2&z^tПО ВИДАМ РАБОТО СОДЕРЖАНИЙ И МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙдаватель рассматривает все эти работы как отдельные элементы единого технологического процесса и подчеркивает определенную последовательность их выполнения. Особое внимание преподаватель должен обратить на контрольно-осмотровые работы. Задача состоит в том, чтобы в процессе занятий учащиеся полностью овладели методами проведения контрольно-осмотровых работ по любой марке автомобиля, то есть усвоили общетехнические принципы их выполнения. В ходе контрольно-осмотровых работ используются определенные методы проверки технического состояния машины, такие, как метод визуального осмотра, прослушивания, приведения в действие, перемещения, простукивания, измерения и испытания. 1 Опыт показывает, что для понимания каждого типа проверки достаточно обяснить его учащимся на двух-тре< примерах, а затем закрепить на прак тике. Для примера разберем один из них — метод приведения в действие. Учащимся рассказывается, что для проверки действия педалей, рычагов и кнопок управления двигателем, контрольно-измерительных приборов и стеклоочистителя достаточно привести их в рабочее состояние. Сравнив затем результат действия с техническими условиями, можно определить, есть ли необходимость в регулировке или ремонте узла или прибора. Практика преподавания технического обслуживания автомобилей сложилась так, что каждая регулировочная работа рассматривается учащимися самостоятельно по каждому узлу машины (подшипники колес, подшипники ведущей шестерни главной передачи и т. д., конические зубчатые передачи, рулевой механизм). В результате, когда курсантам надо отрегулировать деталь, уже известную им, но ранее специально на занятии не разбиравшуюся, они испытывают серьезные затруднения. Нам кажется целесообразным иной путь. Преподаватель объясняет, например, какие типы подшипников применяются на автомобиле, в каких узлах они используются, а затем переходит к изложению сущности их регулировки. Скажем, ролико-конические подшипники регулируются сближением обойм. Следует рассказать, с какой целью это делается, какие средства могут служить для перемещения обоймы (гайки, болты) и ее фиксации (контргайки, прокладки, стопорные шайбы), привести различные примеры перемещения и фиксации обойм подшипников при регулировке узлов автомобиля. Этим достигается общетехнический характер знаний учащихся и значительная экономия времени на объяснения. В автомобиле насчитывается примерно до десяти регулируемых подшипников, поэтому если сравнить эти методы только по времени, то станет очевидным, что широко распространенный прием последовательного изучения регулировок занимает значительно больше времени, чем рекомендуемый. ' Способы проведения этих работ учащиеся освоят на практических занятиях, самостоятельно выполняя регулировку агрегатов и узлов автомобиля по заданиям и инструкционным картам. На теоретических занятиях по теме «Смазочно-заправочные работы» учащиеся должны познакомиться с необходимостью выполнения смазочно-заправочных операций, оборудованием, приспособлениями и материалами. Формулируя требования к условиям работы сопряженных узлов механизмов, исходя из их конструкции и сопоставляя свойства различных марок смазок, можно добиться того, что курсанты будут самостоятельно подходить к выбору смазочных материалов. Такие знания не «привязывают» учащихся к одному узлу конкретной марки автомобиля, а дают возможность осмысленно подобрать смазочный материал для агрегата любого автомобиля. Теоретические занятия по теме «Крепежные работы» строятся так, чтобы показать учащимся необходимость крепления резьбовых соединительных деталей для обеспечения нормальной и безопасной работы агрегатов и автомобиля в целом. Кроме того, более подробно следует ознакомить их с влиянием момента затяжки гаек на плотность соединения деталей узла, где по условиям работы необходима герметичность (блок цилиндров и т. п.). В период перехода к осенне-зимней или весенне-летней эксплуатации при ТО-2 выполняются и специальные сезонные работы: промывка картеров агрегатов, заправка их смазочным материалом, измерение плотности электролита и т. д. Руководствуясь такими же общетехническими принципами, следует располагать учебный материал и по теме «Ремонт автомобилей», разделив его на моечные, разборочные, дефектовочные, восстановительные, комплектовочные, сборочные и испытательные работы. Подобный подход к отбору учебного материала и методике изучения его поможет преодолеть существующие еще недостатки в производственном обучении шоферов. В. ГЕЛЬБУРТ, инженер.П ри существующей программе подготовки шоферов преподавательобъясняет учащимся устройство и работу каких-либо узлов или систем автомобиля, переходя затем к изучению их неисправностей и работ по техническому обслуживанию. Возникает вопрос: а как же изучать самим эти работы? Ведь в учебниках приводится лишь список их, и почти не излагаются способы выполнения. С другой стороны, если проанализировать содержание раздела «Ремонт автомобиля» в программах повышения квалификации шоферов, можно увидеть, что практические работы по его отдельным темам, по существу, относятся к техническому обслуживанию. Например, в практических заданиях к теме 16 указано: «Регулировка установки передних колес. Регулировка рулевых механизмов. Регулировка тормозных механизмов и тормозных приводов. Регулировка сцепления и его привода. Регулировка главных передач и дифференциала». Такая практика обучения техническому обслуживанию и ремонту автомобиля не учитывает новых требований к подготовке специалистов. Думается, что учебный материал по этим предметам должен отражать независимые от организации технического обслуживания или ремонта работы, возникающие при эксплуатации машины, а последовательность изложения его — соответствовать технологическому процессу. Пора отказаться также от «марочного» и «узлового» подхода при изучении вопросов технического обслуживания и ремонта машин. Курсанты должны представлять себе их, как систему работ, проводимых в определенной последовательности, и уметь выполнять все операции в соответствии с техническими условиями и квалификационными требованиями. 1 На наш взгляд, занятия по техническому обслуживанию автомобилей после изучения устройства машины или группы родственных машин и ухода за их агрегатами и приборами могут проходить по следующему плану: 1. Необходимость и организация планово-предупредительной системы технического обслуживания подвижного состава автомобильного транспорта в СССР — 2 часа. 2. Уборочно-моечные (работы (оборудование, приспособления и технология)— 2 часа. 3. Контрольно-осмотровые работы (оборудование, приспособления, приборы и инструмент, технология и технические условия) — 6 часов. 4. Регулировочные работы — 6 часов. 5. Крепежные работы (оборудование, приспособления, инструмент) — 2 часа. 6. Сиазочно-заправочные работы (оборудование, приспособления и материалы) — 2 часа. 7. Специальные работы и типовой перечень обязательных работ при различных видах технического обслуживания автомобилей — 2 часа. Ознакомившись с классификацией технического обслуживания, учащиеся должны твердо усвоить, какие работы проводятся при различных его видах. Препо-22