14
15
СловочемпионамЕВГЕНИИ ПЕТУШКОВЧемпион IV Спартакиады народов СССР и чемпион страны по мотоцинлетному многоборьюПо всем городам и селам, по всем союзным республикам нашей необъятной страны прошагала четвертая, юбилейная Спартакиада народов СССР. Она вылилась в незабываемый праздник молодости и силы. Спартакиада призвала под свои знамена новые отряды спортсменов, открыла новые дарования. Шесть городов страны принимали участников финальных спартакиадных встреч по авто- и мотоспорту. В Ленинграде состязались мастера спидвея, в Кировограде — мотокроссмены,. в Ужгороде — многоборцы. Под Нальчиком разыграли медали сильнейшие раллисты, в Ташкенте померились силами автодвоеборцы, а в Риге — картингисты. Не все разновидности моторного спорта попали в спартакиадный зачет, но все крупнейшие соревнования года прошли со спартакиадным подъемом и подвели итоги развитию нашего автомотоспорта за 50 лет Советской власти. Начиная с этого номера, на страницах журнала будут выступать герои спортивного года — чемпионы Спартакиады и чемпионы страны — те, кто в решающих поединках оказался самым умелым и самым сильным. Они расскажут о себе, о финальных состязаниях, поделятся своими мыслями. В этом номере слово предоставляется победителю соревнований Спартакиады по мотоциклетному многоборью Евгению Петушкову, а также чемпионам страны 3 по мотокроссу в классах 250 и 500 см Виктору Арбекову и Гунару Драугсу. Уже после того, как интервью с Арбековым было набрано, из Кировограда пришло сообщение, что он стал также и чемпионом Спартакиады по мотокроссу (класс 3 350 см ]. Итак, слово чемпионам!ДОРОГА К МНОГОБОРЬЮно и может гарантировать успех только в том случае, если ты одинаково хорошо подготовлен как гонщик, механик, атлет. Бывает так: «выкладываешься» день, второй, третий, а потом двигатель закапризничал — и вот тебе штрафные очки. Тут уж никаким мастерством дело не поправишь, если сам не устранишь неисправность. Собственно, у меня так и случилось в 1965 году, на шестидневке ФИМ в Англии. Все, казалось, идет хорошо. На дополнительных соревнованиях показывал неплохие результаты. А на третий день отказал мотор, и все пошло насмарку. Механики утверждали, что причина в заводском дефекте. Может быть и так, а может быть и сам по неопытности «перетрудил» двигатель. На следующий год в Швеции мой «Ковровец» вел себя безупречно ия завоевал золотую медаль ФИМ. Наученный в какой-то мере неудачами и успехами прошлых лет, ехал яв этом году на многодневку в Ужгород. Она, как известно, входила в программу Спартакиады, одновременно ' являясь первенством СССР. И мне особенно радостно, что первую в своей жизни медаль чемпиона я завоевал на соревнованиях юбилейной Спартакиады. Что я могу сказать о прошедшем финале? По спортивному он был очень, очень трудным. а Судите сами: в нашем классе — 175 см — на старте собралось около полусотни мотоциклов, а на финише было лишь восемь. Трасса оказалась весьма сложной. Да и состав участников подобрался сильный. Я полагаю, спартакиадная многодневка стала в каной-то мере переломной. Чего греха таить, до сих пор многие считают многоборье уделом только зрелых, великовозрастных мотоциклистов. А на спартакиаде нужно было выставить юношеские команды, да и средний возраст участников финала был ограничен. Потому-то двадцати —двадцатипятилетние задавали тон в Ужгороде. По-моему, Спартакиада выявила немало перспективных многоборцев. Могу назвать Г. Завьялова из команды РСФСР. Он стал чемпионом в нлассе 3 350 см , опередив таких асов, как Л . Воронович и В. Пылаев. Украинские спортсмены И. Марека и И. Гречен, эстонец Ю. Таам, В. Климентьев из Грузии, ставшие призерами Спартакиады, смогут, мне кажется, пополнить ряды нашей сборной. Намерен ли яв дальнейшем выступать в многодневках? Трудно сказать. Будущее покажет. Основой основ этих соревнований я считаю мотокросс, и ему отданы сейчас мои силы. Летом мне удалось выиграть первенство Москвы в классе 250 см 3 . В первом этапе чемпионата СССР в Тбилиси пришел третьим, в Сухуми — не закончил соревнований. Потом выиграл третий этап в Ивано-Франковске, а в Кишиневе занял тольно седьмое место. Так что, видите, переменчиво спортивное счастье. Впервые в этом году стартовал на нескольких этапах чемпионата мира по мотокроссу в классе 250 см 3 . Начал в апреле с двадцатого места в Швейцарии. Затем во Франции был восьмым, в Бельгии — одиннадцатым. Позже, в ФРГ и Голландии, занял соответственно девятое и десятое места. В общем пока что набираюсь опыта. Какие у меня планы? Сейчас служу в Советской Армии, где продолжаю заниматься мотоспортом. Недавно получил звание мастера спорта. А дальше? Дальше хочу успешно выступить в чемпионате мира и стать победителем будущей Спартакиады.Мотоспортом я увлекся не случайно. Я родом из Коврова, а здесь каждый мальчишка влюблен в мотоцикл. Все началось для меня со старенькой 125-кубовой машины. Сейчас просто смешно вспомнить — в коробке передач лишь одна третья передача, параллелограммная передняя вилка с велосипедным колесом. На этом-то «аппарате» я и начинал ездить. Конечно, не пропускал ни одного мотокросса в городе! Перезнакомился со всеми спортсменами и, как итог увлечений, в марте 1963 года пришел в юношескую спортшколу мотоциклистов. Было мне семнадцать лет. Занимались мы под руководством Юрия Игнатьевича Трофимца. Это не только превосходный педагог, но и влюбленный в мотоспорт человек. Юрий Игнатьевич познакомил нас с азами спортивной езды на мотоцикле, обучил секретам (если их можно еще считать секретами) мастерства, — словом, вывел нас в мотогонщики. «Нас» — это Виталия Тюрина (он пришел в школу чуть раньше), Юру Варабина, Сашу Кралинина и еще нескольких ребят. В том же 1963 году я впервые в жизни выступал в первенстве страны по мотокроссу. В классе мотоциклов 175 см 3 по группе юношей пришел вторым, за Борисом Малаховым. Через два года мне довелось принять участие в многодневных соревнованиях. Хотя, признаться по совести, кроссы мне как-то больше по душе, самым сложным и трудным в мотоспорте считаю многоборье. Оно во всех смыслах универсальРезультаты финальных соревнований Спартакиады народов СССРМотоциклетное многоборьеКомандный зачет Взрослые : 1. К азахская ССР: 2. Москва; 3. Эстонская ССР. Юноши: 1. Латвийская ССР; 2. Москва; 3. РСФСР. Личный зачет 125см3 : 1. Ю. Таам (Эстонская ССР); 2. А. Лапочкин (Казахская ССР); 3. Э. Руднев (Белорусская ССР). 1 75см3 : I . E . Петушков (Москва); 2. И. Марека (Укоаинская ССР); 3. В. Адоян (РСФСР). 2 50см3 : 1. С. Чирцев (РСФСР); 2. Н. Гречен (Украинская ССР); 3. В. Климентьев (Грузинская ССР). 3 50см3 : 1. Г.Завьялов (РСФСР); 2. Л. Воронович (Белор усская ССР); 3. В. Пылаев (Москва). Мотоциклы сколяс к*а м и: 1. Ю. Соколов и В. Дрожзкин; 2. А. Раутенфельд и А. Портнягин (оба РСФСР); 3. В. Янюк и Р. Кац (Украинская ССР). 1 75см3 , ю ноши : 1. В. Волков (РСФСР); 2. В. Брунис (Латвийская ССР); 3. Н. Березин (Москва). 1 75см3 , ж енщины : 1. В. Долгая (Украинская ССР); 2. Л. Тулл (Эстонская ССР); 3. Р. Бобровская (РСФСР).•14- НАШ ОБЩИЙ АОАГВИКТОР АРБЕКОВЧемпион IV Спартакиады народов СССР по мотокроссу в классе 350 и чемпион страны в классе 250Хорошо помню свое первое выступление в чемпионате мира в 1963 году. Тогда на равных с асами — шведом Халльманом, чехом Валеком, англичанином Биккерсом — из советских спортсменов мог конкурировать только Игорь Григорьев. Задача же молодых участников, таких, нак я, была более скромной. Получить в состязании с сильнейшими кроссменами мира хороший урок, пройти, кан говорят, школу. Понятно, к ак серьезных соперников нас в расчет не принимали. Так что четвертое место, которое я занял позже в московском этапе, выступая с азартом, свойственным каждому двадцатилетнему спорсмену, было воспринято как сенсация. Прошло всего пять лет. Но как за это время поднялся авторитет советского спорта на кроссовых трассах! Мне довелось выступать в Испании и Бельгии, во Франции и Италии, в Швеции и Финляндии; в чемпионате мира, мотокроссе наций и других больших соревнованиях. И очень часто нашу группу встречали примерно такими высказываниями: «Ну, русские приехали — значит, кросс будет интересным». Теперь уже зарубежные специалисты внимательно присматриваются к каждому новому советскому гонщику, которого видят на старте: скоро ли он потеснит признанных асов на пьедестале почета. Сейчас мы сами уверены, что так и должно быть. Мы не видим ничего удивительного в том, что совсем юные наши гонщики выходят на трассу на самых современных кроссовых машинах, которые еще недавно были лишь у членов сборной страны. Когда я смотрю на этих семнадцатидевятнадцатилетних ребят, то невольно думаю о спортсменах старшего поколения. Ведь какие нужны были в их времена усилия, чтобы обзавестись машиной, чтобы поддерживать ее в «боеспособном» состоянии и готовить к соревнованиям. По рассказам я знаю, к ак трудно им приходилось, когда у нас не было своих гоночных и спортивных мотоциклов, а потом было мало их, когдаони были несовершенны и гонщикам приходилось строить себе машины буквально своими руками. С тем большим уважением называем мы, молодые, имена ветеранов советского мотоспорта Александра Никитича Силкина, Николая Никифоровича Шумилкина, Евгения Иосифовича Грингаута, Владимира Ивановича Карнеева, Виктора Леонтьевича Кулакова и их товарищей. А еще я думаю, насколько у нас теперь доступнее мотоциклетный спорт, хотя техника, как и раньше, вещь куда более дорогая,- чем, к примеру, кеды и баскетбольный мяч. Мне сейчас двадцать пять — самый, как говорят, кроссовый возраст. И, наверно, рано брать на себя роль наставника. Но все жея хочу предупредить своих юных товарищей: пусть эта доступность не толкнет кого-нибудь на легкий путь. В спорте таких путей не бывает. Кроссы сейчас стали по-настоящему скоростными; они требуют высокой техники езды, мгновенной реакции, а все это дается большим трудом, регулярными тренировнами, частыми выступлениями вместе с сильными соперниками. У нас подобралась довольно сильная группа способных молодых гонщиков. Многих из них мы узнали на прошлой спартакиаде по техническим видам спорта. Но прошло два года, а они все еще ходят в «подающих надежды». Вот ив чемпионате СССР, который разыгрывается теперь в пять этапов (само по себе это достижение), чтобы выявить победителя, хватило и трех: настоящей борьбы не было. Это заставляет думать о том, как сократить путь к вершинам мастерства. Только что закончились мотоциклетные соревнования по программе юбилейной Спартакиады народов СССР, самой большой по размаху из всех спартакиад. Мотокросс получил новое пополнение. Теперь тренерам, руководителям нлубов, бывалым спортсменам надо помочь ему достигнуть спортивных вершин. Это наш общий долг.У ЮНЫХ-БОЛЬШИЕЭто мое первое интервью, к аки первое звание чемпиона страны. В 1960 году я был вторым среди юношей в классе 125 смз, в 1964-м — опять второе место, в классе 350 смз, в 1965-м и 1966-м — снова серебряная медаль, у жев международном классе — 250 смз. Похоже было на то, что мне предстояло пополнить категорию «вечно вторых» — есть такаяв спорте. Конечно, грех жаловаться: я стоял на пьедестале почета рядом с такими большими мастерами, как Игорь Григорьев и Виктор Арбенов, а это уже почетно. Но... плох тот спортсмен, который не стремится стать чемпионом. В моей короткой еще спортивной биографии происходит довольно последовательное чередование неудач и удач буквально с самого первого шага. Этот первый шаг я сделал, переступив порог автомотоклуба в моем родном городе Риге. Мне было тогда семнадцать лет, я очень любил ездить на велосипеде, но еще больше желал пересесть на мотоцикл, так как скорость, на которую были способны собственные мускулы, меня не удовлетворяла. Здесь меня ждало первое разочарование. Ответ был коротким: мал и худ, не справишься с машиной. Я действительно был мал и весил около 50 килограммов, но придерживался иного мнения относительно машины, сделал второй шаг — и понял, что окончательное слово за хорошим наставником. Меня приняли в Рижский спортивный клуб армии, где я встретился со своим мотоциклетным учителем, замечательным человеком и спортсменом Эдвином Кирсисом. Он помог мне, как говорят, встать на ноги. Сейчас я вхожу в состав сборной страны и тренируюсь три раза в неделю по специальной программе, разработанной тренерами сборной, но все равно не забываю своего первого учителя, который, к аки раньше, всегда готов дать добрый совет, помочь в трудную минуту.ВОЗМОЖНОСТИДолжен признаться, что на мою долю выпало немало таких минут. Случалось, и машина подводила, к ак это было на московском этапе чемпионата мира в 1965 году, а потом — в финале прошлой спартакиады по -техническим видам спорта. Бывало, что сам я не выдерживал напряжения — стараясь развить успех, не справлялся со скоростью. Особенно обидно сложилась гонка в Италии на первенство мира в классе 500 смз в этом гоДу. Я уверенно выиграл первый этап в Австрии. Финишировал с довольно большим отрывом впереди соперников ив первом заезде второго этапа. А во втором заезде поспешил, задел за канат ограждения, упал, потерял драгоценные секунды ив результате остался только на третьем месте. Сейчас я все больше задумываюсь о причинах удач и неудач, анализирую каждую гонку. Больше присматриваюсь к своим соперникам, стараюсь перенять то, в чем силен каждый из них. Ну и, конечно, стремлюсь* заимствовать лучшие качества у своего друга Виктора Арбекова. Без таких «семинаров» на трассе трудно добиться успеха «на высшем уровне». В прошлом наШи спортсмены выступали в классе 500 смз без особого успеха. Как-то сложилось мнение, что это нласс для ветеранов. В нынешнем году я пересел на «пятисотку» и нисколько не жалею. Вместе со мной выступает в команде армеец из Киева Володя Погребняк. Радуешься, видя, к ак он растет от гонки к гонке. У этого двадцатилетнего юноши уже сейчас хорошая техника, а зрелость придет к нему, мне кажется, очень скоро. Об этом свидетельствует его последний успех — второе место в кишиневском этапе чемпионата мира, где он уступил только опытнейшему англичанину Смиту и опередил не менее именитых соперников.ГУНАР ДРАУГСЧемпион страны по мотокроссу в классе 500Я уверен, что в самом недалеком будущем команда пополнится такими же хорошими молодыми гонщиками, к ак Володя Погребняк. Ведь у нас нет недостатка в способных ребятах. И двери в спорт перед ними открыты. И хорошие люди всегда рядом. Знаю это по собственному опыту.•15-