А . Л . Пейсах. Тут собралась лишь ма ­ ленькая горстка ветеранов трассы. А ведь это было огромное хозяйство. Оно именовалось ВАД-101 — Военноавтомобильная дорога № 101. Начальн иком ее стал заместитель начальника тыла Ленинградского фронта генерал А. М . Ш илов , к омиссаром — И. В. Ш и кин. Н епосредственно строил ледовуюдорогу 88-й отдельный мостостроитель ­ ный батальон. В помощьдорожникам на Ладогупришлирабочие батальоны Ки ­ р овского , И жорского заводов, завода «Большевик» и многихдругихпредприя ­ тий иучрежденийгорода . П рибыли такж еколхозникиокрестных сел. Г. С. Соболь. Н екоторыеледовуюдо ­ р огу представляют так: з амерзла вода, п одошлимашины , спустились на лед и поехали. Нет. С ложнее все было . На трассе насчитывалось более 8 тысяч сол ­ дат икомандиров . Как сейчас вижу старые бараки , наспех отрытые землян ­ ки, где размещались люди. Кипела стройка : в округзвон пил, п ерестуктопо ­ ров. С ооружались подъездные пути, склады ибазы , р азличногородапострой ­ ки для пунктов обогрева , питания, технич ескойимедицинскойпомощи . Готовили дорожныезнаки , вехи, п ереносные щиты. Делалось имногоедругое . А. П. Бойкий. Д евятнадцатого ноября впоселокКоккоревоприбыл начальник тыла Ленинградского фронта генерал Ф . Н. Л агунов . Его автомобиль спустился на лед. А 22 ноября первая колонна полуторатонных автомобилей ГАЗ - А А из отделыного автотранспортного батальона майора В. А. П орчуновапрошласвосточногоберега на западный, доставив вЛенинград первые тонны муки.„ДОРОГА ЖИЗНИ " ДОРОГА МУЖЕСТВАА. П. Кондрин. В первуюблокаднуюзиму ледовая трасса действовала больше 150 дней , н оукаждого из нас глубжевсего запали в памяти первые рейсы. Ладога капризна. В конце ноября ледеще местами перемещался , т оросился , на нем образовывались тре ­ щ ины . Бывало, с пускаешьсясберега — с ердцезамирает : п роедешь 'или про ­ валишься? Растерялся, оплошал — г и ­ бель. Со мной был такой случай. На рассвете заехал втрещину . Стал выбираться, но не тут-то было; п ередниеко ­ леса машины все больше погружались в воду. Чтобы спасти автомобиль иму ­ ку, начал выгружатьмешки . По пояс в воде. Свищет ветер, стынут ноги иру ­ ки. Устал, хочется есть. М ашину спасти не смог — ушла под лед. А самоказался в госпитале. Тонул не один я. Вот рядом сидят Семен Матека, А лек ­ с андр Тиханович, М аксим Твердохлеб. О нии тонули игорели . С. И. Матека. В песне, словно, п ро нас: «и в воде мы не потонемивогнемы не сгорим...». Н о это теперь можем слова подбирать. Тогда иначе себя чувствовали. Первые рейсы были просто страшные. Неокрепший лед трещит, прогибается. Ш ирокиетрещиныобъез ­ ж аешь . Вначале был приказ : ездить только с открытыми дверцами, а потом •их совсем снимали. М не действительно 'Пришлось и гореть и тонуть. Но вот выжил. А немало и погибло людей, техники, г рузов — проваливались, у хо ­ дили под лед. Попадали под вражеский огонь . Г. С. Соболь. Забегая вперед, с кажу , что всего за первуюзиму во льдах озе ­ ра и на грунтовых участках дорогибы ­ ло потеряно 1004 машины . В декабре лед окреп . Наряду сГАЗ - А А , к оторыми 'первоначально были укомплектованы подразделения, пошли трехтонные ЗИС-5. Поднялась скорость , увеличилась доставка грузов. Ледовую дорогу приравняли кпереднемукраю . А. Е. Белозеров. 17-я отдельная автотранспортная бригада, обслуживавшая ледовую магистраль, в декабре - я нваре имела девять батальонов. К рометого , была усилена отдельными ротами ико ­ лоннами. Техники тоже прибавилось. Ее доставляли из Москвы , Г орького , Ярославля, с Урала. Всего на ледовом участке работало ужеоколо 4000 автомобилей. И. Е. Гришанович. Трудности, о днако , не уменьшались. Активизировалась фашистская авиация. Со стороныШлис ­ с ельбурганепрерывно била вражеская артиллерия. Ч ем лучше работала доро ­ га, т ем яростнее были атаки гитлеровцев. Д аещеморозы . Д осорокаграду ­ сов. П. Е. Кудрявцев. О собенноопасным был девятый километр .РЛЕТПОБЕДЫВ. В. Кравченко. Ш оферы называли его «Пронеси, господи...» Г. С. Соболь. Д а , т оварищи , Л адож ­ ская ледовая трасса требовала от лю ­ дей огромных усилий иогромногому ­ жества. И этими качествами обладали советские люди . Центральной фигуройдороги был шофер . Я командовалро ­ той в 390-м эвтобатальоне. Тут есть авт омобилисты из других батальонов — 385-го, 387-го, 388-го, 389-го. Все мызнаем , к акой ценой обходился каждый рейс. О водителях так скажу : это 'настоящие герои . О нии спать забывали, и есть забывали, как правильно гово ­ рится в песне. А. Л . Пейсах. И эту помощь ленинг радцы ощутили сразу , к актолько начала действовать дорога . С 22 по 30 но ­ я брявгород были доставлены первые 800 тонн муки . Это было начало. Через месяц — 25 декабряленинградцыпо ­ лучили первуюприбавку хлеба — 100 граммо ' з , в январе 1942 г. — в торую , в феврале — т ретью . В январе всреднемв сутки завозилось 1700 тонн муки , в, феврале — более 3000 тонн. Г. С. Соболь. Хотел бы добрым ело.-в ом помянуть наши замечательные ма ­ шины — Г АЗ - А А . Рассчитанные на пол ­ т оры тонны, они брали по две спо ­ ловиной, а то и больше. П рострелен ­ ные, п оизношенные , они продолжали работать. К огдаявижу наш любимый «газик», готов стать передним на ко ­ лени. А водители пусть самио себе расскажут.Материалы подготовили к печати спецкоры *3а рулем» А. Бабышев, И. Косухин, М. Тилевич Фото В. Ширшова и из личных архивов ветеранов «дороги жизни»Ао^А-'Таким был контрольно пропускной пункт у деревни Коккорево