Первенство Советского Союза 1963 года разыгрывалось в семи классах: в классе спортивных автомобилей (группа «В»); гоночных — I формулы (рабочий объем двигателя 1300—1500 см 3 ); III формулы (до 500 см 3 ); IV формулы (автомобили типа «юниор», рабочий объем двигателя до 1000 см 3 при весе до 360 кг и до 1100 см3 — при весе 400 кг); V формулы (свыше 1500 см 3 ); а также в классах серийных автомобилей в двух группах: группа «А» — «Волга» и группа «Б» — «Москвич».ft,гоночныд автомобилей III формулы. Он тоже поднялся на высшую ступень пьедестала почета. Чемпионами страны стали также мастера спорта Ю. Чвиров, Ю. Андреев (Москва) и Ю, Вишняков (Ленинград). Среди остальных призеров — шесть перворазрядников: В. Аксионайтис, Г. Банис (Вильнюс), А. Шувалов и Е. Глухарев (Москва), А. Гринберг (Минск) и Р. Янушкевичус (Каунас). Серебряные и бронзовые медали они завоевали в трудной борьбе с опытными противниками. Молодежь наступает — такой выводпровлеш смрыеночных автомобилей приехал в Минск как участник состязаний) постигла неудача: у него заглох двигатель, и он стартовал с большим опозданием. Немецкие гонщики шли на очень высоких скоростях. Так, лучший круг у Тегелера был 133,2 км/час, у Редлейна — 131,1 км/час иу Мелькуса — 129,6 км/час. Сургучев достиг на лучшем круге 123,2 км/час, однако из-за прогара поршня вынужден был сойти.а.оfi.Молодеть наступает0.Сравнительно с прошлыми первенствами довольно внушительно выглядел список мастеров спорта — 45 человек. Но они не составили и половины участников. Рядом с ними выстроились 47 перворазрядников и8 спортсменов второго разряда. Отрадная пропорция. И не менее важно, что молодежь сумела сохранить эту пропорцию при «распределении» чемпионских титулов. Золотые медали завоевали перворазрядники Э. Гриффель (класс гоночных автомобилей IV формулы), его земляк И. Рятсеп (класс «Волга») и москвич Э. Лифшиц (класс «Москвичей»). Мастера спорта и8 перворазрядников обогнал по очкам спортсмен второго разряда из Эстонии Н. Лайв, выступавший в классеh овоК финишу первым пришел Рейдлейн, показав среднюю скорость (25 кругов71,25 км) 126,1 км/час. На втором месте был Мелькус, который прошел дистанцию очень ровно. На третье место вышел польский гонщик Тимошек на «РАК-Вартбург». Советский спортсмен Гриффель на автомобиле «Эстония-5», занявший первое место среди своих соотечественников, пришел в международной встрече пятым со средней скоростью на дистанции 113 км/час и 114,7 км/час на лучшем круге. Результат Тегелера — 133,2 км/час — Гоночные автомобили Ш формулы проновый рекорд Минского кольца. Это ходят крутой поворот. Внизу: на дистанции автомобиль очень высокая скорость для такой неТартуского авторемонтного завода. За освоенной круговой трассы. рулем — мастер спорта А. Сейлер. Первое командное место в междунаФото В. Егорова родной товарищеской встрече завоевали немецкие друзья (первая команда с уверенностью позволяют сделать итоГДР), на втором месте — наша эстонги чемпионата. ская команда (автоклуб «Калев») и на Однако есть еще один важный вотретьем — польская команда (автоклуб прос, на который минский тур в опреде«Варшава»). ленной мере мог дать ответ: каков обМеждународная товарищеская встрещий уровень мастерства наших гонщича показала, что наши гонщики не отков, каковы технические возможности стают от своих товарищей из ГДР по их машин? Гонка в классе «юниоров» (IV формула) была одновременно меж- 1 мастерству вождения, но наши гоночдународной товарищеской встречей, в \ ные автомобили уступают их машинам. Об этом стоит поговорить особо. которой приняли участие две команды из Германской Демократической Республики и по одной — из Польши и Венгрии.Белые пятнаУспех зарубежных друзей котороеСобытия на трассе подтвердили высокое мастерство немецких гонщиков и спортивные качества их «Вартбургов». Со старта вперед вырвались Ф . Редлейн и Г. Тегелер. За ними, тоже на «Вартбурге» шел москвич мастер спорта Г. Сургучев. Третьего члена немецкой команды Г. Мелькуса (известный советским автомобилистам конструктор гоРазвернутое наступление молодежи, продемонстрировало первенство СССР этого года, цифры, которые мы привели, — показатель, скорее, количественный. Что же получится, если проанализировать эти цифры?Азербайджан, республики Средней Азии (Узбекистан, Туркмения, Киргизия), Казахстан и Молдавия не дали ни одного спортсмена даже на первом этапе шоссейно-кольцевых гонок. Российская Федерация, если не считать Мо - автомобили готовят целые коллективы. Они справедливо относят на свой счет успех или неудачу человека, которому они доверили руль. И все-таки строительство спортивных и гоночных автомобилей остается у нас делом кустарным, с большим или меньшим участием спортивных обществ и ведомств. Поэтому-то наши «юниоры» и не выдержали конкуренции «Вартбургов». Потому же в гонках автомобилей I формулы два первых места заняли представители Московского завода малолитражных автомобилей — заводские машины заметно превосходили своих, кустарных собратьев. Очевидно, настало время государственным и общественным организациям взять строительство гоночных и спортивных автомобилей в свои руки. Вопрос это не новый. Он уже неоднократно ставился в печати. Пора от слов пеЧемпион (JUL-h" в классе спортивных реходить к делу. автомобилей москвич Ю. Андреев. Разве Московский завод малолитражФото В. Хватова ных автомобилей не может выпустить в 1964 году серию гоночных автомобисквы и Ленинграда, была представлена лей своей конструкции? К выполнению в Каунасе всего двумя участниками (по этой же задачи следует привлечь и друодному из Саратова и Нальчика). Укгие автозаводы, и в первую очередь раина и Армения выставили лишь по Горьковский, располагающий большими i три участника. По сравнению с другими возможностями. Тем обиднее, что в республиками Прибалтики отстала ЛатМинске, где стартовали серийные «Волвия, от которой выступало всего 6 гонги», не было представителей завода. Не щиков, тогда как от Литвы вели борьбу будем вдаваться в причины, но можем 17 спортсменов, В Минске более полоутверждать, что это довольно яркий вины участников составили москвичи показатель отношения заводских руко(27) и ленинградцы (21). Всего 5 гонщиводителей к автоспорту. Пока что тольков выставили белорусские организако москвичи (мы имеем в виду МЗМА^ ции — хозяева трассы. по-настоящему борются на гоночных В автоспорте (как и во всех техничетрассах за честь заводской марки. ских видах спорта) участник — это гонНадо думать, сами соревнования щик с машиной. Там, где не занимаются машинами, нет и автоспорта. Ни оддолжны дать наконец толчок, поднять интерес заводских коллективов к спорного спортивного автомобиля не выстативным и гоночным автомобилям. вили Украина, Армения и Российская Представители Белоруссии, например, Федерация. Всего по одной машине в заявили, что в республике будут приняэтом классе выставили на соревновании ты решительные меры к более широЭстония, Латвия и Белоруссия. кому развитию автоспорта, а автозаЕще меньше, чем в группе «В», было воды — привлечены к участию в строиподготовлено гоночных автомобилей. тельстве гоночных и спортивных автоТак, в самом перспективном классе — мобилей. Хорошо, если за этими слова«юниоров» — в обоих этапах чемпионата стартовало лишь 12 машин, из ко- ми последуют конкретные дела, а другие республики вступят в соревнование •«ff торых 7 дала Москва. Латвия, Литва, с белорусами. Белоруссия, Грузия, Армения и РСФСР Качество спортивных и гоночных мане выставили ни одного «юниора». шин, прежде всего, будет зависеть от Наибольшее число участников было в классе серийных «Волг». Однако уже на того, какую лепту в их создание внесут автомобилестроительные заводы. Это первом этапе 9 из 27 спортсменов сонеоспоримо. Но нельзя сбрасывать со шли с дистанции из-за плохой Подгосчетов авторемонтные предприятия, товки машин. Еще хуже обстояло дело крупные автохозяйства — тем более те, в группе «Б». На первом этапе чемпиокоторые накопили опыт в этой области. ната на «Москвичах» соревновались Построила же на Тартуском авторетолько 12 человек, из них 4 прекратили монтном заводе группа энтузиастов во гонку, а на втором этапе со старта выглаве с мастером спорта А. Сейлером шло всего 9 машин и3 вскоре оказаспортивный автомобиль АРТ-3, на котолись на обочине, так что фактически ром установлен двигатель «Волги» и исвели борьбу всего 6 спортсменов. Такопользованы некоторые агрегаты «Запова статистика, обнаруживающая довольрожца». Справедливости ради надо но внушительных размеров белые пятсказать, что в этом году мы видели на на карте автоспорта. на соревнованиях не только автомобили, построенные «кустарями». Большой интерес представили двагоночных автомобиля «Эстония-5», созданных на Таллинском авторемонтном заводе. Именно на такой машине Э. Гриффель выиграл первенство страны в классе «юниоров». Другой интересной конструкцией в этом классе была машина киевлянина Аргентова, построенная на одном из машиностроительных заводов. Этот автомобиль имеет тормозные барабаны и стойку передней подвески из магниевого сплава. Двигатель и трансмиссия — «Вартбург». Ленинградцы (ЦНИТА) подготовили серийную «Волгу», оборудованную электронным зажиганием и регулированием состава рабочей смеси. На Неманском кольце перворазрядник Ю. Ермаков сумел показать на ней наиболее высокую скорость лучшего круга — 109 км/час. Мы уже не говорим о гоночных «Москвич Г-4», «Москвич Г-3» и спортивных ЗИЛ-112-С московских автозаводов — они неизменные участники чемпионатов стран. К сожалению, пока в их компании не видно машин ни с горьковского, ни с запорожского заводов.а оно3о "В нОоПрограмма, время, трассаГонки вызвали значительный интерес у минчан. Большое число зрителей — хорошая награда участникам и оценка работы организаторов чемпионата. В целом Белорусский республиканский комитет ДОСААФ (председатель комитета В. Н. Савин) успешно справился с подготовкой и проведением столь больших и ответственных соревнований и еще раз доказал жизненность принципа самоокупаемости. Заслуживает внимания опыт распространения билетов с правом участия в розыгрыше памятных подарков. По традиции программа соревнований включала гонки во всех классах автомобилей. Гонщики на серийных и спортивных машинах должны были преодолеть 65 кругов (185 км), для гоночных автомобилей дистанция была ко ­ роче — 30 кругов (85 км). Итого 895 километров, на которые было отпущено всего два дня — суббота и воскресенье. Слишком уж напряженный режим, трудный для организаторов соревнований, напряженный для зрителей. Очезидно, автомобильные кольцевые гонки уже вышли на тот рубеж, когда надо рассредоточить крупные состязания, проводить их отдельно — в разные сроки для серийных, спортивных и гоночных автомобилей. Несколько слов о трассе. Малое Минское кольцо впервые после реконструкции стало ареной таких гонок и, на наш взгляд, хорошо зарекомендовало себя. И зрителям оно представляет хороший обзор. Такой и должна быть трасса заключительного этапа всесоюзного первенства. М. СРЕДНЕВ, наш спец.. корр.• вно4" Оо ао"ОнПора кустарничества прошлаУ автомобильного спорта все больше приверженцев. На любом соревновании можно увидеть у машин целые группы людей. Во время борьбы на трассе болельщики присоединяют к номерам, присвоенным автомобилям судейской коллегией, наименования организаций, которые их создали. СейчасКонструктор гоночных «Вартбургов»(ГДР) Г. Мелькус на Минском кольце. Фото В. Хватова