НАДЧЕМ РАБОТАЮТКОНСТРУКТОРЫга. Тут автомобили с обычными шинами имеют более высокую среднюю техническую скорость, что объясняется их несколько лучшей боковой устойчивостью. Надежность колес. Колеса с арочными шинами моделей Я-170А и И-213 для автомобилей ЗИЛ-164, ГАЗ-51 обладают высокой прочностью и хорошей герметичностью. Они весьма надежны при длительных рейсах протяженностью в не-А. ХЛЕБНИКОВ, В. КНОРОЗ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт)ненному грунту, но и обеспечивают резкое улучшение силы тяги и сцепления с дорогой. Повышение проходимости автомобилей достигается без изменения их конструкции. Требуется лишь заменить обычные двухрядные колеса, колесами с арочными шинами (рис. 1). Широкие эксплуатационные испытания и наблюдения за работой 6 тысяч грузовых автомобилей с такими колесами,очему массовые модели грузовых автомобилей, обладая хорошими эксплуатационными качествами на дорогах с твердым покрытием, не сохраняют эти качества при работе на мокрых грунтовых дорогах, песке и снеге? Объясняется это, „прежде всего, несоответствием ' движителей — ведущих колес — условиям движения по мягким грунтам. На них по сравнению с дорогами, имеющими твердое покрытие, сопротивление движению возрастает в 10 —15 раз, сцепление ведущих колес автомобилей с грунтом резко падает, и последние нередко используются непроизводительно. Между тем потребность в перевозках грузов в неблагоприятных дорожных и климатических условиях весьма велика. Предпринимавшиеся на протяжении многих лет за рубежом ив нашей стране многочисленные попытки повысить проходимость грузовых автомобилей с помощью цепей противоскольжения, всевозможных средств в виде «приспособления Таубина», «калош Дедюлина», съемных гусениц, уширителей ведущих колес, самовытаскивателей, настилов, тралов и других успеха не имели. Применение обычных пневматических шин с различными конструктивными изменениями также не дало желаемого эффекта. Работы, проведенные в Центральном научно-исследовательском автомобиль ном и автомоторном институте (НАМИ) показали, что проходимость автомобиля в первую очередь определяется типом, размерами, конструкцией его движителя и взаимодействием с опорной поверхностью. Исходя из этого, НАМИ и НИИ шинной промышленности создали оригинальные колеса с арочными шинами. Благодаря своим конструктивным особенностям они в отличие от ранее предлагавшихся средств повышения проходимости обычных грузовых автомобилей, не только значительно снижают сопротивление движению по мягкому увлаж-ППРОХОДИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯРис. 2. Испытания автомобилей с условиях бездорожья. проведенные в различных дорожных условиях, подтвердили высокую эффективность арочных шин. Вот как влияют они на эксплуатационные качества атомобилей. Проходимость. Автомобичи ГАЗ, ЗИЛ с арочными шинами надежно работают на грунтовых дорогах и. по бездорожью осенью, зимой, весной и во время летних затяжных дождей. По проходимости они не уступают, а в некоторых случаях даже превосходят так называемые полноприводные автомобили ГАЗ-63 и ЗИЛ-151. Это подтверждается испытаниями на сухом песке, размокших глинистых, черноземных и солончаковых грунтах, пахоте, заболоченной луговине, снежной целине глубиной до 0,5 м (рис. 2). Топливная экономичность. На дорогах с твердым покрытием автомобили ЗИЛ-164 и ГАЗ-51 как с арочными шинами последних моделей (при давлении воздуха соответственно 1,8 и 1,6 кг/см2), так и со стандартными шинами имеют практически одинаковый расход топлива. По мере усложнения дорожных условий он становится меньше у машин с арочными шинами.. По сравнению же с автомобилями повышенной проходимости (ГАЗ-63, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157) расход топлива на тонно-километр у них во всех случ аях существенно ниже. В зависимости от типа и состояния дорог эта разница достигает 20—30 процентов. Средняя техническая скорость. На дорогах с твердым покрытием и сухих грунтовых автомобили с арочными и обычными шинами развивают одну и ту же скорость. На мокрых грунтовых дорогах она у первых выше. Разница тем больше, чем сложнее дорожные условия. Там, где автомобили со стандартными шинами двигаться не могут, автомобили ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-585 и ГАЗ-51 на арочных шинэх развивают скорость 1015 км/час, то есть примерно такую зке, как ЗИЛ-151 и ГАЗ-63. Исключение составляют обледенелые дороги и дороги с укатанным слоем сне-арочнымишинамиР и с. 1. Автомобили МАЗ, ЗИЛ и ГАЗ, оснащенные колесами с арочными шинами.сколько тысяч километров. Лишь болты бортовых колец ободов во время испытаний нередко выходили из строя. Отмечались отдельные случаи негерметичности сварных швов обода. Срок службы. Наименьшие пробеги арочных шин наблюдаются при работе автомобилей на сухих дорогах с твердым покрытием или сухих укатанных грунтовых дорогах, особенно в жаркую погоду, наибольшие — при использовании их на мокрых рыхлых грунтах и заснеженной местности. Максимальный срок службы шин — 60—70 тыс. км. Когда основная часть пробега совершается по грунтовым дорогам осенью, зимой, весной и во время затяжных дождей летом, величина деформации шин и зона износа изменяются. Средняя ходимость арочных шин, эксплуатирующихся в смешанных дорошных условиях (примерно У дороги зс твердым .покрытием и z/s — грунтовые), равна 40—50 тыс. км. Лимитируется она износом грунтозацепов. Каркас шин, к ак правило, остается в хорошем состоянии. Это делает целесообразным восстановление изношенного протектора. Совершенствование технологии изготовления, правильная организация эксплуатации, гаражного и путевого ремонта арочных шин — большие и пока еще не используемые резервы дальнейшего повышения срока их службы. Влияние на работу трансмиссии. Первые образцы арочных шин, имевшие мощные прямые грунтозацепы высотой до 60 мм и завышенный шаг, создавали вибрации в трансмиссии и ходовой части при движении автомобилей по твердым дорогам. На определенных скоростях движения наблюдались резонансные колебания, отрицательно влиявшие на срок службы деталей. Этот недостаток был устранен в арочных шинах моделей Я-170А и И-213, которые имеют центральную беговую дорожку, меньший шаг, измененную форму и переменную высоту грунтозацепов. Это практически устранило вибрации в трансмиссии и ходовой части и обеспечило возможность20