не хватает выдержки или сообразительности задержаться на несколько мгновений у линии «стоп» даже тогда, когда уже вспыхнул зеленый глазок светофора. И вот кто-то один не дал пешеходам закончить переход, а теперь они мешают и опасны всем. Ситуация совсем не такая безобидная, как может показаться. Потому что люди на мостовой видны отчетливо только первому ряду стоящих у перекрестка водителей, а с каждой новой волной автомобилей обстановка накаляется, опасность не заметить помеху возрастает. И вот уже слышен визг тормозов... Как это часто и случается, один водитель еще успел отвернуть в сторону, а едущий следом сделать это уже не смог. В состоянии ли водители сами устранить такие «случайности»? Как говорят, и двух мнений быть не может.«Я—за внимательностьГод от года крепнут и развиваются связи между странами социалистического лагеря в самых различных областях общественной, экономической и культурной жизни. Для'обмена опытом работы к нам в страну приезжает немало зарубежных специалистов. Так, в конце минувшего года Москву и Ленинград посетила группа сотрудников органов дорожной полиции (по нашему—автоинспекции) нескольких городов ГДР. В дни пребывания в СССР начальник Главного управления дорожной полиции Министерства внутренних дел ГДР полковник Альфред Хайдель встретился с корреспондентом журнала и любезно согласился ответить на ряд вопросов, поставленных редакцией.и предупредительность!»К орреспондент : Нам известно, что широкое участие в большой работе, способствующей безопасности движения, принимает в ГДР общественность. Расскажите, пожалуйста, об этой работе, ее формах и результатах. А. Х айдель : По всей республике в производственных коллективах, школах, жилых районах у нас созданы группы активистов, оказывающие дорожной полиции большое содействие и помощь. Таких групп сегодня уже около 16 тысяч. Все они участвуют в конкурсе, получившем название «Я — за внимательность и предупредительность!» Это широкое соревнование, направленное на выполнение гражданами правил движения, обучение им всего населения, на лучшую подготовку к проведению технических осмотров автомобилей и мотоциклов, контроль за регулировкой световых приборов транспортных средств и т. п. То, что вот уже второй год подряд при возрастающей интенсивности движения нам удается достичь дальнейшего улучшения удельных показателей по дорожным происшествиям, — свидетельство эффективности этой работы общественности. Например, при росте автомобильного парка в 1968 году на 6 процентов число дорожно-транспортных происшествий повысилось только на 2 процента. Каковы формы работы общественности? Вот, скажем, проведение на специальных площадках практических учебных занятий с населением по правилам уличного движения. Инициатором их в свое время стала группа активистов народного предприятия «Прессен унд Шмидверке Росвайн», сейчас это полезное начинание нашло многих и многих последователей. Хорошие предпосылки для связи мотоциклетного спорта с воспитательной работой по безопасности движения создают организуемые активистами клубы молодых мотоциклистов. Велика заслуга нашей общественности ив строительстве игровых и учебных городков безопасности движения. К орреспондент : Кто же направляет и координирует всю эту работу? А. Х айдель : Координируют действия наших активистов специальные центры (их можно назвать советами) воспитательной работы при местных народных представительствах. Различного рода учебный материал для групп активистов готовят органы дорожной полиции. Здесь нам очень помогает телевидение. Телепередачи называются «Школой участников движения». В такой телевизионной «школе» ежемесячно занимается около 400 тысяч человек. Планируется и новая передача в эфире (цель ее — повышение квалификации водителей) — «Остановка в пути». К орреспондент : Какие проблемы в организации движения стоят в ГДР сейчас особенно остро? А. Х айдель : Проблема № 1 у нас это, пожалуй, внедрение светофорной сигнализации. Особенно в больших городах. Пока здесь еще очень много нерегулируемых перекрестков. Говоря — много, я имею в виду такие перекрестки, которые по Интенсивности движения уже не могут оставаться без средств регулирования транспортных потоков. Во многих узловых точках автомагистралей светофоры пока* переключаются вручную. Пора перевести их на автоматику. Наша поездка в СССР имела цель, в частности, познакомиться с опытом ваших специалистов в области применения светофорной сигнализации. Нам очень понравилась «зеленая волна» в Москве и Ленинграде и её новинка — световое табло, рекомендующее наивыгоднейшие скорости движения для разных условий проезда перекрестков. Впечатляет и применение счетно-решающего устройства для управления движением на семи перекрестках у площади Серпуховской заставы в Москве. Вторая проблема, которой мы уделяем сейчас большое внимание, это научное исследование причин дорожно-транспортных происшествий и способов их предупреждения. Министерство высшего и среднего образования ГДР создало специальный научно-исследовательский институт по проблемам безопасности движения. В этой связи нам очень пригодится опыт работы ВНИИ МВД СССР, и мы благодарны его сотрудникам, подробно рассказавшим нам о направлениях своей работы. К орреспондент : Каждый, кто приезжает в ГДР, восхищается тем, с каким артистизмом управляют движением инспектора дорожной полиции, как помогают водителям ориентироваться в обстановке. Чем это достигается? А. Х айдель : Многое в поведении сотрудников нашей дорожной полиции определено специальными инструкциями. Кроме того, в ГДР существуют специальные шестимесячные школы регулировщиков уличного движения, где слушателей обучают правильному взаимодействию с водителями. Заметную роль в совершенствовании приемов работы инспекторов дорожной полиции играют ежегодные конкурсы на звание лучшего регулировщика ГДР. Кстати, последние три года победителями таких конкурсов неизменно оказывались женщины.В городах становится все теснее. Иной раз едешь-едешь вдоль тротуара и буквально приткнуться некуда. Не обидно, когда все места для стоянки действительно заняты. Но часто на площади, где вполне встало бы, скажем, десять автомобилей, умещается всего пять-шесть. Потому что останавливаемся мы порой как попало, не думая совершенно о других. Один поставил машину в затылок, другой — «елочкой», один автомобиль стоит С нормальной дистанцией в 1—1,5 метра, у другого с обеих сторон по 2—3 метра пространства. Ни впереди не станешь, ни сзади (пятый рисунок). Стань эти же водители друг за другом с интервалом в один метр, вместимость стоянки намного бы возросла. выезд нетруден, стоит перед началом движения сдать на метр назад, и просвет в два метра позволит вам легко отъехать от тротуара. Подобных примеров, право, можно было бы привести здесь немало. Но дело не в числе. Мы не стараемся представить полное собрание ошибок некоторых водителей. Думаем, что и сказанного достаточно для подтверждения той мысли, с которой мы и начали эти заметки. Мысли о том, что водитель в состоянии регулировать движение, так сказать, не меняя профессии и оставаясь водителем. И делать это надо, не дожидаясь каких-то особых указаний или директив. Их просто не будет. Потому что каждый из нас прямо заинтересован и имеет возможность сделать многое для того, чтобы ездить по улицам и дорогам стало удобнее и безопаснее. Если вы согласитесь с нами, то давайте так и поступать. Г. ЗИНГЕР22