Сибири, Уралу, Поволжью. Участники похода посетили также ленинские места Москвы. М. Ширкину из Желтых Вод Днепропетровской области присуждено первое место среди мотоциклистов-юдиначек. Он на машине Минского завода совершил два похода общей протяженностью более 18 тысяч километров. Участник минувшей войны, командир взвода автоматчиков М. Ширнин во время боя за Будапешт в полуразрушенном доме обратил внимание на подшивку немецкой иллюстрированной газеты за 1924 год, в которой было несколько фотографий В. И. Ленина. Он взял фотографии в полевую сумку. И вот, спустя почти 25 лет, М. Ширнин решил передать дорогие для него реликвии Дому-музею В. И. Ленина в Шушенском. С маршрутной книжкой участника заочных соревнований он побывал в Сибири, Прибалтике, Ленинграде, Поволжье, в Москве. Умело использовал в пропагандистской работе материал, накопленный во время походов. С богатыми впечатлениями возвращался из походов машинист локомотива из поселка Мундыбаш Кемеровской области Г. Головацкий. О первой его поездке рассказывалось в августовском номере журнала за минувший год. Второе путешествие было вновь по Сибири, а также по Казахстану. У него немало интересных наблюдений. Приведем лишь одну небольшую выдержку из отчета о посещении Красноярска: «Мне приходилось бывать в этом городе лет десять назад. То, что я увидел теперь, откровенно говоря, просто ошеломило. Город разросся, стал шумнее, оживленнее, ну и, конечно, моложе. Выросли новые кварталы жилых домов, корпуса заводов, всюду видны башенные краны... Движение такое, что кажется, все красноярцы сели на автомобили...» А вот третий призер — В. Уваров. Это преподаватель физвоспитания одной из средних школ Макеевки Донецкой области. В его туристском) активе, как участника соревнований, два похода. Первый — Украина — Москва — Ленинград — Псков. Второй — Украина — Северный Кавказ — Поволжье — Сибирь — Казахстан — Киргизия — Таджикистан — Азербайджан — Грузия. Нетрудно представить себе, с каким увлечением слушают ребята его беседы о путешествиях. Учитывая, что в соревнованиях участвовало много автомототуристов, проделавших большую работу во время путешествий и после возвращения домой, жюри решило наградить дипломами еще семь групп автомобилистов и 17 групп мотоциклистов: группы автомобилистов, которыми руководили А. Чебыкин (Красноярск), П. Сычев (Магадан), С. Волкенштейн (Москва), С. Копылов (Томск), Б. Будников (Талды-Курган), А. Клопин (Свердловск) и В. Витерман (Киселевск, Кемеровская область); группы мотоциклистов: М. Ключников (Тула), А. Пачалия (Феодосия), И. Макаров (Кемерово), И. Ашкинази (Москва), М. Тюрин (Ливны, Орловская область), А. Волошин (Вильнюс), С. Волков (Харьков), М. Маак (Таллин), В. Козловский (Рига), Р. Копылов (Чимкент), В. Наврозашвили (Тбилиси), Т. Филатов (Сумгаит), Ю. Гаранин (Красногорск), А. Рулев (Холмск, Сахалинская область), Н. Платов (Пенза), Н. Калягин (Пятигорск), В. Шумовский (Киев). Жюри решило также отметить дипломом группу Московского завода автотракторного электрооборудования (АТЭ-1) за массовость (79 участников) и работу, проведенную во время путешествия по маршруту Москва—Минск. В небольшой статье, к сожалению, нет возможности рассказать о всех, кто награжден специальными призами. Ограничимся лишь краткой характеристикой групп, чьи маршруты признаны наиболее интересными. Это тринадцать мотоциклистов судостроительного завода «Балтия» из Клайпеды Литовской ССР. Они прошли по местам Литвы, куда поступала и откуда распространялась ленинская газета «Искра». Затем — группа мотоциклистов учащихся Элистинского политехникума. Они совершили путешествие Элиста — Ленинград — Москва — Шушенское. В Ленинграде и Москве встречались со старыми большевиками, не раз слушавшими выступления В. И. Ленина. Записи об этих встречах, как и другие материалы, собранные в пути, переданы организуемому при техникуме музею В. И. Ленина. И наконец, группа студентов втуза завода имени Лихачева. Они побывали на автомобильных заводах в Горьком, Запорожье, Кременчуге, Львове, Минске, Жодино, а также на строительстве автозавода в г. Тольятти. Скоро новый туристский сезон. По магистралям страны помчатся автолюбители, мотоциклисты. Желаем вам, друзья, счастливых стартов, интересных путешествий.Идет смотр спортивной и оборонно-массовой работыВ городах и селах молодежь, комсомольцы, члены оборонного Общества все активнее готовятся н смотру-экзамену спортивной и оборонно-массовой работы. Большое место в смотре занимает военно-техническая подготовка. Вот что рассказали нам секретарь комсомольской организации Волгодонского химкомбината имени 50-летия ВЛКСМ Н. Русакова и секретарь Нижнетагильского городского комитета ВЛКСМ И. Степанов о том, с какими показателями комсомольцы, досаафовцы идут к смотру.К стартам готовыГород Волгодонск, можно сказать, не вышел еще из комсомольского возрастасреди жителей много молодежи. К примеру, на нашем химкомбинате работает около полутора тысяч юношей и девушек. Как мы готовимся к предстоящему смотру-экзамену по военно-техническим видам спорта7 В минувшем году на комбинате с успехом прошла спартакиада, в которой наши автолюбители выступали в соревнованиях по фигурному вождению. Позаботились ио материальной базе, дополнительно приобрели мотоциклы, оборудовали классы для занятий кружков. Одиннадцать военно-технических специальностей изучают сегодня молодые химики в кружках и секциях. Готовятся стрелки, радисты, телемеханики, водномоторники, аквалангисты. В автомобильном и мотоциклетном кружках, где курс обучения близится к концу, занимается по 25—30 человек. Мотор у нас вообще очень популярен. Уже сейчас каждый пятый молодой труженик умеет управлять либо мотоциклом, либо автомобилем. Немало на комбинате владельцев машин. Скоро юноши и девушки — те, кому предстоит сдавать экзамен по военно-техническим видам спорта, — выйдут на трассы. Комсомольцы предприятия, как и вся молодежь города, примут участие в сооружении мототрека. Уверены, что эго послужит стимулом для дальнейшего развития мотоспорта.На ответственном этапеОкончена смена. Передан товарищу станок. Переодевшись, молодой человек спешит на занятия в кружок по изучению мотоцикла. Следующий вечер у него — тренировка в спортивном зале. Так заполнено нерабочее время у многих ребят и девушек Нижнего Тагила. Еще в начале периода подготовки к смотру-экзамену горкомы комсомола и ДОСААФ приняли совместное решение об активизации деятельности первичных организаций оборонного Общества, укреплении их материальной базы. Многое уже сделано. Так, в педагогическом институте досаафовцы приобрели микроавтомобили и мотоциклы и расширили кружковую деятельность. Работники городского автомотоклуба включились в подготовку общественных инструкторов для первичных организаций «Пластмасс» и других предприятий, где созданы дополнительные кружки, спортивные секции. Большие коллективы комсомольцев и молодежи занимаются в спортивно-технических клубах Нижнетагильского металлургического комбината, Уральского вагоностроительного завода, треста «Тагилстрой». Нижний Тагил давно славен своей тяжелой индустрией. Теперь он завоевывает и славу спортивную. В 1969 году у нас проходили зональные соревнования по мотокроссу, собравшие массу зрителей, а в этом году мотогонщики состязались на ледяной дорожке. Ну, а главное, конечно, впереди. И тагильчане понимают: достойно провести соревнования на ответственном этапе смотра — долг молодых патриотов Урала.Красноярские автолюбители переправляются на пароме через реку Чулым.11