О ДЕЛп«1970г одаСколько стоит Робер?Этот вопрос представители мотоциклетной фирмы «Сузуки» .чадавали давно. В конце 1965 года японские мотоциклы впервые появились на кроссовых трассах. Начиная с 1962 года «Сузуки» ежегодно одерживали в чемпионате мира по кольцевым гонкам одну победу за другой в классах 50 и 125 см 3 . Однако в кубатурах 250 и 350 см 3 завод встретил упорное сопротивление своих соотечественников — «Хонды» и «Ямахи» и, не добившись успеха, обратил взоры на чемпионаты мира по мотокроссу в классе 250 см 3 . В 1966 году уже был готов кроссовый «Сузуки» с довольно мощным двигателем, но не доведенной экипажной частью. Фирме нужен был опытный кроссмениностранец, способный в выгодном свете представить миру новую машину. Японец Куно, сильнейший в стране, явно уступал ведущим среди завсегдатаев чемпионатов самого высокого ранга. Да, у мотоцикла «Сузуки» для удачного дебюта, при его 35-сильном моторе, не хватало одной важной «детали»—хорошего гонщика. Руководители фирмы не поскупились и установили на машину модели 1968 года импортную «деталь» — шведа Олле Петерссона. Чемпионат мира < Сузуки» с Петерссоном за рулем закончил на шестом месте. В прошлом году удалось выйти уже на третье, уступив лишь бельгийцам Роберу и Гебейерсу, шедшим на чехословацких машинах «Чезет». Возможности Петерссона были исчерпаны, чего нельзя, к ак считала фирма, сказать о мотоцикле. Фирма уже много лет приглядывалась к трехкратному чемпиону мира, делала ему выгодные предложения. Тот отказывался, но японцы не отступались. Осенью прошлого года завод «Сузуки» пошел вабанк: 35 тысяч долларов Роберу и 15 тысяч Гебейерсу лишь за согласие подписать контракт. Златой телец восторжествовал, и оба бельгийца стали фирменными гонщиками завода «Сузуки» на 1970 год. А другие заводы? Шведскую «Хускварну» будут представлять в нынешнем году шведы Т. Халльман, Т. 3 Ханссен и X. Андерссон (в классе 250 см ), Б. Эберг, А. Кринг, К. Хаммаргрен (в классе 500 см 3 ). Западногерманская фирма «Майко» также намерена выступать в обоих чемпионатах, полагаясь на А. Вайля и В. Бауэра. Английская фирма АЖС будет представлена в лице Э. Робертсона и Б. Бонна, которые примут старт в классах 250 и 500 см 3 . Первенство мира по мотокроссу в каждом из классов на этот год вновь разыгрывается в двенадцать этапов, причем в зачет идут семь лучших результатов. Первые старты чемпионатов уже состоялись. Об их результатах мы проинформируем читателей в следующих номерах журнала.льч-316»Завод тяжелых грузовиков в Ельчс (ПНР) освоил в нынешнем году производство трехосной машины «Ельч-316» От базовой модели она отличается треть ей, поддерживающей осью, увеличенной длиной и возросшей (до 10 тонн) грузо подъемностью. По данным статистики, сегодня в Польше лишь около одной пятой дорог имеют покрытие, допускающее движение грузовиков с нагрузкой на ось около 10 тонн. Бблыиая же часть дорог пригодна для машин с меньшей осевой нагрузкой. Именно для них и предназначен новый автомобиль, у которого наибольшая нагрузка на ось (среднюю) составляет около 8 тонн.«Аутобьянки-А112». Мотор — 903 см 3 , 44 л. с. при 6000 об/мин. Вес — 670 кг. Разгон с места до 100 км/час — 18,5 сек. Скорость — 135 км/час. Расход топлива — в,5 л на 100 км. Итальянский концерн ФИАТ ревниво следил за карьерой «Мини», взвешивал его плюсы и минусы. Модель «850» с задним расположением двигателя стоила дешевле своего английского одноклассника и до сих пор имела неплохой сбыт. Однако дочернее предприятие ФИАТа, завод «Аутобьянки» в Милане, в спешном порядке работал над новой моделью того же класса, что и английская машина с передними ведущими колесами. «Мини» по-милански» впервые появился на туринской автомобильной выставке в самом конце прошлого года. Его окрестили «Аутобьянки-А112». Новая машина отличалась шинами довольно большого размера — 135 —13. Чтобы кожух ниши переднего левого колеса не мешал левой ноге водителя, переднюю колею сделали на 50 мм шире (1250 мм), чем у «Мини». У обоих автомобилей двигатель расположен поперечно. На английской машине валы трансмиссия лежат параллельно мотору. Нет слов, конструкция компактная, но сложная — в работе постоянно находятся минимум пять шестерен, а на отдельных передачах — все девять! Для «Аутобьянки» использована та же схема трансмиссии, что у ФИАТа-128 («За рулем». 1969, № 11). Тут на каждой передаче в работе только четыре шестерничисло источников шума и поломок сократилось.Десятитонный грузовик<Ельч-316».«Ельч-316» снабжен шестицилиндровым (127X146 мм, 11 100 см 3 ) дизелем типа «Лейланд» мощностью 200 л. с. при 2200 об/мин. Он сблокирован с пятиступенчатой коробкой передач, от которой вращение передается на средний, ведущий мост «Раба» с планетарными колесными редукторами. Собственный вес грузовика — 8 тонн. Его максимальная скорость равна 80 км/час, а расход горючего составляет около 30 л на 100 км пути.Л \утобьянки»i ll против «Мини»Один из самых массовых автомобилей в Европе — это «Мини», выпускаемый вот уже свыше десяти лет концерном «Бритиш Лейланд». Обострение конкурентной борьбы в классе 1000-кубовых малолитражек вынудило фирму к 1970 году реконструировать испытанную модель. Трансмиссия получила наконец синхронизатор ика первую передачу. В дверцах на смену сдвижным стеклам пришли опускные. Изменен щиток приборов, который выглядел крайне примитивно. Иной внешний вид имеет сейчас передняя часть кузова. Но по существу «Мини» остался тесной машиной, у которой рулевая колонка расположена почти вертикально, подвеска на резиновых конических блоках крайне жестка, а износ шин очень велик из-за их крошечных размеров (5.20 — 10).Компоновка «Аутобьянки-А112». Учтя большую популярность автомобилей с кузовом «универсал», конструкторы «Аутобьянки» (читай — ФИАТа) сделали в задней части кузова третью дверь, открывающуюся наверх. Она заменяет крышку багажника, позволяет при необходимости перевозить в . машине длинные предметы. Трансмиссия, подвеска и тормоза «Аутобьянки» конструктивно близки к ФИАТу-128. Двигатель же используется с некоторыми переделками от ФИАТа-850. Новая модель получилась очень компактной. Если сравнить ее с «Мини», видно, что при одинаковой базе (2040 мм) их длина невелика—соответственно 3170 мм и 3231 мм, то есть чуть меньше, чем у «Запорожца» старой модели (3295 мм). Радиус поворота у обеих машин тоже невелик — соответственно 4,35 и 4,45 метра, что очень важно в больших городах. Однако для эксплуатации в отдаленных районах эти автомобили мало пригодны из-за незначительного дорожного просвета (150 и 160 мм) и двигателей, требующих бензина с октановым числом не менее 98.Через семьдесят летПоследний раз международный (и одновременно мировой и абсолютный) рекорд скорости на автомобиле с электродвигателями был установлен 70 лет назад. Тогда бельгиец К. Иенатци достиг результата 106 км/час. Американец Д. Кугель недавно прошел милю (1609 м) со стартом с хода за 26 секунд, что соответствует средней скорости 223,5 км/час. Он выступал на специальном рекордном электромобиле «Отолайт лийд спешел». Машина была построена в рекламных целях фирмой «Отолайт», производящей автомобильное электрооборудование. Источником электроэнергии служили свинцовые аккумуляторы.Модернизированный «Мини*, модель ^«Клубмэн». Мотор — 998 см 3 , 38 л. с. при 5250 об/мин. Вес — 640 кг. Разгон с места до 100 км/час—26 сек. Скорость120 км/час. Расход топлива — 9,2 л на 100 км.31