Мотоциклы и мотороллеры стали за последнее время необычайно популярны. В особенности среди сельских жителей. Тысячи молодых людей занимаются мотоциклетным спортом. Все это хорошо. Но отчего же человека, сообщающего знакомым и близким о намерении купить мотоцикл, порою начинают отговаривать от этой затеи? Откуда берут начало разговоры, что, приобретая мотоцикл или мотороллер, владелец их накликает на себя кучу не-. приятяостей? Оказывается, все эти разговоры не лишены основания. А пищу для них дают, увы, сами мотоциклисты. Статистика свидетельствует, что, несмотря на относительно небольшое еще количество мотоциклов в транспортном потоке (всего от 5 до' 8 процентов), дорожные происшествия с мотоциклистами составляют от 18 до 25 процентов общего их числа. Что же будет дальше, когда интенсивность движения неизмеримо возрастет? Нет, с такими закономерностями надо бороться. Дорожно-транспортные происшествия с мотоциклистами находятся в прямой зависимости от трех факторов — квалификации и состояния водителя, особенностей и технического состояния его мотоцикла и дорожных условий. Как Показывает статистика, средний возраст мотоциклистов — 28 лет. Вообще же за руль двухколесных экипажей садятся люди от 16 до 70 лет, с различным, разумеется, жизненным опытом и реакцией на происходящее вокруг. Надо сказать, что в последние годы большое количество мотороллеров, мопедов и мотовелосипедов приобретают пожилые люди, не имеющие достаточной водительской квалификации, четких понятий о сложностях организации движения. Ведь водители транспортных средств с двигателем рабочим объемом менее 60 см 3 вообще не проходят никакой специальной подготовки. Неумение верно определить возможные точки встреч с другими транспортными средствами, выбрать соответствующий условиям режим движения, как правило, и является основной причиной происшествий. Мотоциклисты нередко не знакомы ис безопасными приемами управления мотоциклом при внезапном объезде выбоин, лежащих на проезжей части предметов и т. п. Далеко не каждый из них объяснит, как сделать это с наименьшим отклонением от намеченной траектории движения — рулем или наклоном корпуса, мотоцикла. Мотоциклист не должен забывать также, что за осень и зиму он в значительной степени теряет приобретенные навыки. А потому, начиная новый сезон, не стоит «резвиться» на высоких скоростях. Дайте себе «обкататься» три-четыре недели. Неприятно говорить об этом, но в 26 происшествиях из 100 мотоциклист оказывался за рулем «под хмельком». Такое положение можнообъяснить только безответственностью владельцев мотоциклов, полагающих, видимо, что в коротких поездках они не попадутся на глаза. автоинспекции. При этом упускается из Е:ГДУ, что двухколесная машина не обладает устойчивостью автомобиля. Достаточно нетрезвому мотоциклисту наехать на какой-либо предмет на проезжей части, или колесу попасть в выбоину, как создается аварийная ситуация. Чуть ли не половина всех происшествий с мотоциклистами приходится на неблагоприятные дорожные условия. При большой скорости и недостаточной устойчивости двухколесной машины мотоциклисты ча-ОТКУДА ЖДАТЬ ОПАСНОСТЬ?ще других водителей становятся участниками дорожно-транспортных происшествий из-за плохого состояния проезжей части. Поэтому, если есть выбор, мотоциклисту всегда стоит поискать дорогу получше, даже если она и окажется несколько длиннее. Ну и, конечно, соразмерять скорость движения с покрытием и погодными условиями. Мотоциклистам, как никому другому, нужно быть внимательными к окружающей обстановке и очень аккуратными в выборе траектории движения в потоке автомобилей. Особенно в периоды более интенсивного движения. Нельзя забывать, что изменить направление движения мотоцикла намного легче и быстрее, чем автомобиля: ведь мотоциклист ускоряет маневр наклоном тела. Поэтому, прежде чем «вильнуть» вправо или влево, убедитесь, что вы оставите возможность безопасного маневра для дру• Основные виды дорожно-транспортных происшествий с мотоциклистами (в процентах) Опрокидывание и занос мотоцикла 16,7 Столкновение со встречным автомобилем 17,1 Боковое столкновение с автомобилем 12,8 Столкновение с попутным автомобилем 6,7 Столкновение со стоящим автомобилем 5,8 Наезд на пешеходов 16,3 Наезд на велосипедистов 6.3 Наезд на ограждения и предметы на обочине 2.1 Наезд на препятствия на проезжей части 3,4 Наезд на гужевые повозки и животных 2,3 Прочие 10,3гих транспортных средств. Движения ваши должны быть даже нарочито медленными, чтобы остальные водители могли понять ваш маневр. Из цифр, которые приведены здесь, видно, что почти половина дорожно-транспортных происшествий — столкновение мотоциклистов с автомобилями. И это не случайно. Надеясь на хорошую маневренность, мотоциклисты зачастую идут на обгон при плохой видимости, в сложных ситуациях движения, в местах скопления пешеходов. Конечно, причица здесь не только в неумении анализировать дорожную обстановку; нередко виной просто недостаточная квалификация водителя мотоцикла, неумение правильно выбрать безопасный «коридор» между автомобилями. Тем, кто занимается обучением мотоциклистов, необходимо разработать единую методику и уделить больше внимания вопросам взаимодействия автомобилистов и мотоциклистов. Наконец, нередко причиной дорожного происшествия является просто неудовлетворительное техническое состояние мотоцикла. Каждые 16 происшествий из 100 — результат каких-либо неисправностей двухколесных машин. А отсюда мор аль : мотоцикл, хоть и сравнительно прост в эксплуатации, как и любая машина, нуждается в постоянном техническом контроле. Дорожные происшествия с мотоциклистами во много раз тяжелее по своим последствиям происшествий с автомобилистами. В S3 случаях из 100 пострадавшие получают серьезные ранения, а каждый пятый мотоциклист, попавший в аварию, погибает. Основные виды травм — 42 процента — у мотоциклистов и их пассажиров это ранение головы. Здесь мы адресуемся, понятно, не только к владельцам мотоциклов. Пора наладить массовое производство шлемов и запретить езду без них, как это сделано, скажем, в Прибалтике. Может быть, стоит, кроме того, вернуться к «старой моде» — крагам и специальным ботинкам для водителей мотоциклов с двигателем рабочим объемом более 350 см 3 (без коляски). Следует подумать также о выпуске одежды для мотоциклистов. Какой же вывод делают авторы? Может быть, они против мотоцикла? Конечно, нет. Заметьте: мы привели относительные цифры — проценты. И не для того, чтобы нарисовать мрачную картину. Для пессимизма здесь нет оснований, а вот для анализа, чтобы извлечь уроки, — есть. Мы за самое широкое использование мотоциклов и мотороллеров и могли бы бесконечно рассказывать об их преимуществах перед другим транспортом. Но -'.а следует забывать и того, о чем шла речь выше. О. ДИВОЧКИН, аспирант МАДИ В. ИВАНОВ, доцент МАДИ, кандидат технических наук•25-