етом нынешнего года в Таллине и Риге проходили международные шоссейно-кольцевые мотогонки. В них приняли участие и два английских гонщика — Майкл Кук и Том Джексон. События и волнения, связанные с июньскими гонками, уже стали историей.Л15 июня на гонках в Риге Джексон сошел с дистанции на 20-м круге. Он сам так ' п ишет об этом в газете «Мотосайкл ньюс»: «На левом повороте я затормозил и вдруг перелетел через руль и врезался в деревья». Левая рука гонщика оказалась при этом слегка поврежденной. Это был, без сомнения, весьма прискорбный эпизод. Мы не склонны присоединиться к реплике Майкла Кука, который сказал Тому Джексону, когда тот очнулся: . — Форменный идиот1 Тебе оставалось всего два круга! Да, нам думается, что Майклу, может быть, не следовало приводить в чувство своего коллегу столь неизыеканным образом. Независимо от того, насколько виновен в аварии сам пострадавший гонщик, он. по нашему мнению, заслуживает прежде всего сочувствия. «На следующий день, — вспоминает Джексон, — я вновь был на трассе уже в качестве зрителя ик концу дня почувствовал, что недурно было бы подвязать и мою правую руку, уставшую от автографов». Но вот наконец все страсти и переживания позади: Кук и Джексон снова в .Бресте, на пути к дому: «...Мы заправились бесплатным бензином, как и было обещано организаторами гонок. Верите или нет, они выполнили свое обещание. Более того, мои злополучные инструменты ждали меня, мой автобус также был отремонтирован, была поставлена новая батарея и комплект свечей... Я добрался до дому, нигде не купив ни капли бензина... Какое это приятное зрелище — двери моего собственного дома!» На этом жизнерадостном восклицательном знаке и следовало бы, собственно говоря, поставить точку. Но недаром газета «Мотосайкл ньюс», вновь и вновь возвращаясь к поездке Джексона в нашу страну, не забывает упоминать о нем, как о «27-летнем торговце из Тотенхема». Торговец. Деловой человек, стало быть. Том Джексон вчиняет нам иск. Он требует возместить ему убытки за аварию на рижских гонках. Адвокат Джексона Альберт Л. Колломз шлет заявления Центральному автомотоклубу СССР, Федерации мотоциклетного спорта СССР, советскому посольству в Лондоне, Международной мотоциклетной федерации, Автомотосоюзу Англии... «...Ему (Джексону) был нанесен серьезный ущерб и его будущая карьера гонщика была подвергнута опасности... Ему должна .быть выплачена компенсация за потерю мотоцикла, за его боль и страдание, потерю заработков и денег и расходы, понесенные им». А в конце выведена кругленькая цифра. Конечно, она нас не пугает. Мы не обеднели бы, вручив ее алчущему Тому Джексону. И уж во всяком случае ради нее не стоило браться за перо. Так что дело не в деньгах. Дело в другом... Но прежде чем говорить об этом другом, следует все же еще раз вернуться к тому, что произошло в Риге 15 июня. Статью в «Мотосайкл ньюс» Том Джексон написал тотчас по приезде в Англию. Вот его собственное свидетельство о том, что случилось (как он сам иронически замечает) с «моей неприглядной «НСУ»: «Толпа зрителей к концу тренировки значительно выросла... К своему ужасу. я вскоре обнаружил, "-.то отказал передний тормоз. Проверка показала, что износились накладки, а запасных у меня не было. Поэтому я вынужден был заявить, что не смогу выступать. Естественно, они не хотели, чтобы я пострадал, и настояли на ремонте накладок, чтобы я мог выступать. Но когда произвели ремонт, я обнаружил, что сборка тормоза произведена плохо м потерян пылезащитный колпачок. Одна ко, все еще настаивая на моем выступлении, они сделали новый колпачок, надели колесо, и машина прошла проверку».Однако «неприглядная «НСУ» оказалась к тому же еще и коварной. Несмотря на проверку, она на 20-м круге взбунтовалась и, словно необъезженный мустанг, сбросила с себя седока. «Русские исследовали причину моего падения: повреждение переднего тормоза и заклинивание колеса», — грустно констатирует Джексон в упомянутой статье. Перейдем теперь от заявлений истца к фактам и показаниям свидетелей. Томас Джексон выступал на мотоцик3 ле «НСУ-Макс 240 см » устаревшей модели, которую нельзя даже назвать спортивно-гоночной. Правда, на ней была„Ревазаг' Тома Джексонаснята фара и установлен мегафон, но это вовсе не сделало машину пригодной для шоссейно-кольцевых гонок. Зрители, видевшие выступление Джексона в Риге, диву давались: такого неумелого гонщика еще ни разу не было на трассе международных соревнований в этом городе. Он проигрывал. лидерам по 8—9 кругов! А вот о чем свидетельствует Майкл Кук: «Джексон обвиняет русских в неправильной сборке тормоза, но на самом деле у него просто вылетел болт нижнего рычага переднего тормоза. Всякое может случиться в гонке». Еще раз Майкл Кук (из письма): «Лично я огорчен, как п многие другие в моей стране, поведением Т. Джексона, но вы должны поверить, что он не является представителем типичного английского шоссейно-кольцевого спорта. Со времени возвращения в Англию он причинил много неприятностей, о чем вы, вероятно, знаете в связи с аварией в Риге, но яс удовлетворением заявляю, что не поддерживал и не буду поддерживать его смехотворную историю», И еще раз Майкл Кук (из другого письма): «Джексон обратился к своему адвокату с намерением подать в суд на русских за повреждения, причиненные его машине. Наши ежедневные газеты, услышав об этом, собирались напечатать подробности скандала. Но прежде они связались со мной, чтобы получить подтверждение этой истории. Я сказал им: все это выдумки!» И заметим себе еще вот что: статья самого Джексона в «Мотосайкл ньюс» не содержит даже намека на какой-либо «иск» советским спортивным организациям. Напротив, статья изобилует такими признаниями: «Я получил гораздо больше внимания, чем заслужил». «Я никогда не встречалтакого участия и такой приветливости». «Наши впечатления были фантастичны! Уровень организации мотоциклетных гонок в Эстонии выше, чем даже Олимпийских игр». И вдруг — иск адвоката Колломза, а потом и другие статьи в «Мотосайкл ньюс», но теперь уже редакционные. Рядовое происшествие на мотогонках под перьями доброхотных союзников Джексона внезапно стало окрашиваться в мрачно-значительные, зловеще-подозрительные тона. «Характер повреждения мотоцикла указывал, что оно не было случайным,— с таинственным видом объявляет адвокат Колломз. «Истец хотел сам произвести ремонт, но ему не было разрешено», — строчит адвокат, тут же, впрочем, стыдливо добавляя, что у Джексона «не было соответствующего инструмента». «Джексону разрешили покинуть страну, приставив к нему до границы вооруженную охрану», — ужасается «Мотосайкл ньюс» в редакционной статье. А ведь, черт побери, тот же Джексон на страницах той же самой газеты еще недавно черным по белому сообщал, что его и Кука «сопровождал по пути в Брест гид-переводчик»! Скверно, леди и джентльмены, скверно до неприличия. Итак, Джексон требует компенсацию. В связи с чем? В связи ли с тем, что мы взяли на себя все расходы по его пребыванию в нашей стране? Или, может быть, в связи с тем, что он попытался скрыть выданные ему в Бресте советские деньги и вновь требовал денег в Москве, пока обман не раскрылся? Или в связи с тем, что ему, как участнику гонок, были вручены ценные подарки, а его автобус — «старую развалину» (по его собственному определению) отлично отремонтировали? Или, наконец, в связи с тем, что другая его старая развалина — «неприглядная «НСУ» — даже не подавалась ремонту? Впрочем, как было сказано, дело не в деньгах. И даже не в том, что англичанин Джексон обратился за содействием к американскому адвокату. Главное и самое скверное во всей этой истории — явное стремление редакторов «Мотосайкл ньюс» и их единомышленников раздуть из ничтожной головешки заурядного спортивного происшествия дымный пропагандистский факел. Однако и адвокату, и «Мотосайкл ньюс» «дело Тома Джексона» едва ли прибавит респектабельности. Любой честный английский спортсмен — а таких, мы надеемся, среди читателей «Мотосайкл ньюс» подавляющее большинство — хорошо представляет себе подлинную цену запоздалого и неприглядного «реванша», который Том Джексон вознамерился взять за свое поражение на рижской гонке. Цена эта исчисляется отнюдь не в полновесных фунтах. Фальшивый пенс — вот его цена. А. ВИХРЕВ.На нашейвкладкеа Мотолодка „Мечтааютная мотолодка — мечта многих на палубе и нрепится к ней металличелюбителей водно-моторного туризс кимиугольниками . Задняя стенка, имема. Каюта позволяет укрытьсяв любую ющая дверной проем, представляет сонепогоду, в ней можно оборудовать набой плоскую раму, о бшитуюс обеих стофанерой. Она' стоящий камбуз со спальными местами. рон трехмиллиметровой Единственный недостаток такой лодки — крепится болтами (8 мм) к шпангоуту неудобство при хранении и транспорти№ 6. Боковые панели соединяются с перовке. На зимней стоянке ее нельзя передней и задней стенками металлическиревернуть вверх килем или положить на ми угольниками . Уплотнение шва — резиновая старой бок. Каюту необходимо закрывать доскаЗ амкнут ылентак и (изобразом яавтокамеры). й та ми имеет ми или фанерой, чтобы сохранить стеквполне удовлетворительную щ жк сткость . е ла. Крыша устанавливается как «шляпа» Все эти неприятности можно избе(перекрывая боковые стенки , чтобы не жать , если сделать каюту разборной. затекала вода) и крепится запорами ти ­ Пример такойконструкции показан на па «лягушка». Рамки для стекол могут нашей вкладке, где приведены чертежи быть или деревянные или металличеи таблица плазовых ординат мотолодки ские. «Мечта» А. Тиайна. Для склейки деревянных деталей слеКаюта состоит из четырех вертикальдует использовать только водостойкие ных панелей-стенок и съемной крыши . клеи — э поксидную смолу, ВИАМ-Б-3 Все эти элементы сделаны из дерева с или в крайнем случае казеин . Для окранебольшим количеством металлических ски применяют хорошие масляные крак репежных деталей. с ки (необходима предварительная грун ­ Передняя рама каюты устанавливается товка горячей олифой),К29