12
13
У автомобильнойпартыРодиныАВТОЭКСПЕДИЦИЯtifc МоскваГ^аj^£-Z^P^~t***»•».. Клыкове*)*iti ру.нки*;Первенец стройки — ремоятно-кузнечный цех.ФОТО А. Брянова (ТАСС)ТОЛЬЯТТИЭто широкое шоссе, обтекающее с обеих сторон долгую полосу газона, ведет на строительство Волжского автомобильного завода. Мы узнаем об этом сразу, как только позади остается Тольятти, последние его дома на краю соснового леса. Но вот замаячили впереди силуэты кранов и корпусов ВАЗа, и мы понимаем, что там была не окраина. Город продолжается здесь. Вдалеке, в стороне от стройки, начинаются целые кварталы светлых корпусов, не похожих на заводские. Мы догадываемся, а потом и дорожные указатели подтверждают, что это и есть новая часть города Тольятти, предназначенная для работников автогиганта. По дороге на стройку мы уже кое-что узнали о ней. Цифры, имена героев. Их можно прочитать на транспарантах и фанерных плакатах, встающих на подъездах к будущему заводу. Заботливо выписанные тексты — как вехи развития самой стройки, как строчки из ее трудового дневника. Они знакомят тех, кто впервые едет по этой дороге, с историей Волжского автомобильного, А она уже началась. Она обрастает новыми событиями сегодня. Не беда, если краску на фанере смоют дожди или снег, — вся стройка знает уже эти цифры, эти события, эти фамилии. «Сменные нормы за 6 часов! — читаем мы. — С такой инициативой выступили в мае 1967 года шоферы АТУ-3 И. В. Ремигайло и В. А. Быков». И ниже, рядом — «Пятилетку за 3,5 года1» Итак — Ремигайло. Эту фамилию мы только что слышали среди многих других в Куйбышевгидрострое. Хозяина панелевоза 42-06 КШН нам удалось разыскать не сразу. «В Жилстрое, — говорили нам, — на Южной базе, в рейсе». Ближе к обеденному времени мы подъехали к дощатому домику в стороне от шоссе. Над дверью здесь были прибиты четыре загадочных буквы — УПТК, которые, как нам сказали, значили, что бригадир никак не объедет стороной этот пункт. Мы стали ждать. И все-таки чуть не прозевали: не хотелось Ремигайло попадать в поле зрения журналистов. Он уже собирался уехать неузнанным, когда кто-то подсказал: наш бригадир. Через несколько ми ­ нут уже завязался разговор, и мы познакомились с умным, энергичным человеком, достойно представляющим большую группу людей, которые управляют армией самосвалов, бульдозеров, автокранов и панелевозов на этой гигантской строительной площадке. Это немолодой уже человек, коммунист, отец семейства. Такие, как он, — специалисты со стажем, с большим профессиональным и жизненным опытом • — и составляют ядро строителей завода.Они организуют ту, порой пеструю, массу молодежи, которая прибывает теперь в Тольятти со всех концов страны и здесь получает свою первую профессию, зарплату, путевку в жизнь. Шофер из Донбасса, Иван Викторович Ремигайло одиннадцать лет отработал в Северодонецке, где сооружался химкомбинат, потом услышал о Волжском автомобильном, собрал семью — а это как-чижак пять человек — и, оставив трехкомнатную квартиру, приехал в Тольятти. Известно, нелегки первые дни стройки, но семья Ремигайло, как и многих водителей, сразу включилась в трудовые будни большого коллектива — ВАЗ стал частью их биографии. ...Сначала здесь было просто поле, вернее, степь. Все началось с земляных работ, и первыми рабочими стали тут бульдозеристы, экскаваторщики, шоферы. Рыли котлованы под здания будущих цехов. И тоннами, сотнями, тысячами тонн вывозили землю. От водителей зависели темпы этих, самых трудоемких работ. Между тем дело шло не так уж гладко. Ремигайло видел это по прошлому своему опыту строителя. Он хорошо помнил, что в Северодонецке работалось по-другому. Что-то неладно было здесь в самой организации работы. У водителей и бульдозеристов поначалу не было ни моральной, ни материальной заинтересованности в результатах своего труда. И тогда Иван Викторович решил «вмешаться». Все сроки земляных работ истекали, а12 экскаваторщики, чья работа оплачивалась повременно, вроде бы и не замечали. Ремигайло обратился прежде всего к водителям: — Ребята, что делать? Земля нас за ­ жимает. Вот, пожалуйста, приехал бульд озер — а что толку? Сделал нам на земле «стиральную доску» — перекур. На заработке бульдозериста это не отражается, а водитель простаивает. Ремигайло рассказал о северодонецк ом опыте. Там экскаваторщики, бульдозеристы и шоферы были объединены в комплексную бригаду, и общий ее результат зависел от работы каждого. П ри ­ шел с этим в партком. Там его поддержали. Для начала создали двеком ­ плексных бригады — решили проверить предложение на практике. Месяц работы дал блестящие результаты. Обком одобрил инициативу Ремигайло, и на стройке его методом работала теперь уже двадцать одна бригада. Дело пошло куда быстрее. В хорошие сроки был вынут весь .грунт шод строительство кор ­ пуса вспомогательных цехов, главного корпуса и [Прессового цеха. Сегодня, когда Иван Викторович вспоминает эти первые дни стройки, он сме ­ ется: «Думаете, это так просто было — убедить людей перейти на новую си ­ стему работы? Д а это было почти что как в деревне коллективизация. Порой водители рассуждали, как кустари: з а ­ ч ем это я буду работать на булыдозериста? Уговаривали. П ока не поняли люди, что так будет и стройке и себе лучше». Хорошо помнит Ремигайло день 11 июля 1969 года. В этот день строители ВАЗа собрались на свой первый митинг. О н был посвящен пуску первого цеха нового завода, ремонтно-кузнечного. В этом успехе была большая заслуга и шоферов самосвалов, всех водителей стройки. Государственная комиссия приняла объект с отличной оценкой. На митингеИван Викторович Ремигайло отправляется в очередной рейс. Фото В. Ширшовабыло оглашено письмо участников строительства к тем, кто будет встречать 150-летнюю годовщину со дня рожде ­ ния В. И. Ленина: «На большом пути коммунистического строительства, — говорилось в этом письме, — мы с вами стоим на разных этапах. Вы несете эстафету, вы работаете на заводе, который закладывали мы в суровые морозы 1967 года». Капсулу с письмом замуровали в стену ремонтно-кузнечного цеха, под мемориальной доской. Да, как на всякой большой стройке, бывали на ВАЗе трудные дни. И не только в морозы 1967-1ГО. Тяжелым оказалось лето 1969-го. На счету была каж ­ дая минута. Когда оставалось несколько дней до монтажа оборудования в прессовом корпусе, на помощь строителям пришли студенческие отряды, заводские бригады. Девять поточных линий было смонтировано в этом цехе. На стройке оставалось главное: монтаж конвейера сборки автомобилей, самого большого m СССР. Работы на строительстве ВАЗа шли полным ходом, когда выяснилось, что отстает «Жилстрой». А жилье было так нужно. Коммунист Ремигайло опять пришел в партком и предложил создать ив городке ВАЗа комплексные бригады — ведь вот водители панелевозов простаивают, потому что строители без разбора сваливают панели. Время уходит не столько на перевозку, сколько «а их перекладку. П режде чем все это высказать, Иван Викторович полтора месяца сам возил панели, посчитал, присмотрелся к работе. Он не отказался возглавить такую бригаду и перейти на строительство жи ­ лого квартала, хотя это означало потер юв зарплате — почти в два раза. Когда мы встретились с Ремигайло на базе УЛТК, он уже мог рассказать оре ­ зультатах: на строительство домов водители стали вывозить в четыре раза больше панелей, чем раньше. Поправилось дело ис заработком. Погрузчики, шоферы, такелажники и крановщик объединились в комплексную бригаду, в которой не место лодырю. М ного рабочих въехало ужев новые дома. Мы поинтересовались, как живет сам Ремигайло, и узнали, что его семья снимает небольшую комнату в городе. Заслуженный на стройке человек, член парткома — неужели никто не пытался помочь ему с жильем? — М не предлагали уже две трехком ­ натные квартиры, но я отказался. У других такие же условия, чем жея лучше? — Но у вас дети, старая мать... — А как бы я тогда, с каким лицом пришел бы в бригаду? Я не мог бы работать с людьми. Вот построим город... Когда мы возвращаемся в город той же дорогой, едем мимо щитов, информирующих приезжего о стройке, мы уже совсем иначе смотрим на перечисленные там фамилии. ...Мы возвращаемся. Позади несколько тысяч километров пути, семь заводов «а Волге, «автомобильной реке». А пока мы ездили, началось строительство ком ­ плекса автомобильных заводов на бере ­ гах левого притока Волги — Камы. П рой ­ дет время, и в полноводный поток главного — волжского — автомобильного конвейера /страны вольется новая струя — конвейер Камского автозавода. А. БРОДСКИЙ, Н. С ЕМИНА , спецкоры «За рулем» г. Тольяттибеседа с В. И. ЯРЫГИНЫМ, заместителем Генерального директора Волжского автомобильного завода Давно уже закончилось наше путешествие по «автомобильным» городам Волги. Отчитались мы ив своих журналистских впечатлениях о последнем пункте маршрута — Тольятти. Но ведь строительство ВАЗа продолжается. И поэтому еще одна встреча состоялась ужев Москве. Со времени нашего пребывания в Тольятти там многое изменилось. Что нового на Волжском автомобильном сегодня? С таними вопросами редакция обратилась к заместителю генерального директора Волжского автозавода — Владимиру Ивановичу Ярыгину. — В мартовсном номере нашего журнала сообщалось о том, что начал работать норпус вспомогательных цехов Волжского автомобильного завода, о первой продукции ремонтно-кузнечного. Что нового на стройке ВАЗа? Какие еще цехи вступили в строй? — За первые месяцы юбилейного года в Тольятти произошло много изменений. Уже действуют новые цехи штамповки крупных и средних кузовных деталей — крыши, пола, панелей капота и дверей. Поскольку кузов — самая сложная и трудоемкая часть автомобиля, пуск этих цехов очень важное для завода событие. В апреле вступили в строй цехи, где кузов будет проходить сварку, окраску, общую сборку, откуда станут выходить готовые двери, сиденья, стеклоподъемники, стеклоочистители. — А как дела на главном нонаейере? — Там уже полностью смонтировано оборудование. Проложена линия собственно главного конвейера, подведены все транспортные средства, готовы подвесные склады. Короче — есть все необходимое для общей сборки автомобиля. После завершения первой очереди строительства, которая входит в пусковой комплекс 1970 года, ВАЗ сможет создать мощности на выпуск 220 тысяч автомобилей в год. Это третья часть проектных возможностей завода. По существу к апрелю, уже в канун праздника, было почти полностью t vroво сборочно-кузовное производство. Для обеспечения выпуска автомобилей и выполнения плана 1970 года на заводе ведется подготовка к сдаче в пуско-наладочные работы цехов, которые обеспечат поковками и цветным литьем производство двигателей и узлов шасси — заднего моста, передней подвески, рулевого управления, ряда других механизмов. В мае готовится к пуску корпус алюминиевых заготовок и основной кузнечный цех — горячих штамповок. Полностью заканчивается монтаж основного технологического оборудования во всех остальных производственных цехах ВАЗа. . к ак вы уже знаете, полная расчетная производительность завода — 660 тысяч автомобилей в год. •Одновременно строители возводят крупный жилой комплекс для работников ВАЗа. Здесь будет построено в 1970 году 300 тысяч квадратных метров жилья. Три торговых центра, несколько школ на шесть с лишним тысяч мест, детские учреждения на 1400 мест. 100 тысяч квадратных метров жилья изготовят московские домостроительные комбинаты и смонтирует в Тольятти Главмосстрой. Это — девятиэтажные дома улучшенной планировки и отделки. Строительство новой части города Тольятти продолжается. — Чем встретили строители ВАЗа 100-летие со дня рождения В. И. Ленина7 — К дню юбилея строители освоили 69 процентов общего объема строительномонтажных работ всего завода (в денежном выражении) и 100 процентов стоимости пускового комплекса первой очереди. На строительной площадке завода всего смонтировано около 6 тысяч единиц оборудования и механизмов. Сданы в пусконаладочные работы все основные цехи со сложным автоматизированным оборудованием — первая очередь ВАЗа. — И в заключение, Владимир Иванович, — что можно сказать об автомобиле ВАЗ? — После всесторонних испытаний ФИАТа-124 конструкторы пересмотрели ряд узлов этой малолитражки. Одновременно были учтены усовершенствования. проведенные за время строительства завода в Тольятти. Иным стал двигатель, видоизменены задняя подвеска и отдельные детали кузова, что позволило создать прочную и надежную машину для советских людей.13