30
31
1. «Шкода-1000 MB» — пятиместный автомобиль. Расположенный сзади четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 988 см 3 развивает 43 л. с. У него алюминиевый косо установленный блок. водяное охлаждение. Коробка передач четырехступенчатая. Подвеска всех колес бесшкворневая: передних — на поперечных рычагах, задних — на одном • рычаге. Амортизаторы телескопического типа; спереди — стержневой стабилизатор. Тормоза — гидравлические, колодочные. Четырехдверный стальной кузов. Максимальная скорость 125 км/час. Расход топлива 7,6 л/100 км.ЧЕХОСЛОВАЦКИЕАвтомобильная промышленность — одна из традиционных отраслей экономики Чехословакии. В этом году старейшее в стране предприятие по производству автомобилей — завод «Татра» отмечает свое 70-летие. Сейчас, спустя почти двадцать лет после вступления страны на путь развернутого строительства социализма, особенно отчетливо видны взятые рубежи. По общему объему производства автомобилей Чехословакия занимает второе место среди социалистических стран, уступая только Советскому Союзу. В 1964 году заводы страны изготовили 42 115 легковых автомобилей, в 1965 уже 77 705, а в 1966 году выпуск их возрос до 92 717. Из года в год растет в стране производство грузовиков. Конвейеры чехословацких предприятий ежегодно покидают 1400 автобусов. Эти статистические данные достаточно красноречивы. Четвертая пятилетка предусматривает дальнейшее развилгае автомобилестроения. Если в настоящее время в ЧССР один легковой автомобиль приходится на 36 человек, то к 1980 году эта пропорция изменится в 4—5 раз. Центр производства легковых автомобилей — город Млада Болеслав. Здесь находится завод, который ежедневно выпускает 340 легковых автомобилей «Шкода». По своему оборудованию, автоматическим и поточным линиям он стоит в одном ряду с крупными мировыми автомобильными заводами. Еще до концаАВТОМОБИЛИдвигателя доведена до 90 л. е., и достигнута скорость, п ревышающая 200 км/час. Продолжаются исследования гоночных вариантов на основе двигателя «Шкоды-1000 МВХ» с Двумя карбюраторами. Но не только легковые автомобили несут на своем радиаторе эмблему с крылатой стрелой. Грузовики и автобусные шасси марки «Шкода» строит большой автозавод в • г. Либерец. Работающий в содружестве с ним кузовной завод «Кароса» в Высоке Мыто освоил новые автобусы «Шкода-Кароса ШМ 11» (фото 4). Они уже появились на улицах Праги. Новые «Шкоды» способны перевозить до 96 пассажиров.этого года ежедневное производство здесь будет доведено до 400 автомобилей. Почти все это новые автомобили «Шкода-1000 MB» (фото 1), а также ее модификации «Шкода-1000 МВХ» (фото 2) и «Шкода-1000 MBG». Фургоны и «универсалы» на базе легковой «Шкоды» выпускает завод в г. Врхлаби. А в конструкторском бюро продолжается поиск. Разрабатывается совершенно новый вид легкового автомобиля «Шкода» с двигателем 1300—1500 см'. Его прототип проходит испытания. Само собой разумеется, что все лучшие свойства «Шкоды-1000 МБ» использовали конструкторы и при создании гоночных машин (фото 3). Успех налицо. Мощность2. «Шкода-1000 МВХ» отличается от основной модели двигателем мощностью 46 л. с. с двумя карбюраторами. У машины двухдверный кузов с очень широкой дверью и откидываемой стойкой между боковыми окнами. Максимальная скорость 130 км/час. Расход топлива 8 Л/100 км.«ВАРИ ОМАТИ R » НОВАЯ ТРАНСМИССИЯВ этом году голландская фирма «Даф» начала производство нового легкового автомобиля «Даф-44» на специально построенном для этого заводе. В октябре прошлого года «Даф-44» экспонировался на лондонском салоне в Эрлз-Корте (см. «За рулем», 1967 г., № 1), где получил высокую оценку специалистов. Основная особенность этого автомобиля — автоматическая бесступенчатая трансмиссия, в которой для изменения передаточного отношения достаточно нажать педаль акселератора. При этом, естественно, отсутствуют педаль сцепления ирычаг переключения передач, присущие общеизвестным механическим трансмиссиям. Автоматическая трансмиссия, обеспечивающая при любых изменениях условий движения оптимальный режим работы двигателя и плавное изменение передаточного отношения оборотов маховика к ведущим колесам в зависимости от характера нагрузки, уже давно устанавлиР и с. 1. АвтомобильТЯват " ' "Даф-44»."ВЩШаВЯИМИКЯИММШвается на автомобилях. Однако у нее есть существенный недостаток: сложная конструкция с применением гидравлики и планетарных зубчатых передач. Она очень дорога в производстве и поэтому применяется в основном на автомобилях высокого класса. Трансмиссия «Дафа-44», называемая «Вариоматик», выгодно отличается своей сравнительной конструктивной простотой и небольшой стоимостью, что очень важно для массового автомобиля. Автоматическая трансмиссия «Вариоматик» представляет собой вариатор с двумя клиновыми зубчатыми ремнями. Крутящий момент передается от двигателя через автоматическое центробежное сцепление, объединенное с маховиком, далее через карданный вал, в задней части которого установлен дифференциал, на ведущие шкивы вариатора. Автомобиль имеет разрезной задний мост с качающимися осями, и крутящий момент передается отдельно к каждому из задних колес через колесные редукторы. Одна половинка каждого из четырех шкивов неподвижная, а другая может скользить по валу в осевом направлении. Скользящие половинки ведущих шкивов объединены с центробежными регуляторами и вакуумными камерами, которые могут сообщаться либо с впускным трубопроводом двигателя, либо с. атмосферой. Когда автомобиль трогается с места, ведущие шкивы представляют собой малый диаметр, а ведомые — большой, то есть передаточное число трансмиссии — максимальное. По мере увеличения оборотов двигателя грузики центробежного регулятора расходятся и оказывают осевое давление на скользящие половинки ведущих шкивов, постепенно выжимая клиновые ремни на больший диаметр.' Так как длина ремня постоянна, то увеличение диаметра ведущего шкива вызывает изменение диаметра ведомого. Величина передаточного числа трансмиссии соответственно уменьшается, и колеса начинают вращаться быстрее. При изменениях нагрузки, х арактерныхв условиях городского движения, автоматическиРис. 2. Автоматическая трансмиссия «Вариоматик»: 1 — карданный вал; 2 — дифференциал; 3 — ведущий шкив; 4 — вакуумная камера; 5 — центробежный регулятор; 6 —- зубчатый ремень; 7 — колесный редуктор; 8 — ведомый шкив; 9 — поджимная пружина. регулируемое давление воздуха в вакуумных камерах либо усиливает осевое действие центробежной силы грузиков, либо нейтрализует его, причем в каждом случае устанавливается оптимальное передаточное отношение трансмиссии.•I©. 3. Гоночный автомобиль «Шкода ФЗ» имеет двигатель типа «Шкода-1000 МБ» рабочим объемом 998 см 3с измененным диаметром цилиндра и ходом поршня (72x61,3 мм). Мощность его с двойным карбюратором «Вебер» на специальном всасывающем Х-образном патрубке — 90 л. с. при 6000 об/мин. Двигатель в блоке со сцеплением и четырехступенчатой коробкой передач уложен за сиденьем в трубчатой раме, закрытой кузовом из алюминиевого листа. Тормоза — сдвоенные, гидравлические, дисковые. Максимальная скорость 200—215 км/час.JH-awЗа границей хорошо известны тяжелые тягачи «Шкода-706 РТТ»- с рефрижераторами-полуприцепами для междугоРодных перевозок и грузовик «Шкода-706 Т» с кабиной над двигателем. Грузоподъемность машины 10 тонн, мощность двигателя 160 л . с. Надежность, большой срок службы, удобства для водителя и ремонтных рабочих — характерные черты и другого семейства чехословацких грузовиков. Именно так зарекомендовал себя во многих странах трехосный грузовик «Татра-111» с двенадцатицилиндровым двигателем воздушного охлаждения мощностью 180 л. с и грузоподъемностью 10 тонн. Сейчас на конвейерах завода «Татра» в Копрживнице его сменил более современный двенадцатитонный грузовик «Татра-138», дизельный двигатель которого развивает 180 л: с. Един втрех лицах тяжелый четырехосный грузовик высокой проходимости «Татра-813» (фото 5). Он выпускается как транспортер, специальный автомобиль и тягач. Большой популярностью пользуется последняя модель — шестиместная легковая машина «Татра 2-603» (фото 6). В ней удачно сочетаются современность и традиционность, компактность и вместительность, мощность двигателя и экономичность. Й. ШМИД, инженерI4. Городской автобус «Шкода-Кароса ШМ 11» имеет несущий цельнометаллический кузов и горизонтально расположенный под полом шестицилиндровый дизель мощностью 180 л. с. Коробка передач — автоматическая, гидромеханическая с гидротрансформатором и электрогидравлическим переключением. Подвеска передних колес — бесшкворневая, амортизаторы — пневматические. 5. Тяжелый четырехосный тягач «Татра-813» повышенной проходимости снабжен двенадцатицилиндровым V-образным дизелем воздушного охлаждения мощностью 250 л. с. У него два передних управляемых моста, два задних ведущих моста, постоянный привод всех колес. Общий вес (без нагрузки) 13 200 кг. Собственная грузоподъемность 11 тонн плюс прицеп общим весом 12 тонн. Максимальная скорость 80 км/час.6. «Татра 2-603» — шестиместный автомобиль с Еоеьмицилиндровым двигателем мощностью 105 л. с , помещенным сзади. Модель 1967 года имеет усилитель тормозов, топливный бак большого размера, ремни безопасности, увеличенное переднее стекло. Максимальная скорость 160 км/час.г. ПрагаТехническая характеристика «Даф-44» Тип кузова Число мест Габариты, мм длина ширина высота База, мм Колея, мм передних колес задних колес Дорожный просвет (под нагрузкой), мм Вес с заправкой, кг Полный вес, кг Двигательавтомобиля седан 4—5 3850 1540 1380 2250 1280 1250 170 725 1140 бензиновый, с воздушным охлаждением оппозитное 2 844 7,5 34 при 4500 об/мин 6,5 при 2200 об/мин 15,44 3,87 4,75Англичанин Валлис создал трехколесный мопед, который предназначен для городского движения. Имея некоторые преимущества по сравнению с двухколесным транспортом (возможность езды при малых скоростях и остановка у светофора без снятия ног с педалей, отсутствие подставки), он может быть использован людьми, не обладающими достаточными физическими возможностями.РЕАКТИВНЫЙ «ХАРЛЕЙ*Фирма «Харлей-Давидсон» (США) в порядке эксперимента установила на мотоцикл турбореактивный двигатель мощностью 105 л. с. При старте с места на участке в 201 метр ('/« мили) машина развивает скорость 254 км/час (рекордный 1000-кубовый мотоцикл с наддувом «Супер-Неро» англичанина Брауна с места достигает 225 км/час на вдвое большем расстоянии). Реактивный двигатель работает на термолине. Расход его составляет 3,785 л на 402 метра. Термолин может быть заменен любым другим топливом, в которое входит парафин. В этом случае необходимо устройство для забора воздуха. Турбина турбиной, а привод на' заднее колесо должен соответствовать классификации ФИМ; он осуществляется при помощи двухступенчатой цепной передачи. Заднее колесо неподрессорено. В настоящее время на этом мотоцикле нельзя устанавливать рекорды и участвовать в соревнованиях, хотя компоновка его и соответствует требованиям ФИМ. Причина — невозможность определения рабочего объема двигателя.ТРЕХКОЛЕСНЫЙ МОПЕДРасположение цилиндров Число цилиндров Рабочий объем, смз Степень сжатия Максимальная мощность, л. с Максимальный крутящий момент, кгм Общее передаточное число трансмиссии максимальное минимальное Радиус поворота, м Динамические характеристики: максимальная скорость, км/час разгон от 0 до 80 км/час, сек Расход топлива, л/100 км123 15 7—8Машина снабжена двигателем внутреннего сгорания, автоматическим сцеплением и бесступенчатой коробкой передач. Рабочий объем двигателя 98 или 35 см 3 . Возможна установка электрического мотора.•Я-