30
31
Карт со всех cmФ Ф1Ф)НУ «Полькарта», как, впрочем, и на других машинах, топливо подается к карбюратору насосом 21 , приводимым от эксцентрика на оси задних колес. Оно поступает из 5-литрового бака 12, который выгодней всего монтировать под валом 6 руля. Сегодня, за редким исключением, на картах применяются дисковые тормоза 2. На «Полькарте» привод их сделан механическим, посредством тросов 3, а не гидравлическим, как на советских или немецких машинах. Бесчисленные сверления в педалях 4 отняли немало труда, но не дали сколько-нибудь заметной экономии в весе. «Тайфун» (№ 30) победителя розыгрыша кубка Ю. Коха из ГДР снабжен мо ­ тором «МЦет-125ГС» (от мотоцикла для многодневок) также с пятиступенчатой трансмиссией. В серийном исполнении мощность такого двигателя 14 л. с. при 7000 об/мин, но его форсированный вариант, примененный на «Тайфуне», развивал более 20 л. с. Моторы «МЦет», пожалуй, наиболее распространены — они стоят iHa машинах советских спортсменов, некоторых гонщиков из ПНР и ЧССР, но уступают по степени форсировки немецким. Эти фотографии сделаны в Москве в 1971 году, когда на стадионе • Л ужни ­ ках по традиции разыгрывался один из этапов «Кубка дружбы» по картингу. Вглядитесь в снимки. Здесь видны все характерные особенности 125^кубовых картов, wa которых выступали гонщики ГДР, ПНР, СССР м ЧССР. Детальный анализ их конструкций, оценка достоинств и недостатков отдельных машин смогут, очевидно, принести нашим картингистам « м естную пользу. Рассмотрим поэтому внимательно каждый карт со всех сторон. Под номером 43 — советская машина К5М из числа серийно выпускаемых Таллинским авторемонтным заводом. Этот карт реконструирован выступавшим на нем В. Ореховым. Отличительной особенностью К5М являются дисковые тормоза на передних 2и задних 23 колесах с гидроприводом 5. Рама, сваренная из 20-миллиметровых хроманоилевых труб, достаточно эластична, а ее боковые элементы, к которым крепятся цапфы передних колес, частично выполняют роль рычагов подвески. Поскольку на картах не разрешено применять упругую подвеску колес, такая рама компенсирует ее отсутствие на неровностях трассы и постоянно поддерживает колеса в контакте с дорогой. Простота рамы в 'немалой мере способствует облегчению карта — машины типа KSM весят (при базе около 1200 мми колее 820 мм) 6 5 — 7 5 кг. На случай обрыва цепь главной передачи закрыта щитком 20. Соображениями безопасности продиктовано и применение трубчатых дуг-отбойников 19, защищающих ма ­ шину при столкновениях. Рулевые тяги 9 из сравнительно тонкого, 7-миллиметрового прутка вынесены внутрь базы. взаимное расположение педалей 4, сиденья 24 с низкой спинкой и руля 25 таково, что гонщик управляет машиной, сидя с согнутыми коленями и наклоненным вперед корпусом. На карте собственной конструкции ( № 26) выступал чехословацкий спортсмен П. Петрашек. Здесь сиденье 24 сильно смещено назад. В результате вес выгодно распределен по осям. На машине Петрашека спинка сиденья наклонена назад, расстояние от нее до педалей 4 почти на 200 мм больше, ч ему машины Орехова. Гонщик управляет картом с почти вытянутыми ногами, откинув корпус назад на 45 градусов идержа маленький руль 25 прямыми руками. Лет десять назад, когда подобная посадка только появлялась на гоночных автомобилях, многие спортсмены встретили ее в штыки. Сегодня она получила всеобщее признание. Интересно, что машина Петрашека снабжена колодочными тормозами 2 (с механическим приводом), батарейным зажиганием и имеет довольно тяжелую раму из труб большого диаметра. На машине «Полькарт» (№ 57) выступал поляк Т. Рыбарчик. Она снабжена очень мощным мотором «Чезет-984» (диаметр цилиндра 55 мм , ход поршня 52 мм, рабочий объем 125 см 3 ) от кроссового мотоцикла. В серийном исполнении он разливает мощность 19 л. с. при 8000 об/мин, выдерживает «перекрутку» д о 9200 об/мин и сблокирован с пятиступенчатой коробкой передач. Такие же моторы стояли на картах Л. Бедржиха (ЧССР) и Т. Рыхтера (ПНР), занявших в розыгрыше Кубка соответственно второе и третье места. Необычна установка двигателя — слева от гонщика. В таком случае бывает затруднен доступ к прерывателю или магнето 16, находящимся, как правило, под правой крышкой картера. Кох, однако, применил транзисторное зажигание 11, «убив двух зайцев»: выросла надежность работы двигателя на высоких числах оборотов щ «ет нужды копаться 8 контактах. Кажущегося неудобства левого расположения мотора в отношении устройства привода переключения также удалось избежать. Рычаг переключения 13 связан с жесткой короткой тягой 15 поперечным валом 7. Хитроумно выполнено на «Тайфуне» рулевое управление. Тяги 9 сидят не на валу 6 руля (как у всех других картов), а на конце промежуточного вала 8, к о ­ торый соединен с валом 6 тягой и двумя рычагами 14. Подбирая их плечи, можно получить различные передаточные числа рулевого управления, наиболее отвечающие характеру той или иной трассы. Рассмотрев четыре довольно различающиеся машины, мы попытались отметить их сильные и слабые стороны, а известной мере оценили их возможности. Выводы же , очевидно, должны сделать сами картингисты, которых отличает творческое отношение к конструкции машин. В. Л АПИН , главный тренер по автоспортуФото В. ШиршоваНа всех фото: 1 — шланг гидропривода; 2 — передний тормоз; 3 — трос привода тормозов; 4 — тормозная педаль; 0 — главный цилиндр гидропривода тормозов; 6 — вал руля1 — вал рычага переключения; 8 — промежуточный вал- 9 — рулевая тяга; 10 — аккумулятор; И — блок транзисторного зажигания; 12 — топливный бак; 13 — рычаг переключения передач; 14 — рулевой рычаг; 15 — тяга переключения; 16 — магнето; 17 — воздушный фильтр; 18 — покрышка; 19 — отбойник; 20 — щиток цепи; 21 — бензонасос; 22 — педаль стартера; 23 — дисковый тормоз задней оси; 24 — сиденье- 25 — рулевое колесб.30