33
34
*1 ZiZZt"*Й!'^"- -<s*А РМИЯНАША МОГУЧАЯВ Щербаков. Учение В. Щербаков. На марше.С. Антонов. Ночной переход.Вооруженная защита социалистического Отечества, м огущест ­ во армии и флота, героико-патриотическое воспитание советских людей всегда были и остаются важнейшей темой вхудо ­ жественной прозе и поэзии, драматургии и кино, м онумен ­ тальном искусстве и живописи. На этой странице мы предлагае м работы студии военных худ ожников имени М . Б. Грекова, посвященные Советским Вооруж енным Силам. огда грянула Великая ственная война, автомобили с их большой подвижностью, свободой в выборе трассы, высокой средней скоростью, пригодностью к маскировке от нападения с воздуха стали исключительно важным сухопутным средством транспорта, а в отдельных случаях — и незаменимыми боевыми единицами. Советская автомобильная промышленность, в то время еще очень молодая, с первых же дней войны перестроилась, приспособила свою продукцию к нуждам фронта и тыла. Из конструкций серийных грузовых машин было удалено все необязательное, декоративное, их внешний вид стал строже, чем одновременно были достигнуты упрощение технологии и экономия металла. Скромные полуторки ГАЗ-ММ и трехтонки ЗИС-5 произвели огромную работу по перевозне военных и хозяйственных грузов. Особенно велико их значение в подвиге на «дороге жизни» — трассе, проложенной зимой 1941 — 1942 годов по льду Ладожского озера для снабжения осажденного Ленинграда и для эвакуации его жителей. Среди конструктивных проблем на первый план выдвинулось повышение проходимости автомобилей. Увеличился выпуск трехосных и полугусеничных моделей, машин со всеми ведущими колесами. Именно на шасси трехосных ЗИС-6 были установлены первые гвардейские минометы — знаменитые «катюши»; на базе ГАЗ-AAA созданы легкие бронеавтомобили. Еще более легкие и подвижные броневики выпускались на шасси ГАЗ-67Б с обеими ведущими осями. Полугусеничные ЗИС-42 использовались в качестве артиллерийских тягачей. На основе шестицилиндровой «эмки» (ГАЗ-11-73) стали выпускать штабные машины ГАЗ-61 типа 4x4 . Другой армейсний автомобиль, ГАЗ-67Б ((ранее ГАЗ-64, затем ГАЗ-67), такж ес обеими ведущими осями, строили с упрощенным открытым кузовом и четырехцилиндровым двигателем м - 1 . Для' перевозни раненых широко использовались ГАЗ-55 (на базе «полуторки») и ЗИС-16С на удлиненном более чем на метр грузовом шасси ЗИС с форсированным двигателем и упрощенным, без обтекаемой передней части, кузовом автобуса ЗИС-16. Все основное бремя перевозок выносили машины отечественного производства. В архивах гитлеровского командования были. найдены отчеты об испытаниях захваченных фашистами автомобилей ЗИС и ГАЗ; немецкие эксперты давали весьма высокую оценку конструкции, надежности, проходимости, унификации агрегатов наших машин. Больше 3,5 миллиона километров прошли машины наших автомобильных войск за годы войны и перевезли свыше 100 миллионов тонн военных грузов. Четверть века назад отгремели бои, победоносно закончилась Великая Отечественная война. Но вечно будет жить в нашей памяти самоотверженный труд военных автомобилистов тех лет. Не забудем мы и машины, верой и правдой служившие нам в эти трудные годы.*На первойстранице обложки: в верху — ЗИС-6 с «катюшей»; в центре — ЗИС-42; в низу (слева направо) — ГАЗ-61 и ГАЗ-67Б. На этой странице: вверху ГАЗ-ММ и ЗИС-5; в центре — бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-AAA; в низу — ГАЗ-55 (слева) и ЗИС-16С.**Рисунки \ЮДолматовского