ПРЕКРАЩЕННОЕНеподалеку от поселка Старатель Свердловской области произошло заурядное на первый взгляд столкновение. По свердловскому тракту в направлении Нижнего Тагила двигался грузовик УАЗ и позади него мотоцикл с коляской. С правой задней стороны УАЗа загорелась сигнальная лампочка, и автомобиль стал приближаться к бровке дороги. По этим признакам можно было считать, что водитель намерен остановиться или повернуть направо. В таких условиях мотоциклист решил обогнать автомобиль, подал рукой сигнал поворота и вышел из ряда влево. Но тут водитель УАЗа, не подавая никаких сигналов, стал поворачивать налево и мотоцикл ударился в левый борт грузовика. Оговоримся сразу, что люди, ехавшие на мотоцикле, не получили тяжких телесных повреждений. По происшествию было заведено уголовное дело, но через два дня следственные органы прекратили его за отсутствием состава преступления со стороны обоих водителей. 8 действиях мотоциклиста не усмотрено состава преступления потому, что он не имел технической возможности предотвратить наезд на коротком расстоянии. Невиновность мотоциклиста для редакции журнала очевидна. Но почему сочли невиновным водителя УАЗа? вот что было установлено в ходе расследования.ДЕЛОПри выезде на линию световые указатели УАЗа были исправны. Водитель перед поворотом включил сигнал поворота налево, но этот сигнал не сработал. При осмотре автомобиля на месте происшествия в левом заднем фонаре не работал стоп-сигнал ив обоих задних фонарях бездействовали указатели поворота. При последующем осмотре в Госавтоинопекции задние указатели поворота УАЗа работали, хотя их ремонт не проводился. Чтобы устранить противоречия, была назначена судебная автотехническая экспертиза. Эксперты дали заключение, что световые сигналы могли временно не работать из-за разрыва в электрической цепи, например, вследствие окисления контактов, и что такая неисправность могла самоустраниться при последующем движении, а если при включении сигнала контрольная лампочка на приборном щитке автомобиля горела, то водитель мог не знать о неисправности и считать сигнализацию действующей. (Вот на основании этих рассуждений следствие признало водителя УАЗа также невиновным в происшествии и решило, что здесь имеет место лишь «случай», который невозможно предвидеть. В принципе допуская возможность неблагоприятного стечения обстоятельств, мы все же категорически отвергаем решающую роль «случая» в данном происшествии.Сигналы, подаваемые водителем, названы в Правилах движения предупредительными. И то, что они не предоставляют никакого приоритета, с предельной ясностью записано в статье 27 действующих Правил движения: «Подача сигнала не дает водителю преимущественного права проезда и не освобождает его от принятия других мер предосторожности». А эти меры для случая поворота налево с не меньшей четкостью и категоричностью изложены в статье 42 Правил: «„.водитель обязан пропустить транспортные средства, движущиеся в прямом направлении». Водитель УАЗа поворачивал налево не из левого ряда, а из крайнего правого положения, чем нарушил еще и условие статьи 41 Правил. Нельзя при этом было руководствоваться и статьей 43, поскольку ее вторая часть предусматривает маневр разворота для движения в обратном направлении, а отнюдь не поворот налево. И в этом случае водитель также обязан был пропустить «все транспортные средства, движущиеся в попутном направлении». Мотоцикл как раз и был таким попутным транспортным средством. Пусть дело прекращено а уголовном порядке. Никто не ратует за то, чтобы каждое происшествие обязательно влекло за собой уголовное преследование. Но любое неправомерное действие участника движения, любое отступление от установленных норм должно быть выявлено детальным расследованием и подвергнуто осуждению. Г. СОЛОВЬЕВ, экспертОСТАНОВКАИ СТОЯНКА% После остановки не полагайтесь на ручной тормоз, а включите одну из низших передач. • Оставляя автомобиль на стоянке, проверьте, заперты ли его двери от непрошенных гостей. • Оставляя автомобиль на плохо освещенной улице, не забудьте включить подфарники или стояночные огни. • Прежде чем отъехать с места стоянки, обойдите автомобиль вокруг. За время вашего отсутствия обстановка могла измениться. • Трогаясь с места, не полагайтесь во всем на зеркало заднего вида, откройте дверь и оглянитесь через левое плечо. ^*#=<s5)ИЗ ВОДИТЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ• Прежде чем остановиться, убедитесь, не запрещены ли в этом месте остановка и стоянка. • Не ленитесь продублировать рукой световой предупредительный сигнал. Ведь указатель поворота может выйти из строя внезапно и порой незаметно. • Приближаясь к месту остановки, уменьшайте скорость заранее. Этим вы предотвратите излишний износ шин и тормозов. • Прежде чем изменить направление, обязательно удостоверьтесь, что за вами никто не едет.• Не оставляйте автомобиль там, где он может стать помехой другим водителям. • В тесноте заезжать на стоянку лучше всего задним ходом. • Научитесь ставить машину как можно ближе к тротуару, иначе она будет мешать движущимся автомобилям. Ф Оставляйте до стоящего впереди автомобиля не более полутора метров пространства или уж столько, чтобы мог уместиться еще один автомобиль. • Останавливаясь на уклоне или подъеме, поверните руль настолько, чтобы передняя или задняя шина уперлась в тротуар. • Открывая дверцу, убедитесь, что это будет безопасно для других водителей и пешеходов. Предусмотрительность не стоит большого труда, но гарантирует от неприятностей.